Развитие певческих навыков дошкольников
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevcheskih_navykov_doshkolnikov.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие певческих навыков дошкольников

 

ПЛАН :

  1. Вступительная часть. Значение пения в жизни ребёнка.
  2. Характеристика голоса, вокальные установки, звукообразование.
  3. Эффективные приёмы распевания, развитие голосового аппарата.
  4. Работа над дикцией и артикуляцией.
  5. Вывод.

Автор:  Карпова Светлана Викторовна, музыкальный руководитель  МБДОУ ЦРР - д/с «Родничок»  г. Томмот, Алданский район, Республика Саха (Якутия)

 2014 год

  1. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, а девочка, играя с куклой, убаюкивает её колыбельной песней. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет, а песня – яркая, образная форма представления об окружающей действительности. Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе пения развиваются основные музыкальные способности ребёнка : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

  1. Пение- сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Слух совершенствуется, если обучение поставить правильно. В младших группах детского сада акцент на точное воспроизведение мелодии : петь простые маленькие попевки, песенки, построенные на двух, трёх нотах. Важно, чтобы педагог пел правильно, выразительно, а инструмент был хорошо настроен. Ребёнок слушает, затем поёт вместе со взрослыми, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо- высотный слух.

В старших группах дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх –вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы,  попевки. Слух ребёнка постоянно контролирует правильность звучания.

Голосовой аппарат дошкольников ещё не сформирован ( связки тонкие, нёбо малоподвижное дыхание слабое, поверхностное ) и укрепляется вместе с общим развитием организма.

Необходимо беречь детский голос ( ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв ), правильно обучать пению. Этому способствует верный подбор репертуара, благотворная «звуковая атмосфера». Не следует увлекаться эстрадной манерой пения, исполнять песни для взрослых. Нужно постоянно следить за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, избегать крикливого пения, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

При обучении пению надо обращать внимание на то, как дети стоят, сидят, держат корпус, голову, как открывают рот. Дети 3-х-4-х лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят на пол, руки кладут на колени ближе к туловищу. Дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев – в таком положении лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма. Голову держат прямо, без напряжения, шею не вытягивают. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого «белого»звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Правильному извлечению звука помогает мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствуют гласные «у» и «о», согласные «к», «г», «х». Сочетание согласных «б», «п», «в», «ф» и гласных «о» и «а» приближает звук к губам. Полезно уделить время на занятии различным скороговоркам, и распевкам. Например, всем известным «Шла Саша по шоссе», «На дворе трава», «Заплела коза косу», «Мишка миску мёда взял»

Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, лицом к детям, т.к. слушая, дети начинают подражать ему и петь более высоким голосом.

Важно развивать такое качество, как напевность, учить детей протягивать отдельные звуки, окончания фраз, правильно брать дыхание.

  1. Основными приёмами обучения пению являются :
  1. показ с пояснениями
  2. объяснения без показа
  3. игровые приёмы
  4. вопросы к детям
  5. оценка качества исполнения детьми

 1. Показ с пояснениями : Если в первый раз исполнить песню без всяких

 пояснений, дети могут обратить внимание не на само содержание песни, а на какую – нибудь внешнюю деталь костюма музыкального руководителя ( например, бусы). Пояснение и показ разъясняют смысл и содержание песни.

 2. Если песня даётся не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

 3. Игровые приёмы : Использование игрушек, картин, образных упражнений, сравнений. Всё это делает музыкальные занятия более занимательными для детей, повышают их активность, развивают сообразительность, закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях, а также располагает детей к педагогу, приносит радость от творчества, от создания музыкального образа.

 4. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей, вызывают необходимость им самим находить ответы. В этом случае повышается роль педагога в воспитании конкурентноспособных детей.

 5. Оценка качества исполнения детьми помогает ребёнку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это очень осторожно.

Обучая детей дикции педагог прежде всего привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Важно при этом выделить, подчеркнуть, например, обращение ( «Эй, с дороги сторонись!» в песне «Зимняя песенка» М. Красева ), вопрос («Где ж мои ребятки, серые котятки?» в песне «Серенькая кошечка» В.Витлина) или указание характерных признаков образа («трусишка зайка серенький», «сердитый волк»).

Хорошему произношению часто мешает непонимание смысла слова. Например, в тексте украинской народной песни «Зайчик» - «У лесной опушки сидит зайчик» - слово «опушка» некоторые ребята понимают как «пушки» или «ушки» и соответственно так поют.

В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный приём – произнесение шепотом ( как вариант- беззвучно) или голосом текста в ритме этой песенки. Например, можно так прочитать текст песни Т. Попатенко «Песенка о песенке» :  -песенку о песенке  мы сейчас споём

 Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное  произношение гласных и согласных. В пении, как и в речи, ударные  гласные сохраняют нормальное значение. Говорят и поют : снегами, корова, в лесу, в декабре, берегись, октябрь. Безударные гласные

 тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как  «а». Петь надо «карова», «актябрь», «мая», а не «корова», «октябрь», «моя».

 Гласные «е» и «я» не следует заменять на «и», лучше произносить  неопределённо ( что-то среднее между «е», «я» и «и»). Согласные выговариваются быстро и чётко, чтобы свободнее

 произносить гласные. Согласные в конце слова нельзя проглатывать. Например, исполняется : «В нашем саду листопад» («листопат», а не  «листопа»), «В пра-здни-чный на-ряд» («на-рят», а не «на-ря»).

 Также поют : «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а  не «снег», «аччево», а не «отчего», «рыпка», а не «рыбка».  Дети во всех группах часто неправильно произносят окончания слов, приставки. в этом случае тренировать детей группами и отдельно  правильно произносить «се-ры-е», а не «се-ра-и», «со-лны-шко», а не  «сол-нуш-ко».

Развитие вокально-хоровых навыков, упражнения на развитие голоса и слуха, работа над дикцией, артикуляцией, верное звукообразование правильное дыхание, работа над чистотой интонации, ансамблем (стройным, слитным пением ) приведёт к хорошим результатам в воспитании у детей культуры звука, общей вокальной культуры. Они будут петь правильно, чисто, вместе, выразительно, а также понимать смысл песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков дошкольников (методическая разработка)

В данной методической разработке рассматриваются общие вопросы по развитию вокально-хоровых навыков....

Развитие певческих навыков дошкольников

Развитие певческих навыков дошкольников...

«Использование метода игротренинга в развитии певческих навыков дошкольников» методическая разработка

Игротренинг как одна из современных педагогических технологий, помогает обновить формы взаимодествия с обучающимися....

«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. ...

«Музыкальные игры-упражнения для развития певческих навыков дошкольников».

Методическая разработка из опыта работы музыкального руководителя "Музыкальные игры-упражнения для развития певческих навыков дошкольников"...