Программа кружка " Юный исследователь"
рабочая программа (средняя группа)

 Рыжова Наталия Александровна

Содержание

Паспорт программы………………………………………………........

1 Пояснительная записка………………………………………...........

2 Основная часть

2.1 Структура и основные направления реализации программы.......

2.2 Учебно-тематический план………………………………………...

2.3 Календарный план…………………………………………………..

2.4 Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы…………………………………………………………………….

2.5 Работа с родителями………………………………………………....

3 Условия реализации программы………………………………………

Используемая литература………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа

Дополнительная общеразвивающая программа

 « Юный исследователь»

Направленность ДООП

Социально- педагогическая

Возраст воспитанников

4-5 лет

Нормативно- правовая основа для разработки ДООП

Дополнительная общеобразовательная программа является нормативным документом, регламентирующим содержание дополнительного образования, деятельность педагогического работника и разработана в соответствии с :

1 Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации ».

2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

3 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4 Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от  14.09.2014 г. № 1626-р.

5 Письмом Министерства образования РФ от 25.03.1994 г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

6 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

7 Постановлением администрации г. Сарова Нижегородской области от 21.11.2014 г. № 4759 «Об утверждении положения об организации представления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на территории города Сарова».

Аннотация содержания ДООП

В программе содержится материал для организации дополнительного образования в старших группах МБДОУ «Детский сад № 9» г. Сарова Нижегородской области. Реализация Программы осуществляется за рамками основной образовательной программы МБДОУ на платной основе, в форме кружковой работы.

 

 

 

Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

 

Программ основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Каждое занятие - это калейдоскоп опытов , своеобразное путешествие «Юного исследователя» (развитие воображения). Использование разнообразного игрового, аудио и видео материала, презентации развивают у детей интерес к занятиям.

Цели программы: развитие познавательно- исследовательской деятельности детей.

Основными задачами являются:

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать воображение и творческую активность.
  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира

Принципы построения и реализации Программы :

  • Принцип научного подхода- подкрепление всех форм обучения научно- обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику.
  • Принцип индивидуализаци ид ифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничество ребенка со взрослым.
  • Здоровье сберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  • Принцип наглядности: иллюстрированное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
  • Принцип сочетания игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры у учебно- познавательной деятельности.
  • Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
  • Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Основные методы, используемые при реализации программы:

 В среднем дошкольном возрасте восприятие становится более развитым. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступно сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут.

  • Методы организации и осуществления детской деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога).
  • Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры; проблемные ситуации; наводящие вопросы; обучающие дискуссии; создание ситуаций успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и открытиями; введение системы стимулирования- наклейки, призы).
  • Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 4-5 лет.

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? — Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

 

Исследовать свойства объектов практическим путём можно во время прогулки

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

•          игры дидактические и игры-эксперименты. Игровая деятельность детей 4–5 лет приобретает сюжетный характер, участники распределяют несложные роли, придумывают историю. Разыгрывая увлекательные сценки, дети удовлетворяют свою потребность в общении, делятся опытом. Экспериментальные занятия в средней группе могут быть полностью построены в игровой форме: вымышленный персонаж просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д.;

 

Игры с водой расширяют представления о свойствах жидкости и создают хорошее настроение

•          моделирование. Дети моделируют такие природные явления, как северное сияние, водопад, вихрь, торнадо, извержение вулкана. Моделирование позволяет понять детям, что в основе масштабных природных явлений лежат простые законы физики;

 

Воспитанники работают над моделированием вулкана

•          опыты и эксперименты. Практические исследования объектов окружающего мира вызывает у детей неподдельный интерес. Выводы, сделанные после самостоятельно проведённого опыта, запоминаются надолго. Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием по образовательной деятельности: в тёплое время года дети изучают свойства растений, воды, воздуха, зимой исследуют снег и лёд. Воспитатель проводит инструктаж по технике безопасности, если запланированы опыты с магнитами и магнитной крошками, мелкими деталями, химическими веществами (зелёнка, марганцовка, красители).

 

Перед проведением опытов с веществами (в т. ч. красками) дети повторяют правила техники безопасности

Ожидаемые результаты.

•          совершенствование мелкой моторики рук;

•          развитие долгосрочной памяти;

•          развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);

•          развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);

•          совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание

 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год, что составляет 6 календарных месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

Дети 4-5 лет

Средний дошкольный возраст

20 минут (один академический час)

 

2. Основная часть

Структура и основные направления реализации программы

2.1 Содержание .

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Представления о физических объектах и их свойствах формируются у воспитанников через практические действия с предметами

Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:

1. Образовательные задачи:

•          формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);

•          развитие исследовательского типа мышления;

•          обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

•          совершенствование мелкой моторики рук;

•          развитие долгосрочной памяти;

•          развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);

•          развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);

•          совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

•          закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;

•          воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;

•          создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;

•          привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;

•          развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

 

Дети 4–5 лет совершенствуют умение выслушивать инструкции воспитателя и стараются максимально точно выполнить их

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

1.         Иллюстративное экспериментирование. Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

 

Опыты в песочнице иллюстрируют знание ребят о том, что лучше всего держит форму влажный песок

2.         Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

 

Детям заранее неизвестен результат при поисковом экспериментировании, поэтому радость от открытия информации обеспечена

3.         Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена»: сказочная героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка порвалась, бусины рассыпались и покрылись слоем льда. Перед ребятами ставится задача — помочь героине, высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике), тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

 

2.2 Учебно- тематический план к программе «Юный исследователь»

Дата

Тема

Общее

кол-во часов

Кол-во часов

Январь

Тема №1 «Льдинка и снежинка»

1

0,5

0,5

Тема №2 Вода, лед, снег

1

0,5

0,5

Тема №3 Волшебная кисточка

1

0,5

0,5

Тема №4 С водой и без воды

1

0,5

0,5

Февраль

Тема №5 Путешествие в мир стеклянных вещей

1

0,5

0,5

Тема №6 Стекло ,его качества и свойства

1

0,5

0,5

Тема №7 Метал

1

0,5

0,5

Тема №8 Действие магнита на предмет

1

0,5

0,5

Март

Тема №9«Солнечные зайчики»

1

0,5

0,5

Тема №10 Почему растаяла Снегурочка

1

0,5

0,5

Тема №11 Освобождение бусинок из ледяного плена .

1

0,5

0,5

Тема №12 Как снег становиться водой

1

0,5

0,5

Апрель

Тема №13 Плавающие и тонущие предметы

1

0,5

0,5

Тема №14 Плавающее перо

1

0,5

0,5

Тема №15 Чудеса растений

1

0,5

0,5

Тема №16 Нужен ли корешкам воздух

1

0,5

0,5

Май

Тема №17 В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

1

0,5

0,5

Тема №18 Волшебная рукавичка

1

0,5

0,5

Тема №19 Почва( песок, глина камни)

1

0,5

0,5

Тема №20 В мире пластмассы

1

0,5

0,5

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           2.3 Календарный план к программе «Юный исследователь»

Дата

Тема занятия

Цель занятия

Результаты

 

Январь

Тема № 1

Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

 

Тема № 2

Вода, лед, снег

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

Тема № 3

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

Тема № 4

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

 

Февраль

Тема № 5

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

 

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

Тема № 6

Стекло ,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Тема № 7

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

Тема № 8

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

         Март

Тема № 9

Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Тема № 10

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы.

Тема № 11

Освобождение бусинок из ледяного плена

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда.

Тема № 12

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Умеют делать выводы и заключения.

 

Апрель

Тема № 13

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает

Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

Тема № 14

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Тема № 15

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

Тема № 16

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Называют комнатные растения

 

Май

Тема № 17

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

Тема № 18

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

. Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Тема № 19

Почва( песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

Тема № 20

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы. Показатели достижения детей в освоении программы «Юный исследователь»

 

Дата проведения__________________________________________

Педагог дополнительного образования_______________________________________

 

п/п

ФИО ребенка

Умение детей находить сходство и

различие

Умение находить факторы внешней среды

 

Умение определять из чего сделаны предмет

 

 

Называют свойства предметов

Умение сравнивать, обобщать

Классифицировать предметы по признакам

Умение делать выводы во время исследования

Умение делать заключения

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка уровня развития:

Не сф. баллов- данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер( низкий уровень).

Ч.с. балл- характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д.( средний уровень).

С. балла- проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д.( высокий)

2.5 Работа с родителями

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности

Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.

По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.

В средней группе длительность досуга составляет не более 30 минут.

Сценарий досуга с родителями «Сказки из песка»

1.         Организационный момент — 2 минуты. Воспитатель приветствует детей и родителей, приглашает занять места. Участникам досуга сообщается, что сегодня они будут создавать сказку, но не при помощи слов, а из знакомого всем материала — песка.

2.         Мотивирующее начало досуга — 4 минуты. В группу заходит сказочный персонаж — Кот учёный. Он смеётся: всем известно, что сказки рассказываются, а не строятся из песка. Следует просмотр видеопрезентации: слайды с фотографиями песчаных скульптур на тему «Русские народные сказки».

3.         Познавательная активность — 5 минут. Проведение беседы с детьми и взрослыми:

— Каким образом можно создавать изображения из песка? (лепить, рисовать палочкой на влажном песке)

— Из какого песка лепят фигуры? (из сырого)

— А при помощи сухого песка можно что-нибудь изобразить? (рисовать песчаной струёй на плоской поверхности или палочкой/пальцем по слою песка)

— Чем можно украсить песчаные фигуры? (камнями, ракушками, веточками, бусинами, цветами)

— Можно ли раскрасить песок? (да, красками)

4.         Двигательная активность — 4 минуты. Дети и родители участвуют в подвижной игре «Песчинки»: садятся на карточки, как только начинает дуть ветер (включается аудиозапись шума ветра с музыкальным сопровождением), танцуют и кружатся, ветер стихает — двигаются медленнее, ветер не дует — садятся на корточки.

5.         Практическая деятельность — 12 минут. Участники досуга делятся на две команды: первая будет экспериментировать с влажным песком, вторая — с сухим. Предварительно дети и родители обсуждают, каких сказочных персонажей они будут изображать, чем украшать (воспитатель подсказывает при необходимости).

6.         Подведение итогов — 3 минуты. Воспитатель благодарит родителей за участие в досуге, хвалит ребят за проявленную активность. Участникам мероприятия предоставляется возможность поделиться впечатлениями, высказать пожелания по тематике будущих совместных досугов.

Формы работы с родителями

  • Ознакомление родителей с дополнительной общеобразовательной программой, её содержанием и эффективностью;
  • Подготовка сообщений на родительских собраниях;
  • Консультативный материал на сайте ДОО;
  • Консультативная работа- индивидуальная, групповая; беседы с родителями об успехах их детей;
  • Показ открытых занятий для родителей средствами видеозаписей;
  • Анкетирование родителей с целью определения способностей, интересов ребёнка и его особенностей.

 

3.  Условия реализации Программы

Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения:

  • Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста(4- 5 лет).
  • Сроки реализации: программа рассчитана на 5 месяцев обучения, 20 занятия
  • Занятия по программе начинаются с января и заканчиваются в мае.
  • Регулярность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
  • Продолжительность занятий составляет 20 минут и не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и нормами СанПин2.4.1.3049-13 «Санитарно- Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
  • Основная форма организации работы с детьми: организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность осуществляется в занимательной, игровой форме.
  • Количество детей в группе до 19 человек. Набор в группу производится в середине года на свободной основе из числа детей старшего дошкольного возраста, посещающих МБДОУ.

 

Формы организации педагогического процесса:

  • Специально- организованная деятельность педагога с детьми;
  • Совместная деятельность взрослого с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Работа со схемами
  • Использование современных технологий.

 

 

Оформление центра экспериментирования

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

•        природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;

•        неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;

•        другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;

•        приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;

•        сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;

•        медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;

•        фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

 

 

 

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г.№706 « Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 29.08.2013 г.№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений т обеспечении преемственности  и начального общего образования». http://base.garant.ru/184140/
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13» санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  6. Постановление администрации г. Сарова Нижегородской области от 21.11.2014 г. № 4759 «Об  утверждении положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на территории города Сарова» http://adm.sarov.pages/html?id=63

7.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.8

8. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.9

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

10. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

11. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

12. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

13. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

14. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

15.Владимирова Т.В. « Шаг в шаг неизвестность» ( Формирование способов естественно- научного познания у детей дошкольного возраста)\ под ред. И. Я. Гуткович.- АО «Первая Образцовая типография», филиал « Ульяновский Дом Печати», 2015.-144 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 « Гнездышко»

Принята                                                                                                                Утверждаю

 на заседании педагогического совета                     заведующий МБДОУ « Детский сад №9»

             -------------------------- Рыкалова М. М.

        Приказ

Дополнительная общеобразовательная

 программа – дополнительная  

общеобразовательная программа  социально-педагогической направленности  

«Юный исследователь»

Возраст обучающихся: 4 -5 лет

Срок реализации программы: 5 месяцев.

Составили:

Содержание

Паспорт программы………………………………………………........

1 Пояснительная записка………………………………………...........

2 Основная часть

2.1 Структура и основные направления реализации программы.......

2.2 Учебно-тематический план………………………………………...

2.3 Календарный план…………………………………………………..

2.4 Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы…………………………………………………………………….

2.5 Работа с родителями………………………………………………....

3 Условия реализации программы………………………………………

Используемая литература………………………………………………..

Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа

Дополнительная общеразвивающая программа

 « Юный исследователь»

Направленность ДООП

Социально- педагогическая

Возраст воспитанников

4-5 лет

Нормативно- правовая основа для разработки ДООП

Дополнительная общеобразовательная программа является нормативным документом, регламентирующим содержание дополнительного образования, деятельность педагогического работника и разработана в соответствии с :

1 Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации ».

2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

3 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4 Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от  14.09.2014 г. № 1626-р.

5 Письмом Министерства образования РФ от 25.03.1994 г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

6 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

7 Постановлением администрации г. Сарова Нижегородской области от 21.11.2014 г. № 4759 «Об утверждении положения об организации представления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на территории города Сарова».

Аннотация содержания ДООП

В программе содержится материал для организации дополнительного образования в старших группах МБДОУ «Детский сад № 9» г. Сарова Нижегородской области. Реализация Программы осуществляется за рамками основной образовательной программы МБДОУ на платной основе, в форме кружковой работы.

Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Программ основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Каждое занятие - это калейдоскоп опытов , своеобразное путешествие «Юного исследователя» (развитие воображения). Использование разнообразного игрового, аудио и видео материала, презентации развивают у детей интерес к занятиям.

Цели программы: развитие познавательно- исследовательской деятельности детей.

Основными задачами являются:

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать воображение и творческую активность.
  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира

Принципы построения и реализации Программы :

  • Принцип научного подхода- подкрепление всех форм обучения научно- обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику.
  • Принцип индивидуализаци ид ифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничество ребенка со взрослым.
  • Здоровье сберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  • Принцип наглядности: иллюстрированное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
  • Принцип сочетания игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры у учебно- познавательной деятельности.
  • Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
  • Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Основные методы, используемые при реализации программы:

 В среднем дошкольном возрасте восприятие становится более развитым. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступно сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут.

  • Методы организации и осуществления детской деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога).
  • Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры; проблемные ситуации; наводящие вопросы; обучающие дискуссии; создание ситуаций успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и открытиями; введение системы стимулирования- наклейки, призы).
  • Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 4-5 лет.

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? — Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

Исследовать свойства объектов практическим путём можно во время прогулки

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

•        игры дидактические и игры-эксперименты. Игровая деятельность детей 4–5 лет приобретает сюжетный характер, участники распределяют несложные роли, придумывают историю. Разыгрывая увлекательные сценки, дети удовлетворяют свою потребность в общении, делятся опытом. Экспериментальные занятия в средней группе могут быть полностью построены в игровой форме: вымышленный персонаж просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д.;

Игры с водой расширяют представления о свойствах жидкости и создают хорошее настроение

•        моделирование. Дети моделируют такие природные явления, как северное сияние, водопад, вихрь, торнадо, извержение вулкана. Моделирование позволяет понять детям, что в основе масштабных природных явлений лежат простые законы физики;

Воспитанники работают над моделированием вулкана

•        опыты и эксперименты. Практические исследования объектов окружающего мира вызывает у детей неподдельный интерес. Выводы, сделанные после самостоятельно проведённого опыта, запоминаются надолго. Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием по образовательной деятельности: в тёплое время года дети изучают свойства растений, воды, воздуха, зимой исследуют снег и лёд. Воспитатель проводит инструктаж по технике безопасности, если запланированы опыты с магнитами и магнитной крошками, мелкими деталями, химическими веществами (зелёнка, марганцовка, красители).

Перед проведением опытов с веществами (в т. ч. красками) дети повторяют правила техники безопасности

Ожидаемые результаты.

•        совершенствование мелкой моторики рук;

•        развитие долгосрочной памяти;

•        развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);

•        развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);

•        совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год, что составляет 6 календарных месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

Дети 4-5 лет

Средний дошкольный возраст

20 минут (один академический час)

2. Основная часть

Структура и основные направления реализации программы

2.1 Содержание .

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Представления о физических объектах и их свойствах формируются у воспитанников через практические действия с предметами

Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:

1. Образовательные задачи:

•        формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);

•        развитие исследовательского типа мышления;

•        обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

•        совершенствование мелкой моторики рук;

•        развитие долгосрочной памяти;

•        развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);

•        развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);

•        совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

•        закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;

•        воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;

•        создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;

•        привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;

•        развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Дети 4–5 лет совершенствуют умение выслушивать инструкции воспитателя и стараются максимально точно выполнить их

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

1.        Иллюстративное экспериментирование. Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

Опыты в песочнице иллюстрируют знание ребят о том, что лучше всего держит форму влажный песок

2.        Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

 

Детям заранее неизвестен результат при поисковом экспериментировании, поэтому радость от открытия информации обеспечена

3.        Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена»: сказочная героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка порвалась, бусины рассыпались и покрылись слоем льда. Перед ребятами ставится задача — помочь героине, высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике), тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

2.2 Учебно- тематический план к программе «Юный исследователь»

Дата

Тема

Общее

кол-во часов

Кол-во часов

Январь

Тема №1 «Льдинка и снежинка»

1

0,5

0,5

Тема №2 Вода, лед, снег

1

0,5

0,5

Тема №3 Волшебная кисточка

1

0,5

0,5

Тема №4 С водой и без воды

1

0,5

0,5

Февраль

Тема №5 Путешествие в мир стеклянных вещей

1

0,5

0,5

Тема №6 Стекло ,его качества и свойства

1

0,5

0,5

Тема №7 Метал

1

0,5

0,5

Тема №8 Действие магнита на предмет

1

0,5

0,5

Март

Тема №9«Солнечные зайчики»

1

0,5

0,5

Тема №10 Почему растаяла Снегурочка

1

0,5

0,5

Тема №11 Освобождение бусинок из ледяного плена .

1

0,5

0,5

Тема №12 Как снег становиться водой

1

0,5

0,5

Апрель

Тема №13 Плавающие и тонущие предметы

1

0,5

0,5

Тема №14 Плавающее перо

1

0,5

0,5

Тема №15 Чудеса растений

1

0,5

0,5

Тема №16 Нужен ли корешкам воздух

1

0,5

0,5

Май

Тема №17 В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

1

0,5

0,5

Тема №18 Волшебная рукавичка

1

0,5

0,5

Тема №19 Почва( песок, глина камни)

1

0,5

0,5

Тема №20 В мире пластмассы

1

0,5

0,5

        

        2.3 Календарный план к программе «Юный исследователь»

Дата

Тема занятия

Цель занятия

Результаты

Январь

Тема № 1

Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

Тема № 2

Вода, лед, снег

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

Тема № 3

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

Тема № 4

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

Февраль

Тема № 5

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

Тема № 6

Стекло ,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Тема № 7

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

Тема № 8

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

         Март

Тема № 9

Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Тема № 10

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы.

Тема № 11

Освобождение бусинок из ледяного плена

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда.

Тема № 12

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Умеют делать выводы и заключения.

Апрель

Тема № 13

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает

Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

Тема № 14

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Тема № 15

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

Тема № 16

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Называют комнатные растения

Май

Тема № 17

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

Тема № 18

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

. Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Тема № 19

Почва( песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

Тема № 20

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

2.4. Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы. Показатели достижения детей в освоении программы «Юный исследователь»

Дата проведения__________________________________________

Педагог дополнительного образования_______________________________________

п/п

ФИО ребенка

Умение детей находить сходство и

различие

Умение находить факторы внешней среды

Умение определять из чего сделаны предмет

Называют свойства предметов

Умение сравнивать, обобщать

Классифицировать предметы по признакам

Умение делать выводы во время исследования

Умение делать заключения

1

2

3

4

5

Оценка уровня развития:

Не сф. баллов- данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер( низкий уровень).

Ч.с. балл- характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д.( средний уровень).

С. балла- проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д.( высокий)

2.5 Работа с родителями

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности

Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.

По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.

В средней группе длительность досуга составляет не более 30 минут.

Сценарий досуга с родителями «Сказки из песка»

1.        Организационный момент — 2 минуты. Воспитатель приветствует детей и родителей, приглашает занять места. Участникам досуга сообщается, что сегодня они будут создавать сказку, но не при помощи слов, а из знакомого всем материала — песка.

2.        Мотивирующее начало досуга — 4 минуты. В группу заходит сказочный персонаж — Кот учёный. Он смеётся: всем известно, что сказки рассказываются, а не строятся из песка. Следует просмотр видеопрезентации: слайды с фотографиями песчаных скульптур на тему «Русские народные сказки».

3.        Познавательная активность — 5 минут. Проведение беседы с детьми и взрослыми:

— Каким образом можно создавать изображения из песка? (лепить, рисовать палочкой на влажном песке)

— Из какого песка лепят фигуры? (из сырого)

— А при помощи сухого песка можно что-нибудь изобразить? (рисовать песчаной струёй на плоской поверхности или палочкой/пальцем по слою песка)

— Чем можно украсить песчаные фигуры? (камнями, ракушками, веточками, бусинами, цветами)

— Можно ли раскрасить песок? (да, красками)

4.        Двигательная активность — 4 минуты. Дети и родители участвуют в подвижной игре «Песчинки»: садятся на карточки, как только начинает дуть ветер (включается аудиозапись шума ветра с музыкальным сопровождением), танцуют и кружатся, ветер стихает — двигаются медленнее, ветер не дует — садятся на корточки.

5.        Практическая деятельность — 12 минут. Участники досуга делятся на две команды: первая будет экспериментировать с влажным песком, вторая — с сухим. Предварительно дети и родители обсуждают, каких сказочных персонажей они будут изображать, чем украшать (воспитатель подсказывает при необходимости).

6.        Подведение итогов — 3 минуты. Воспитатель благодарит родителей за участие в досуге, хвалит ребят за проявленную активность. Участникам мероприятия предоставляется возможность поделиться впечатлениями, высказать пожелания по тематике будущих совместных досугов.

Формы работы с родителями

  • Ознакомление родителей с дополнительной общеобразовательной программой, её содержанием и эффективностью;
  • Подготовка сообщений на родительских собраниях;
  • Консультативный материал на сайте ДОО;
  • Консультативная работа- индивидуальная, групповая; беседы с родителями об успехах их детей;
  • Показ открытых занятий для родителей средствами видеозаписей;
  • Анкетирование родителей с целью определения способностей, интересов ребёнка и его особенностей.

3.  Условия реализации Программы

Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения:

  • Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста(4- 5 лет).
  • Сроки реализации: программа рассчитана на 5 месяцев обучения, 20 занятия
  • Занятия по программе начинаются с января и заканчиваются в мае.
  • Регулярность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
  • Продолжительность занятий составляет 20 минут и не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и нормами СанПин2.4.1.3049-13 «Санитарно- Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
  • Основная форма организации работы с детьми: организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность осуществляется в занимательной, игровой форме.
  • Количество детей в группе до 19 человек. Набор в группу производится в середине года на свободной основе из числа детей старшего дошкольного возраста, посещающих МБДОУ.

Формы организации педагогического процесса:

  • Специально- организованная деятельность педагога с детьми;
  • Совместная деятельность взрослого с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Работа со схемами
  • Использование современных технологий.

Оформление центра экспериментирования

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

•        природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;

•        неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;

•        другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;

•        приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;

•        сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;

•        медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;

•        фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

Используемая литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г.№706 « Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 29.08.2013 г.№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений т обеспечении преемственности  и начального общего образования». http://base.garant.ru/184140/
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13» санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  6. Постановление администрации г. Сарова Нижегородской области от 21.11.2014 г. № 4759 «Об  утверждении положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на территории города Сарова» http://adm.sarov.pages/html?id=63

7.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.8

8. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.9

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

10. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

11. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

12. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

13. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

14. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

15.Владимирова Т.В. « Шаг в шаг неизвестность» ( Формирование способов естественно- научного познания у детей дошкольного возраста)\ под ред. И. Я. Гуткович.- АО «Первая Образцовая типография», филиал « Ульяновский Дом Печати», 2015.-144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Программа Кружка " Юный Исследователь"

Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи:1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.2...

Программа кружка " Юный исследователь"

Цель программы: приобщение ребёнка младшего старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследова...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Юные исследователи"

Программа кружка "Юные исследователи" расчитана на на 3 года обучения...

Программа кружка «Юный исследователь»

Содержание работы кружка по опытно-экспериментальной деятельности "Юный исследователь" направлено на познавательное развитие детей....

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа составлена для детей 3-4 лет, в соответствии с их возрастными особенностями. Программа направлена на потребность ребенка  в познании окружающего мира. В основе программы лежит э...