«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»
материал

Исакова Екатерина Андреевна

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей.  Но проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»

Проблема развития певческого голоса ребёнка в детском саду

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей.  Но проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. Значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически не поющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях, в которых пение занимает 50-70% всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.

 В течении XX века ведущие педагоги-вокалисты (Н.А.Метлов, В.А.Багадуров, Е.М.Малинина, В.Н.Шацкая, Д.Е.Огороднов, В.В.Емельянов, В.В.Шереметьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, А.Л.де Арисменди, Г.П.Стулова, З.Кодай, М.Ибука) занимались проблемой развития детского певческого голоса. В 1938 году на первом методическом совещании в Москве были приняты рекомендации для учителей пения и музыкальных работников, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации. Учёные пришли к выводу, что детский певческий голос надо не развивать, а охранять и тренировать по мере роста организма. По данным исследований педагогов, одной из причин отсутствия должного вокального развития детей является недостаток вокально-музыкальной культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подаётся в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам исследователя В. Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука или возникновенье в одночасье являются решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука.

Сущность применения фонопедического метода развития голоса В. Емельянова на современном этапе

В различных источниках научных исследований нами была раскрыта история развития методов постановки вокального голоса.

В. Манфредини в «Правилах гармонических и мелодических для обучения всех музыке» указывает, что:

  1. Рот при пении «растворять. Умеренно, естественно для ясности голоса и чистого произношения слов».
  2. Петь в удобной тесситуре, «никогда не должно форсировать человеческий голос».
  3. Надо петь напевно и додерживать звук (ноту по длительности).
  4. Ясно произносить слова, уверенно, «крепко, а не в позиции между зубов».
  5. Петь сознательно и эмоционально, рекомендуется петь без сопровождения.

В книге «Упражнения для усовершенствования голоса», М.И.Глинка указывал, что «Надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты, ибо, усовершенствовав их, мало-помалу потом можно обработать и довести его до возможного совершенства и остальные звуки»

Сторонниками взглядов М.И.Глинка явились Н. А. Метлов, Д.М.Зарин, Н.Д.Орлова, Ф. Ламперти, А.Е.Варламов, К. Эверарди.  В частности, Н. А.  Метлов предлагал начинать работу с примарных тонов, которые берутся без усилия, от центра голоса, постепенно расширяя диапазон, захватывая звуки, окружающие их сверху и снизу.

Педагоги Н.А.Ветлугина и Н.Д.Орлова[7] предлагают систему упражнений, основным художественным материалом которых служит народное творчество.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» (ФМРГ) [4] разработана педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В. Емельяновым.

Таким образом, нами была выделена характеристика певческого голоса ребёнка. Это – звук, нормально сформированный, всегда активный, эмоциональный, непременно свободный и лёгкий, без малейшего намёка на форсировку (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Показатели певческого голоса

Широта диапазона

Чистое интонирование

Сила звука

Напевность звука

Дыхание

 Дикция

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.

Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.

Критериями фонопедического метода являются:

  • акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);
  • энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);
  • биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).
  • В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в нашей работе нами адаптированы некоторые из них в силу возрастных возможностей голосового аппарата дошкольника (см. рисунок 2).

http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2010/Balagurova.files/image002.gif

Рис. 2

 

 Таким образом, нами выявлено преимущество ФМРГ в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста:

Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.

Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Развитие певческих навыков дошкольников (методическая разработка)

В данной методической разработке рассматриваются общие вопросы по развитию вокально-хоровых навыков....

Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

«Использование метода игротренинга в развитии певческих навыков дошкольников» методическая разработка

Игротренинг как одна из современных педагогических технологий, помогает обновить формы взаимодествия с обучающимися....