РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"
рабочая программа на тему
I. Пояснительная записка
Актуальность.
В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.).
Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более совершенных образов.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели:
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции, ведь все известные художественные техники имеют в своей основе древнейшие действия или операции.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.
В основу Рабочей программы положена инновационная система художественного образования дошкольников автора Лыковой И.А.
Учебно-методический комплекс «Художественный труд в детском саду» автора Лыковой И.А. включает содержание и описание таких видов художественно-продуктивной деятельности как пластические искусства, художественное конструирование, дизайн.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
― Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,
― Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.,
― СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Рабочая программа (далее – Программа) является целевым ориентиром дополнительной платной образовательной услуги «Школа дизайна», определяет содержание и объём образовательной деятельности.
Целью Программы является развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через проектно-художественную деятельность (дизайн), основанную на доступных для дошкольников видах декоративно– прикладного творчества: пластилинография, квиллинг, модульное оригами, бумагопластика и пр.
Задачи:
1. Развивать интерес к проектно-художественной деятельности (дизайну) через доступные для дошкольников виды декоративно-прикладной деятельности: пластилинография, квиллинг, модульное оригами, бумагопластика и пр..
2. Создать условия для овладения детьми техническими приемами по данным видам деятельности.
3.Развивать творческие способности, коммуникативные качества дошкольников, мелкую моторики рук.
4. Создать условия для формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет, в том числе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 7 лет.
Образовательная услуга представляется в форме кружка «Школа дизайна».
Направленность Программы: декоративно – прикладное творчество.
Планируемое количество детей – 10-14 детей.
Комплектование кружка проводится по желанию детей и родителей на платной основе.
Формы работы: групповая, индивидуальная работа.
Продолжительность занятий – 30 минут
№ | Форма работы | Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
1 | Групповая работа | 2 | 8 | 60 |
2 | Индивидуальная работа | 1 | 4 | 36 |
| Итого | 3 | 12 | 96 |
Возрастные и индивидуальные особенности детей
Возраст воспитанников | Характеристики возрастных особенностей развития дошкольников |
5-6 лет | - у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь, - происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме, - активно совершенствуется техника выполнения основных движений, - в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени, - дети используют обобщённые наглядно-образные средства (схемы, планы, чертежи и пр.) для решения различных познавательных задач и проблемных ситуаций. |
6–7 лет | - у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки, - мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме, - формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности, - может рассказать о своём замысле (цели), способах его реализации, последовательности действий, - способен планировать взаимодействие с другими детьми (договариваться о цели деятельности, распределять и согласовывать действия), - формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная. |
Возраст воспитанников | Характеристики индивидуальных особенностей развития детей с тяжёлыми нарушениями речи |
5 – 7 лет | - имеют речевую аномалию при сохранном интеллекте и слухе, - у детей наблюдаются аграмматизмы в речи, словарь на бытовом уровне, - нарушена произносительная сторона речи, - дети не дифференцируют звуки, не сформирован речевой и фонематический слух. На фоне проблем речевого развития слабо развита мелкая моторика рук, воображение, наблюдательность, мыслительные операции, трудности в ориентации в пространстве. |
Возможные достижения детей
В ходе деятельности у детей имеется возможность развития следующих качеств:
1. Умение последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала).
2. Овладение приемами работы, различными инструментами, правилами техники безопасности.
3. Заинтересованность в изготовлении поделок из различных материалов по собственному замыслу.
4. Умение демонстрировать технические приёмы работы с различными материалами для сверстников, родителей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы сентября:
1 неделя - Тема: «Божья коровка на ромашке» - пластилинография (2 занятия).
2 неделя - Тема: «Улитка» - бумагопластика (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Дерево счастья» - цветы в технике квиллинг (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Пони» - пластилинография (2 занятия).
Темы октября:
1 неделя - Тема: «Смешарики» - лепка из соленого теста (1 занятие).
Тема «Смешарики» роспись гуашью (1 занятие).
2 неделя - Тема: «Сова» - бумагопластика (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Панно из манной крупы» (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Лягушка» - лепка из соленого теста (2 занятия).
Темы ноября:
1 неделя - Тема: «Снежинка» - техника квиллинг (2 занятия).
2 неделя - Тема: «Картина из пластилина» (2 занятия).
3неделя - Тема: «Котик» - панно из соленого теста (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Цветы для мамы» - кусудаму (2 занятия).
Темы декабря:
1 неделя - Тема: «Дед Мороз» - модульное оригами (2 занятия).
2 неделя - Тема: «Новогодняя открытка» - техника вытынанки (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Елочный шар» - панно из манной крупы (1 занятие).
Тема: «Снежинки» (1 занятие).
4 неделя - Тема: «Зима» - пластилиновая картина (2 занятия).
Темы января:
3 неделя - Тема: «Рамка для фото» - модульное оригами (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Рождество» - пластилиновая картина (2 занятия).
Темы февраля:
1 неделя - Тема: «Валентинки из соленого теста» - лепка (1 занятие).
Тема «Валентинки из соленого теста» - роспись (1 занятие).
2 неделя - Тема: «Панно из яичной скорлупы» (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Открытка для пап» (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Масленичные украшения из соленого теста» (2 занятия).
Темы марта:
1 неделя - Тема: «Весенний букет» - квиллинг открытка (2 занятия).
2 неделя - Тема: «Ромашка» - панно из яичной скорлупы (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Стрекоза» - модульное оригами (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Цветы» - бумагопластика (2 занятия).
Темы апреля:
1 неделя - Тема: «Лев» - бумагопластика (1 занятие).
Тема «Петушок» - бумагопластика (1 занятие).
2 неделя - Тема: «Весенняя открытка с сюрпризом» - самостоятельно разработать тему, выбрать художественные материалы и различные способы работы (2 занятия).
3 неделя - Тема: Мозайка «Весенние картинки» - панно из битой яичной скорлупы и шерстяных ниток (2 занятия).
4 неделя - Тема «Весна» - пластилиновая картина (2 занятия).
Итого 60
Итог работы:
― Выставка детских работ
― Игровая ситуация «Что умею, не скажу, а как сделать покажу»
III. Система мониторинга
Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе создания диагностических ситуаций.
В качестве диагностической ситуации проводится игровой «мастер-класс» по теме «Что умею, не скажу, а как сделать покажу».
Детям предлагается принять участие в «обучении» сверстников изготовлению поделок по своему выбору, используя знания, полученные на кружке.
С помощью наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижениях каждого ребёнка в данном виде деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.А Лыкова. Художественный труд в детском саду . Учебно – методическое пособие.
2. «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
3.Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
4. «Коллективное творчество дошкольников», п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г
5. Сайт «Страна Мастеров»
6. Сайт «Всё для детей»
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/14/img_20141222_160106.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-54558-1392265959.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602192-1425221948.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-618435-1428988630.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-430117-1411969258.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ КРУЖОК "Городок мастеров".
Кружковая работа "Городок мастеров" для детей 5-6 лет. Пояснительная записка и перспективное планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-919960-1553788536.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 -7 лет) «Весёлый Светофорик»
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста ( 6- 7 лет) МАДОУ д./с.№ 38 г. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1427775-1666601163.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...