Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Елисеева Инна Владимировна

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организационные и содержательные подходы к организации игр, занятий и бесед с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_fobzh_starshego_doshkolnika_2.zip95.1 КБ

Предварительный просмотр:

                 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника».

Руководитель

Пономарёва Людмила Викторовна

Организация заявитель

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида №56  «Северяночка»

Организация исполнитель

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида №56  «Северяночка.

628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ г.Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, 19А    Телефоны: 46-45-01, 45-77-78, 45-05-50

Тел./факс (3466) 464501                    

Разработчики

Елисеева Инна Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Качественная характеристика детей

 Группа старшего дошкольного  возраста

(от 5 до 7 лет)        

Цель

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Задачи

  •  Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме комплексной безопасности дошкольников.
  • Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Установить критерии сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Обеспечить у воспитанников формирование устойчивых знаний, навыков безопасного поведения через создание условий в образовательном пространстве, и определение содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Повысить компетентность родительской общественности по вопросам безопасности детей.
  • Оценить результативность работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Срок реализации программы

 2 года

Вид программы

Рабочая программа дополнительного образования

Уровень реализации

Дошкольное образование

Краткое содержание программы

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организационные и содержательные подходы к организации игр, занятий и бесед с детьми старшего дошкольного возраста.

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются: методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.

Формы практической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении  достаточно разнообразны и предусматривают коллективные, групповые, работу в парах, индивидуальные формы обучения.

Основное содержание работы по программе строится по направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города.

Предусмотрены программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с детьми с целью формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников по работе с педагогами,  с целью обеспечения безопасных условий жизнедеятельности, повышение уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнением правил безопасности, а также снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций при организации специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

 Программные мероприятия по реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с родителями с целью усиления педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, в семье.

Ожидаемые результаты

  • Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
  • Появится стремление расширить свой кругозор по данной теме.
  • Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
  • Повысится уровень ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в чрезвычайных ситуациях.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.

Пояснительная записка

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях (Б.Мишин, А.Смирнов и др.) Знания об основах безопасности необходимы на всех этапах жизни человека, работу по формированию этих знаний нужно начинать с дошкольного возраста. (Н.А. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным  МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.

Дошкольный  возраст характеризуется  нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует  та защитная психологическая реакция  на различные ситуации, которая свойственна взрослым.

Дошкольное образовательное учреждение реализует образовательную программу «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой. В данной программе  отражены задачи охраны и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни, однако в ней отсутствуют технологии  воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения.

Результаты анкетирования родителей воспитанников ДОУ показали, что

59% респондентов не уделяют должного внимания воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

В процессе мониторинга выявлено: что у 62% детей старшего дошкольного возраста наблюдался низкий уровень знаний о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях.

Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки программы, нацеленной  на  обучение воспитанников безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

                    Цели. Задачи. Концептуальные основы программы.

Целью по реализации программы является: формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Для достижения цели, были поставлены задачи:

  • Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме комплексной безопасности дошкольников.
  • Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Установить критерии сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Обеспечить у воспитанников формирование устойчивых знаний, навыков безопасного поведения через создание условий в образовательном пространстве, и определение содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Повысить компетентность родительской общественности по вопросам безопасности детей.
  • Оценить результативность работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Теоретическая значимость и новизна программы заключается в разработке комплексной системы методов и средств  в области безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в том, что работа по формированию у детей знаний и навыков безопасного поведения осуществляется по всем направлениям развития ребёнка - дошкольника.

Концептуальные основы программы базируются на исследованиях отечественных педагогов.

Авдеева Н.Н. считала, что обучение основам безопасности жизнедеятельности необходимо начинать со старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. исходили из того, что при обучении дошкольников следует использовать наглядные методы и приёмы. Иванова А.Е. разрабатывая содержание обучающих игр, опиралась на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игру.

В программе проектируются основы культуры личной безопасности ребёнка-дошкольника.

Мы исходим из того, что культура безопасности жизнедеятельности выпускника дошкольного учреждения, заложенная в стенах детского сада поможет детям организовать своё будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие, здоровье на долгие годы, поэтому подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, элементарная грамотность во всех областях обеспечения безопасности должны быть обеспечены в дошкольном детстве.

Содержание программы.

Содержание программы направленно на развитие познавательной активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у детей  в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний  основ безопасности жизнедеятельности.

Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение в программу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развить и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются:

  • методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.
  • словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).
  • наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.).
  • практический (практические действия, опыты и т.д.)

Формы практической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны и  предусматривают следующие формы обучения:

  • Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).
  • Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.)
  • Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
  • Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).

Основные средства обучения:

  • Дидактические игры.
  • Методические пособия.
  •  Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины,  иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по  разработанному тематическому  плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.)

Непосредственно-образовательная деятельность  - одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в ДОУ. Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований тематического плана (Приложение № 1,2) и программы по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом уровня сформированности у учебно-познавательных умений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

НОД проводятся  один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Программы рассчитана на 36 рабочих недель (с 1 сентября по 1 июня). В дни каникулярного времени проводятся развлечения, праздники, викторины, досуги по разделам программы.  

Реализация программы осуществляется по следующим этапам работы:

Первый этап – посвящен изучению и анализу методической литературы  по проблеме комплексной  безопасности дошкольников, разработка критериев сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Второй этап – диагностика представлений детей о правилах безопасности.

Третий этап - определение направлений, разработка содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и повышения компетентности родительской общественности по вопросам безопасности детей.

Четвертый этап - формирование детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности через разнообразные формы и методы работы с дошкольниками.

Пятый этап анализ и обобщение результатов работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Данная программа, в силу ее особенного значения для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблюдения следующих принципов: полноты реализации, системности, сезонности, учета социально-культурных условий, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.

Работа в дошкольном образовательном  учреждении ведется по трем блокам:

  • Работа с педагогами по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников.
  • Профилактическая работа с детьми  по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
  • Разъяснительная работа с родителями по воспитанию безопасного поведения у детей в различных жизненных ситуациях чрезвычайных ситуациях.

Программные мероприятия по реализации 1 блока -  работа с педагогами,

Цель: Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности, повышение уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнением правил безопасности, а также снижение риска возникновения опасных ситуаций при организации специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Программные мероприятия по реализации 2 блока - работа с детьми

Цель: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Программные мероприятия по реализации 3 блока - работа с родителями.

Цель: Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье.

1 блок

Программные мероприятия по реализации Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников по работе с педагогами.

Цель: Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности, повышение уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнением правил безопасности, а также снижение риска возникновения опасных ситуаций при организации специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки выполнения

Исполнитель

Прогнозируемый результат

1.

Обучение и проверка знаний педагогов по теме «Безопасность»

Ежегодно

Инженер по ОТ.

Зам. зав по УВР.

Повышение уровня знаний в вопросах пожарной

безопасности всех сотрудников ДОУ.

2.

Проведение инструктажей по  соблюдению правил техники безопасности

Ежегодно

Инженер по ОТ

Соблюдение инструкций всеми сотрудниками ДОУ

3.

Практические занятия по отработке плана эвакуации и порядка действий при чрезвычайных ситуациях

2 раза в год

Уполномоченный по Гои ЧС

Повышение уровня знаний в вопросах

безопасности всех сотрудников ДОУ.

4.

Участие в смотрах конкурсах по ПБ, ПДД

Ежегодно

Воспитатели

Занятие призового места

5.

Обеспечение литературой, периодическими изданиями, плакатами, видео и фото материалами.

Ежегодно

Воспитатели

Наличие литературы, обеспечение методическим материалом, пособиями, плакатами, видео и фото материалами.

6.

Открытые просмотры занятий  по безопасности жизнедеятельности детей.

Ежегодно

Воспитатели

Повышение педагогической компетенции в вопросах безопасности жизнедеятельности

7.

Семинар – практикум: «Как знакомить детей с правилами безопасности жизнедеятельности»

Сентябрь

Зам.зав по УВР.

Воспитатели

Выполнение методических рекомендаций по ознакомлению детей с правилами безопасности.

8.

Мониторинг профессионального роста педагога по теме «Безопасность»

Сентябрь, май

Зам.зав по УВР

Отслеживание профессионального роста педагогов как компонента повышения качества образования

9.

Обобщение передового педагогического опыта по безопасности жизнедеятельности

В конце года

Воспитатели

Представление передового педагогического опыта   на городских МО

2 блок

Программные мероприятия по реализации Программы по  обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с детьми

Цель: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

п/п

Мероприятия

Срок

выполнения

Ответственный

Предполагаемый

результат

1

Организация и проведение специально-организованной деятельности с детьми дошкольного возраста по направлениям:                                    - Здоровье и эмоциональное благополучие.                                                         - Ребенок и другие люди.                               - Ребенок и природа.                                  - Один дома.                                  - Ребенок  на улицах города.

Ежегодно

Воспитатели

Перспективное планирование специально-организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по направлениям

2

Создание в группах уголка по обеспечению антитерростической защищенности, организации охраны жизни и здоровья воспитанников  в соответствие с современными требованиями .

Ежегодно

Воспитатели

Совершенствование форм работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения и ценностного отношения к своему здоровью.

3

Проведение месячников безопасности по темам: «Дорожное движение». «Пожарная безопасность». «Личная безопасность ребенка».

В течение года

Воспитатели

Повышение умственного потенциала у детей

4

Организация сюжетно-ролевых игр по темам:                «Путешествие».                       «Правила дорожного движения».                                       «Служба спасения».      «Медицинская служба».

В течение года

Воспитатели

 Соблюдение элементарных правил поведения и закрепление  навыков личной безопасности, умение оказать первую медицинскую помощь.

5

Проведение  учебно-объектовых тренировок (эвакуация).

Ежегодно    (1 раз в квартал)

Уполномоченный по Го и ЧС

Воспитатели

Умение быстро реагировать при чрезвычайных ситуациях, адекватное поведение в экстремальных ситуациях.

6

КВН для детей  старшего дошкольного возраста по теме: «Знатоки» (старшая, подготовительная группы).

Апрель

Воспитатели

Обобщение у детей знаний и представлений по основам безопасности жизнедеятельности.

7

Развлечение по теме:                        «День защиты детей».

Июнь

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Привитие у детей привычки здорового образа жизни, положительного, эмоционального настроения

8

Конкурс рисунков на асфальте по теме:                                        «Дети. Мир. Земля».

Июнь

Воспитатели

Ознакомление и привитие у детей понимания и осознания общечеловеческих ценностей

9

Спортивный досуг по теме:  «Мы пожарные».

Февраль

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Совершенствование и закрепление знаний и умений в сфере пожарной безопасности через игровую деятельность

10

Викторина «Угадай –ка».

Октябрь,

Январь.

Май

Воспитатели

Обобщение и закрепление знаний о правилах дорожного движения, пожарной и личной безопасности

11

Встреча с инспектором ГАИ.

Ежегодно

1 раз в квартал

Воспитатели

Осознанное соблюдение правил дорожного движения пешеходами (детьми). Воспитание  у детей уважительного отношения к труду взрослых

12.

Театрализованное представление                      «Осторожно дорога».                           «Три сигнала светофора».    «Приключения Незнайки».

Ежегодно

1 раз в квартал

Музыкальный  руководитель

Воспитатели

Передача разнообразных знаний  о способах и правилах поведения в опасных ситуациях через художественно-театрализованную деятельность

13.

Выставка рисунков по теме:      «Эта спичка – невеличка!»

«Зеленый огонек»

Ежеквартально

Воспитатели

Закрепление знаний у детей по темам через творческое самовыражение

14.

Чтение художественной литературы, беседы с детьми по теме:                                                        «Я здоровье сберегу»

В течение года

Воспитатели

Ознакомление и закрепление знаний детей о здоровом образе жизни; осознанное отношение к своему здоровью

3 блок

Программные мероприятия по реализации Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с родителями.

Цель: Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье.

№ п/п

Содержание деятельности

Форма проведения

Дата

Ответственный

Предполагаемый результат

1.

«Основные направления образовательной работы по вопросам обеспечения безопасности  и  сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ»

Родительское собрание

сентябрь

Заведующий, Инженер по ОТ, Узкие специалисты, Воспитатели

Ознакомление родителей с основными направлениями в формировании основ безопасности жизнедеятельности

2.

«Знаете ли вы правила личной безопасности?»

Анкетирование

Сентябрь, январь, апрель

Зам.зав по ВМР.

Воспитатели

Выявление социального запроса родителей

3.

Создание «Уголка по профилактике Безопасности»

Наглядная агитация

В течение года

Воспитатели

Информирование родителей в формировании у детей навыков личной безопасности

4.

«Библиотечка семейного чтения» по профилактике личной безопасности  ребенка

Книжная выставка

Ноябрь

Воспитатели

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания  у детей личной безопасности

5.

«Организация детских рисунков» совместно с родителями

Выставка

Сентябрь, Октябрь, Декабрь, Март,   Май

Воспитатели,

Родители

Осуществление сотрудничества родителей и ДОУ

6.

Организация тематического конкурса поделок

Выставка

Январь

Воспитатели,

Родители

Осуществление сотрудничества родителей и ДОУ

7.

Проведение спортивных праздников, досугов, развлечений совместно с родителями на темы: «Помоги себе сам», Спасение от пожара», «Зеленый, желтый, красный» ,                    «День Нептуна»

Развлечение.

Спортивная эстафета,

Досуг,

Праздник

Октябрь,

Декабрь

Февраль,

Апрель

Инструктор по физической культуре,

Муз. руководитель,

Инструктор по физической культуре (плавание) Воспитатели

Повышение уровня компетентности у родителей по формированию навыков безопасного поведения, через организацию активных форм работы.

8.

Просмотр видеофильмов с приглашением сотрудников пожарной охраны, инспекторов ГИБДД

Видеофильмы,

Беседы

Декабрь-Январь.

Сентябрь,

Апрель

Зам.зав по ВМР,

Инженер по ОТ,

Выявление проблем социального характера и их решение

9.

Совместный с инспектором по плаванию круглый стол

Круглый стол

Май

Инструктор по физической культуре (плавание), Врач,(мед.сестра)

Воспитатели

Оказание конкретной помощи в решении имеющихся и выявленных проблем

9.

Семинар - практикум «Формирование привычек здорового образа жизни»

Семинар -практикум

Октябрь,

Апрель

Врач, Инструктор по физической культуре ,  Инструктор по физической культуре (плаванию), Инженер по ОТ, Воспитатели

  Овладение родителями здоровьесберегающих технологий  по воспитанию безопасного поведения и  сохранению здоровья детей

10

Клуб «Готовим детей к школе»

Беседа

Ноябрь,

Март,

Май

Врач,                Педагог-психолог, Инструктор по физической культуре (плавание),  Инструктор по физической культуре

Оказание конкретной помощи в решении имеющихся и выявленных проблем

11

Консультации, рекомендации, памятки для родителей по ПБ, ПДД, личной безопасности ребенка(на природе, воде, улице и т.д.)

Консультация, Папка-передвижка;

Рекомендация, Памятка

Ежемесячно

Воспитатели

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам  безопасности детей.

Программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника» определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, выработку навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, и освоение правил безопасного поведения.

 Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

2. Ребенок и другие люди

3. Ребенок и природа

4. Ребенок дома

5. Ребенок на улицах города

Календарно-тематический план

Старшая группа

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

« Вспомним лето»                                 (Ребенок и природа; здоровье и эмоциональное благополучие)

2

1

1

2

«Город, где мы живем».                       (Ребенок на улице города»)

2

1

1

3

«Что такое безопасность»

2

1

1

4

« Внешность человека может быть обманчива»                                         (Ребенок в общении с людьми).

2

1

1

5

« Что нам осень принесла?»            (Ребенок и природа; Здоровье)

2

1

1

6

«Мы знакомимся с улицей»                 (Ребенок на улицах города)

1

-

1

7

«Знакомство с профессией пожарный»

2

1

1

8

«В мире опасных предметов»  (Ребенок дома)

2

1

1

9

«Кошка и собака – наши соседи» (Ребенок и природа)

2

1

1

10

«Сохрани свое здоровье сам»

1

1

-

11

«Огонь – судья беспечности людей»  (Ребенок дома и на улице)

2

1

1

12

«Служба «02»

2

1

1

13

« Зима. Зимние развлечения» (Ребенок и природа, на улице, здоровье)

1

1

-

14

«Наши верные друзья».             (Ребенок на улице города)

2

1

1

15

«Если чужой приходит в дом» (Ребенок дома)

2

1

1

16

«Предметы, требующие осторожного обращения», «01».

2

1

1

17

«Где и как можно играть на улице».                                             (Ребенок на улице)

2

1

1

18

«Ребенок и его старшие приятели» (Ребенок в общении с людьми)

1

1

-

19

«Скорая помощь» служба «03»

2

1

1

20

«Зачем нужны дорожные знаки»

2

1

1

21

«С огнем не играют»                         (Ребенок дома)

2

1

1

22

«Мы -  пассажиры»                             (Ребенок на улицах города и  эмоциональное благополучие»)

1

1

-

23

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»      (Ребенок в общении с людьми)

1

1

-

24

«Здоровье и болезнь»                      (Ребенок и природа. Здоровье)

2

1

1

25

« Ранняя весна. Что она нам принесла?»                                        (Ребенок и природа, здоровье)

1

1

-

26

«Одежда и здоровье»                           (Здоровье и эмоциональное благополучие)

1

1

-

27

«Знай и выполняй правила уличного движения»                                         (Ребенок на улице)

2

1

1

28

«Электроприборы»                             (Ребенок дома)

1

1

-

29

«Виды транспорта »                   (Ребенок на улице города)

1

1

-

30

«Опасности в природе весной»    (Ребенок и природа)

2

1

1

31

«Незнакомые предметы»                  (Ребенок дома и на улице)

2

1

1

32

«Удивительный мир растений» (Ребенок и природа; Здоровье)

1

1

-

33

«Учимся играть и работать дружно»    (Ребенок и другие люди; эмоциональное благополучие)  

1

1

-

34

«Чистота – залог  здоровья» (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка)

2

1

1

35

«Лес. Насекомые»                           (Ребенок и природа)

2

1

1

36

« Правила на всю жизнь»   (итоговое)

2

1

1

Итого

60

35

25

                                               

                                                 Подготовительная группа

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

«На воде на солнце»                         (Ребенок и природа)

2

1

1

2

«Нет ничего дороже жизни»   (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка)

2

1

1

3

«Наша улица»                                   (Ребенок на улице города)

2

1

1

4

«Дары осеннего леса»                            (Ребенок и природа, Здоровье)

1

1

-

5

«Осень. Природные явления»   (Ребенок и природа)

2

1

1

6

«Будь осторожен с огнем!»             (Ребенок дома)

2

1

1

7

«Могут ли овощи навредить нашему здоровью?»                                        (Ребенок и природа. Здоровье)

2

1

1

8

«Не всякий встречный – друг сердечный                                             (Ребенок и другие люди ).

2

1

1

9

«Царство животных»                              (Ребенок и природа. Эмоциональное  благополучие)

1

1

-

10

«Осторожно улица. дорога!»        (Ребенок на улице города)

2

1

1

11

«Опасные предметы дома»                (Ребенок  дома)

1

1

-

12

«Безопасность на льду»

1

1

-

13

Развлечение  «Вы мороза не боитесь?»                                               (Ребенок и природа. Здоровье)

1

1

-

14

«Дом, в котором ты живешь» (Ребенок дома)

2

1

1

15

«Какие опасности нас подстерегают в помещении»                                          (Ребенок дома)

1

1

-

16

Игра – практикум «Звонок в квартиру»                                         (Ребенок дома)

1

-

1

17

«В царстве Снежной Королевы»      (Ребенок и природа; здоровье и эмоциональное благополучие)

1

1

-

18

«Знакомство с основными частями тела»                                                  (Здоровье и эмоциональное благополучие)

1

1

-

19

«Тили – бом…»

1

-

1

20

«Школа светофоровых наук»   (Ребенок на улице города)

1

-

1

21

«Всякие истории» о вежливых дядях и тетях…»                                             (Ребенок и другие люди)

2

1

1

22

«Оказание первой помощ                    (Здоровье и эмоциональное благополучие)

2

1

1

23

«Опасно – безопасно»                         (Ребенок дома)

1

1

-

24

Спортивный праздник                      «Наши защитники»

1

-

1

25

«Весна. Вода вокруг нас»                   (Ребенок и природа)

1

1

-

26

«Если хочешь быть здоров!» (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка)

1

1

-

27

Театрализованное представление «Чистота – залог здоровья» (Здоровье и эмоциональное благополучие)

1

-

1

28

«Пожароопасные предметы»   (Ребенок дома)

1

1

-

29

«Лекарственные растения - средства оздоровления»                                    (Ребенок и природа. Здоровье)

2

1

1

30

«Мы и взрослые»                                 (Ребенок  и другие люди. Эмоциональное благополучие ребенка)

2

1

1

31

«Скорая помощь»

2

1

1

32

«Безопасное поведение на улице и в транспорте»                                      (Ребенок на улице города)

2

1

1

33

Развлечение «Будем беречь, и охранять природу»                            (Ребенок и природа)

1

-

1

34

«Изучаем правила дорожного движения»                                        (Ребенок на улице города)

2

1

1

35

«Человеку друг огонь, только зря его не тронь»                                  (Ребенок дома)

1

1

-

36

«Человеку друг огонь, только зря его не тронь»                                                (Ребенок дома)

1

1

-

Итого

52

30

22

Условия реализации программы

Особая направленность образовательной среды проявляется в создании условий.

Условие первое.

Образование должно быть отзывчивым к современным требованиям. Наступление школьной зрелости, позволяющей включать ребенка в систему обучения, происходит у каждого в свои – строго индивидуальные сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что необходимо и целесообразно развивать и какие при этом эффективные, но щадящие средства надо использовать.

Объективные достижения появляются в дошкольном детстве, если социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие строиться с учетом возрастных психологических особенностей и индивидуального темпа развития.

Условие второе. 

Обеспечить удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей в процессе воспитании культуры личной безопасности ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способны внести неоценимый вклад в обогащение познавательной сферы ребенка. Если деятельность педагогов и родителей согласованны и скоординированы, то это будет способствовать эффективности воспитания культуры личной безопасности детей.

Условие третье. 

Особая роль принадлежит характеру складывающегося взаимодействия взрослого с ребенком.

В практике воспитания учебно-познавательное общение строится как диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребенка. Каждый из них может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушивать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.

Интерес друг к другу – вот основа познавательного общения взрослого и ребенка.

Условие четвертое.

Необходимо научить ребенка не бояться ошибок, проявлять упорство в преодолении трудностей. Отыскивать разнообразные пути решения познавательных задач, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Закономерность чередования успехов и неудач детей в педагогическом процессе способствует формированию их жизненной стойкости, воспитанию готовности к трудным и опасным ситуациям.

Условие пятое. 

При обучении дошкольников безопасному поведению необходимо использовать разные формы организации познавательной деятельности и различные методические приемы. При этом важна сама активность самого дошкольника - обследовательская, предметно – манипуляционная,  познавательная. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или рассказом взрослого.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей в вопросах воспитания безопасного поведения детей.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и  убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Работа с родителями должна проводиться как индивидуально, так и фронтально. Формы разнообразны и включают в себя проведение бесед и консультаций, посещение семьи на дому, организация специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, а также оформление папок - передвижек.

Познакомить родителей с программой можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, предложив материал для занятий с ребенком дома.

Необходимо ориентировать родителей на то, чтобы они задумались над проблемой безопасности  и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка. Доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убеждать в том, что многое можно предотвратить, если постоянно решать с ребенком проблемные ситуации на дороге, дома, в природе. Настойчиво и терпеливо разъяснять правила детям, и самим быть в этом примером. Неправильное поведение родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть все полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а так же созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Навыки безопасного поведения у детей могут осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

Успешность решения этих задач зависит от того, насколько эффективным окажется система педагогического воздействия. А она зависит от четкой организации жизни  и деятельности детей в период их пребывания в ДОУ.

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по разработанному календарно-тематическому плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.) (Приложение 1,2).

Использование разнообразных форм работы по основам безопасности жизнедеятельности с учетом возрастных особенностей детей способствует более прочному усвоению материала и позволяет воспитателю формировать у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить  тяжесть,  детских травм  и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Таким образом, основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включит каждого  ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Ожидаемые результаты программы.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:

  • Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
  • Появится стремление расширить свой кругозор по данной теме.
  • Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
  • Повысится уровень ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в чрезвычайных ситуациях.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.

Конечными результатами реализации Программы должны стать сохранение здоровья, укрепление  физического и психического состояния, обеспечение охраны и культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире. Высокие знания, твердая позиция и умелые действия, будут в огромной степени способствовать  успешному решению задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Делая первые шаги к  осознанному отношению к своему здоровью, продолжат это в школе, и во взрослой жизни. А это значит, что заложена основа безопасной личности, и наши дети смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие – здоровье на долгие, долгие годы.

Педагогический мониторинг уровней освоения знаний Программы

Оценка уровня знаний и навыков освоение воспитанниками Программы  отслеживается  педагогическим мониторингом.

Главная цель мониторинга – получить не только качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Профессиональные умения педагога должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.  (Приложение №3).     

Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.

Материальное обеспечение включает в себя создание безопасных условий в группе, предметно-развивающую среду по воспитанию у детей навыков безопасного поведения в опасных жизненных ситуациях: комплекты развивающих игр, игрушек, дидактических материалов для каждого направления программы.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  «Учебно-методическое пособие

    по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

    возраста» // «Детство – пресс», 2004г.

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А.  «Как обеспечить

    безопасность  дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.

3. Володин В.А.  «Энциклопедия для детей»  // Личная безопасность  М.:

    Аванта +, 2001г.

4. Воронин Д.  «Опасные забавы»  М.:  Аванта +, 2002г.

5. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И.  «Основы безопасности

    жизнедеятельности»  М. «Русское слово», 1995г.

6. Гаткин Е.Я. « Безопасность ребенка» М., Лит, 1997г.

7. Дубягин Ю.П.,  Богачева О.П.   «Школа выживания или 56 способов

   защитить ребенка» М.: Пихта; М.: Дубль В, 1997г.

8. Дзыбова М.М.  «Безопасность жизнедеятельности» М. Издательство

   «Дик», 1998г.

9. Каламкарян Р.А.  «Правовое обеспечение безопасности человека»  //  

    Государство и право, № 7 – 1999г.

10. Казаков В.  «Игры похожи на жизнь»  //  Основы Безопасности

     Жизнедеятельности № 6 – 2000г.

11. Картушина М.Ю.  «Быть здоровыми хотим» М.,2004г.

12. Леонтьева М.Р. « О преподавании основ безопасности

     жизнедеятельности» // Начальная школа, № 9 - 1999г.

13. Маханев М.Д.  «Воспитание здорового образа жизни» М.,1997г.

14. Орловский И.  «Как найти Антошку: Руководство к действиям в

      чрезвычайных  ситуациях» // Народное образование, № 3 - 2004г.

15. Очаров Е.А.  «Здоровье населения Российской Федерации: анализ и

      оценка» Нижневартовск 1996г.

16. Пономарева О.   «Не доглядишь оком – заплатишь боком: использование

      фольклора в преподавании ОБЖ» //  Основы Безопасности

      Жизнедеятельности, № 4 – 2004г.

17. Сапронов В.  Что это за предмет – ОБЖ?// Основы Безопасности

      Жизнедеятельности № 8 – 2002г.

18. Синьков  Занятия ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности

      № 11 – 2002г.

19. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»,

       М.2007г.

20. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту»,М 2005г.

21. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю.  «Здоровьесберегающие

     технологии в образовательно-воспитательном процессе» М., 2003г.

22. Фридман Л.М.  Психология воспитания. М.,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...

Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

     В современных условиях развития нашего общества педагоги обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на раз...

Рабочая программа дополнительного образования по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдение и осознанное выполнение правил до...