Программа кружка «Юный исследователь»
опыты и эксперименты

Троянова Наталья Александровна

Содержание работы кружка по опытно-экспериментальной деятельности "Юный исследователь" направлено на познавательное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_isledovatel.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Юный исследователь»

(4-6 лет)

Составила: воспитатель

ГБОУ Школа №2075  ДО 2

Троянова Н.А.

2017

Пояснительная записка.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно во познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность прямую удовлетворять присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

Поэтому детское экспериментирование становится еще одним эффективным способом познания окружающего мира, а также может выступать как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
  • Развивается речь.
  • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цели опытно-экспериментальной деятельности:

Способствовать развитию у детей: познавательной     активности, любознательности,  стремления  к самостоятельному  познанию и размышлению через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

 2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость);

4.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение сделать выводы.

5. Формировать у детей соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Предметно-развивающая среда.

Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

Схемы для проведения опытов;

Журнал для фиксации результатов.

С водой, льдом, снегом:                                                

 - фильтры из бумаги, марли, сетки;                                                  

-краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды

- насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках;                                  

 - разные формочки для замораживания воды, мягкие флаконы из-под шампуни для брызгалок, средства для выдувания мыльных пузырей;                                            

 - разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, пипетки, мензурки, трубочки, шприцы;                                        

- резиновая трубочка, на одном конце которой воронка, а на другом – наконечник для «фонтанов»;                                                              

 -  разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек

Со светом:                                                                  

- зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика;             

- свеча, бумага, краски;

 С магнитом, стеклом, резиной:                     

 - магнит, металлические предметы, пружинки, фигурки;                                        

- «попрыгунчики»: колечки, мячики, фигурки на резинке;                                      

-  увеличительные стекла, микроскоп, цветные стекла;

С бумагой:                                                              

 - самоделки-оригами, вертушки, «гармошки» тонкая бумага на расческе;            

- самодельные штампы-печатки из пробок;                  

 - силуэты и краски для набрызга;                        

- копировальная бумага;                                                   

- средства для осушения капель воды: бумага, марля, ткань;

А так же:                                                                      

 - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Структура проведения занятия-экспериментирования:

1. Предварительная работа:

А) познавательное развитие;

Б) знакомство с развивающей средой лаборатории.

      2. Создание проблемной ситуации.

      3. Обсуждение проблемы коллективно.

      4. Самостоятельный поиск способов решения проблемы, проверка собственных предположений.

       5. Анализ положительных и отрицательных результатов.

     6. Проведение запланированного опыта педагогом, выводы делают дети.

       7. Повторный опыт детьми с опорой на зрительный алгоритм.

       8. Составление схемы проведения опыта.

Основным приемом в формировании самостоятельной познавательной деятельности дошкольников, является «Использование приема схематизации».

      Схематизация – это знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляемая с поэлементным соотнесением символического и реального планов.

   В психолого-педагогической литературе схематизации предается огромное значение (Р.  Арнхейм,  А.Я. Блаус, А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская и др.), отмечается, что при работе со схемами включаются мощные ресурсы человека, подчеркивается, что опыт обработки зрительной информации у человека огромен. Ребенок видит сквозь схемы существенные свойства объектов, осуществляет анализ реальности посредствам схемы. При этом схемы выступают и средством ориентировки в действительности, и как орудие деятельности.

   Овладение приемами работы со схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном графическом производстве.

   Знакомство с карточками-схемами состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, например:

Человек -          ,    домик -              ,    окно -              ,    дерево -                и т.д.  

Этап 3. После перекодирования осуществляется рассказ по теме занятия, т. е. происходит отработка метода запоминания. Воспитатель предлагает рассмотреть приборы и материалы, необходимые для эксперимента. Обращает внимание на их внешний вид, назначение и устройство.

Этап 4. Делается графическая зарисовка.

Этап 5. Каждая схема может быть воспроизведена ребенком при ее показе, При воспроизведении основной упор делается на изображении приборов и материалов. Детям задаются вопросы: «Как называется этот прибор? Для чего он нужен?» и др.

   В результате экспериментальной деятельности на основе схематизации познавательная деятельность детей качественно изменяется:

  -смена общей познавательной позиции: от внешней, поверхностной стороны вещей ребенок на основе схематизации проникает в структуру вещей. Каждое отдельное свойство получает свою определенность, а между существенными моментами ситуации в схематическом виде устанавливаются внутренние отношения;

   -перестраиваются процессы восприятия, мышления, воображения, они становятся произвольными (управляемыми);

   -схематизация раздвигает границы познания, у ребенка расширяются возможности разнообразных способов проявления своей активности;

   -меняется сам подход к познавательным задачам, появляется тип предварительной ориентировки в задании;

   -схематическое обобщенное запоминание разных видов наглядного и вербального материала приводит к росту показателей словесно-логических компонентов познавательных процессов, что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательной деятельности в ходе школьного обучения.

    Таким образом, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать их и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Формы и методы организации экспериментальной деятельности

1.        Игровая деятельность: экспериментальные игры «Перевернутое имя», «Поможем золушке», «Где твой друг», «Что чем измеряют», «Притянет – не притянет» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

2.        Лабораторные работы, опыты-эксперименты: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

3.        Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при  повышение температуры, появление радуги и т.д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

4.        Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

5.        Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

6.        Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.

Форма организации деятельности детей на занятии: индивидуально-групповая.

Формы проведения занятия: занятие-эксперимент,  занятие-игра, занятие-соревнование, экскурсия, сказка.

Для достижения поставленной цели была разработана образовательная программа кружковой работы.

Программа рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется два раза в неделю, по 30 минут. Работа проводится во вторую половину дня с подгруппой детей (9-10 человек). Во время занятия проводится 2-4 эксперимента, в зависимости от сложности.

    Необходимыми условиями реализации программы являются:

-психологическая комфортность (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса);

-непрерывность интеллектуальной и манипуляционной деятельности;

-деятельная основа (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений);

-наглядность в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей.

Ожидаемые результаты

- овладение исследовательскими умениями и навыками;

- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);

- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);

- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;

- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;

- формирование ценностного отношения к окружающему миру;

- формирование основ экологической культуры.

Тематический план кружка «Юный исследователь»

Тема

Цель

Кол-во

Занятий

1.

Воздух

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

8

2

Вода

Научить детей исследовать воду в разных состояниях. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

 Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

10

3.

Песок

Уточнить представления детей о песке. Учить сравнивать сухой и сырой песок, выявлять его свойства. Развивать умение использовать знания о свойствах песка в играх с песком. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к занятию.

4

4.

Магнит

Дать представления об основном свойстве магнита притягивать металлические предметы. Выявить в ходе экспериментов предметы, с которыми магнит взаимодействует. Продолжать развивать умение детей делать выводы. Воспитывать интерес к экспериментированию.

4

5

Растительный мир

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растения участвуют в дыхании. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

12

6

Вещество. Камни

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня. Вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качества камня (разноцветный, круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, твердый) и его пользе.
Закрепить правило безопасности (кидаться камнями опасно).

2

7

Вещество. Кристаллы.

Познакомить детей с понятием «кристаллы, кристаллическое состояние вещества» на основе исследовательской и проблемно-поисковой деятельности; изучить условия образования кристаллов; учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли.

1

8

Свет

Знакомим детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы

6

9

Дерево

Учить узнавать предметы сделанные из дерева. Формировать умение определять его качества. Уточнить представления детей о том, что можно сделать из дерева.

1

10

Волшебные краски

Учить детей смешивать цвета, самостоятельно проводить опыт. Развивать умение детей делать вывод.

1

11

Ткань

Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание детей об одежде.

1

12

Звук

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера

4

13

Бумага

Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

1

14

Камни

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.

2

15

Статическое электричество.

Узнать, что собой представляет статическое электричество.  Выяснить причину возникновения статического электричества. Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.

4

16

Лава-лампа

Познакомить детей с понятием плотность веществ.

1

17

Притяжение

Познакомить детей с понятиями «притяжение» и «вес».

2

18

Невисомость

Познакомить детей с понятиями «невесомость».

2

19

Солнечная система

Объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг солнца.

2

Сроки

Название эксперимента

задачи

Материалы и оборудование

Сентябрь

1. «Поиск воздуха»

(воздух по всюду)

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

2. «Вертушка»

Упругость воздуха

Выявить, что воздух обладает упругостью

Для изготовления вертушки: бумага, ножницы, палочки, гвоздики

3. «Свеча в банке»

(изменение состава воздуха)

Показать детям изменение состава воздуха(кислорода становится меньше). Дать знания о том, что для горения нужен кислород.

Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном

4. «Воздух сжимается»

(изменение объема воздуха при охлаждении)

Дать детям представления о том, что воздух при охлаждении сужается

Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монета

5. «Воздух расширяется»

(изменение объема воздуха при нагревании)

Дать детям представления о том, что воздух при нагревании расширяется

Бутылочка пластиковая, трубочка для коктейля, пробка

6. «Воздух невидимка»

(воздух содержится в различных предметах)

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и

в разных предметах.

Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем

числу детей.

Стеклянная кастрюля с водой.

Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

7. Воздух помогает рыбам плавать.

(вытеснение объектов из воды с помощью воздуха)

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный

воздухом, помогает рыбам плавать.

Бутылка газированной воды.

Стакан.

Несколько некрупных виноградин.

Иллюстрации рыб.

8. «Сухим из воды»

(атмосферное давление)

Дать детям представления о существовании атмосферного давления.

Тарелка с водой, монета, стакан

Октябрь

1.«Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Вода, тарелочки с ватой, горох. Пищевые красители, листья пекинской капусты.

2.«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

3.«Прятки»

Углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани.

4.«Как вытолкнуть воду?».

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

5.«Как быстрее?»

(распространение звука)

Дать детям представление о передаче звука на расстояние, распространении через жидкие и твердые тела

Бечевка, скотч,ватные тампоны

6.«Звуки в воде»

(распространение звука через воздух и воду)

Дать детям представление об особенностях передачи звука через твердые и жидкие тела

Большая емкость с водой, камешки

7.«Поющая струна»

(низкие и высокие звуки)

Дать детям представление о частоте звука.

Проволока, деревянная рамка

8. «Почему мышонок не услышал щуку?»

(восприятие звука человеком и животными)

Дать детям представление о строении слухового аппарата у человека, об отличиях в восприятии звуков человеком и животными

Тонкая и плотная бумага, схема строения органов слуха человека. Иллюстрации к сказке «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака.

Ноябрь

1. «Делаем облако».

Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

 2. «Как вода гулять отправилась»

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

3. «Все увидим, все узнаем»

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

4. «Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется,).

Бумага, ножницы, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

5. «Древесина, ее качества и свойства.»

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости  с водой, небольшие дощечки и бруски, алгоритм описания свойств материал

6. «Ткань, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

7. «Свет повсюду».

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

8. «Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Декабрь

1.«Разведчики»

(передача света)

Дать детям представление о том, как можно многократно отразить свет и изображение предмета

Зеркала

2. «Разноцветные огоньки»

(цвета солнечного света)

Дать детям представление о солнечном луче, его световом составе

Противень с водой, плоское зеркало, лист белой бумаги

3.«Волшебный круг»

(восприятие цвета человеком)

Дать детям представление о том,что человеку для восприятия цветов требуются различные отрезки времени

Прям-к из картона 8 на 13, черный фломастер, булавка, карандаш с ластиком на конце, линейка

5. «Излучение»

(влияние цвета на количество излучения)

Познакомить детей с понятием «Излучение света»

2 пакетика(из черной и алюминиевой бумаги), 2 уличных термометра, лампочки 100Вт, линейка

6.«Защитные свойства снега»

(замерзание воды на разной глубине)

Познакомить со свойствами снега, льда

Три бутылки с водой

7. «Как очистить воду»

(фильтрование воды)

Познакомить детей с разными способами очистки воды

Промокательная бумага. Воронка, тряпочка, песок, емкости

8. «Водопад»

Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Январь

1. «Волшебные магниты»

(действие магнитов)

Дать детям представление о магнитах, объяснить действие магнитных сил

Магниты, парафин, ситечко, 2 пластины из стекла, скрепки

2. «Полярное сияние»

(проявление магнитных сил)

Объяснить детям, что полярное сияние –это проявление магнитных сил Земли

 Картинки полярного сияния, магнит, 2 листа бумаги, трубочки для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги

3. «Магнетизм в нашей жизни»
(проявление магнитных сил)

Закрепить знания детей о магнитах.

Расческа, мелкие кусочки бумаги

4. Земля-магнит

Дать детям представление о том, что наша Земля-это магнит, выявить действие магнитных сил Земли

Шар из пластилина с закрепленной на нем англ. булавкой, магнит,стакан  с водой.,шв.иголки, раст. масло

5. «Почему светит лампочка?»

(что такое электричество)

Дать детям понятие о том, что такое электричество

Батарейка для фонарика, тонкая проволока. Маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка- сова из бумаги

6. «В мире электричества»

(электричество и электрический ток)

Объяснить детям, что такое электричество и электрический ток

Электроприборы

7. «Как увидеть молнию?»

(электричество в природе)

Дать детям понятие о том, что гроза- это проявление электричества в природе

Кусок шерстяной ткани, воздушный шар, рупор

8. «Волшебные шары»

(взаимодействие наэлектризованных предметов)

Объяснить детям, что такое электричество, выявить взаимодействие 2 наэлектризованных предметов

Воздушные шары на длинных нитках, кусочки ткани, мелкие куски бумаги, стакан с водой

Февраль

1. «Песок»

Рассмотреть форму песчинок.

Чистый песок, лоток, лупа.

2. «Песчаный конус»

Установить свойства песка

Сухой песок

3. «Рассеянный песок»

Установить свойство рассеянного песка.

Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

4. «Мокрый песок»

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Мокрый песок, формочки для песка.

5. «Может ли растение дышать?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

6. «Есть ли у растений органы дыхания?»

Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

7. «Нужен ли корешкам воздух?»

Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

8. «Что выделяет растение?»

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Март

1. «Во всех ли листьях есть питание?»

Установить наличие в листьях питания для растений.

Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

2. «На свету и в темноте»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

3. «Кому лучше?»

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями

4. «Где лучше расти?»

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

5. «Лабиринт»

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

6. «Что нужно для питания растения?»

.Установить, как растение ищет свет

Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

7. «Что потом?»

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

8. «Как влияет солнце на растение»

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Лук, емкости для посадки.

Апрель

1. «Как увидеть притяжение»

(притяжение Земли)

Познакомить детей с понятиями «притяжение» и «вес»

Предметы из разных материалов, подвешенные на нитках, весы

2 «Что легче?»
(что такое невесомость)

Познакомить детей с понятиями «невесомость»

Предмет на нитке, емкость с водой, пружинные весы

3.«Дождинки»

(Вода в условия невесомости)

Дать детям представление о том, как выглядит вода в условиях невесомости

2 пластины-стеклянная и нарафиновая, одеколон, вода, раст. масло, рюмочка

4. «Волшебные пробки»

(Сила притяжения)

Закреплять знания детей о притяжении и весе.

Емкость с водой. 2 пробки

5. «Далеко- близко»

(солнце и температура воздуха)

Дать детям представление о Солнечной системе.

2 термометра, настольная лампа,длинная линейка

6. «На орбите»

(спутник на орбите)

Дать детям представление о притяжении Земли, значении движения в космосе планет и спутников, строении Солнечной системы

Шарик, ведерко с привязанной к ручке веревкой

7. «Темный космос»

Дать детям представление о космосе, космическом пространстве

Изображения космического пространства, фонарик, стол , линейка

8. «Чем ближе, тем быстрее»

(солнце и время)

Дать детям представление о земной орбите

Пластилин, линейка, рейка длиной 1 метр

Май

1. «Ветка в вазе»

Показать значение воды в жизни растений.

Ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

2. «Какими бывают камни?»

(Какие они? Как они стучат. Почему говорят «твердый как камень»? Тонет - не тонет)

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Разнообразные камни, лупы

3. «Какими бывают камни?»

(Может ли камень издавать звуки? Меняют ли камни цвет? Рисующие камни. Теплый камешек. Прочные камни).

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Разнообразные камни, лупы

4.  «Лава – лампа»

Опытным путем познакомить величиной «плотность веществ».

Материал: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых

красителей,

стакан–500мл.-1000мл.

5. «Как растет кристалл?» (выращивание кристаллов соли)

Исследовать процесс выращивания кристаллов разных веществ

6. Разноцветные шарики

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

7. «Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

8. «Чудесный мешочек.»

(Теплота)

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла.

Литература

1.БарановаЕ.В. « Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития,2009г.

2.МарудоваЕ.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Санкт- Петербург « ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2010г.

3.Н.В. Нищеева «Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». Выпуск 1, 2015

4.Султанова М. Простые опыты с водой. Издательство «Хатбер-пресс», 2016

3.ТугушевГ.П., ЧистяковаА.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт- Петербург « ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.

4. Интернет. htth//www/forchel.ru/igra

5.http//doshkolnik.info/metod/ekolog.htm

         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Программа Кружка " Юный Исследователь"

Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи:1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.2...

Программа кружка " Юный исследователь"

Цель программы: приобщение ребёнка младшего старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследова...

Программа кружка " Юный исследователь"

СодержаниеПаспорт программы………………………………………………........1 Пояснительная запис...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Юные исследователи"

Программа кружка "Юные исследователи" расчитана на на 3 года обучения...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа составлена для детей 3-4 лет, в соответствии с их возрастными особенностями. Программа направлена на потребность ребенка  в познании окружающего мира. В основе программы лежит э...