«Музыкальные игры-упражнения для развития певческих навыков дошкольников».
учебно-методический материал

Фомина Юлия Владимировна

Методическая разработка из опыта работы музыкального руководителя "Музыкальные игры-упражнения для развития певческих навыков дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры для пения223.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальные игры-упражнения

для развития певческих навыков дошкольников».

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка.

         Процесс пения – это сложный процесс, в котором задействованы и органы дыхания, и артикуляционный аппарат, и голосовые связки.

      Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.

    Чтобы научиться правильно петь, как известно, необходимо иметь целый комплекс музыкальных способностей и постоянно развивать его. Недоразвитость одного из его компонентов может стать причиной неправильного (нечистого) интонирования. Интересный факт, что поющие дети раньше начинают говорить.

В своей работе  я использую  игровые упражнения для развития певческих способностей дошкольников.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Чтобы ребенок чувствовал себя свободно, а голос звучал естественно, нужно принять правильное положение. Сесть или встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены. Игровые упражнения -установки:

1. Упражнение «Спинка- тростинка»

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку.

Вот она какая-

Спиночка прямая!

2. Упражнение «Сидит дед»

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыки прививаются в процессе игр:

1. «Душистый цветок!»

На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

2. «Не погаси свечу».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.

3. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

4. «Петушок»

Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:

Петя, Петя, Петушок

Целый день учил стишок.

Наклоны головы вперед-назад:

А запомнил он строку

Лишь одну: «Ку-ка-ре-ку!»

На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе: «Ку-ка-ре-ку!»

5. «Комарик»

Дети ставят ладони на плечи («крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

6. «Лягушки»

Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами.

Мы лягушки-кваксы,

Ночь чернее ваксы….

Шелестит трава.

КВА!

Красным помидором

Месяц встал над бором,

Гукает сова…

КВА!

Под ногами кочки,

У пруда цветочки.

В небе – синева

КВА!

Месяц лезет выше,

Тише. тише, тише,

Чуть-чуть-чуть,едва:

КВА!

7. «Музыка дышит»

Под звучание любого вальса делаем равномерные вдох и выдох. На усиление звучания- вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе. А на выдохе возвращается.

РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ.

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приёмов.

В своей работе я использую методику Аллы Евтодьевой «УЧИМСЯ ПЕТЬ И ТАНЦЕВАТЬ, ИГРАЯ».

Значение игрового распевания для развития вокальных способностей детей. 

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Взяты знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придуман  несложный текст и мелодия в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них. Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому,  проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?  

Такое игровое распевание многофункционально: 

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей.

Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов. Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на танец, спев свои партии в разных регистрах. А распевки: "Лиса и воробей", "Кот и мышка" и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки "Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично перетекут в музицирование и т.д. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в ПЕНИИ.

         Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.

Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок: Театрализованная деятельность + пение! Нельзя забывать, что распевка не должна подбираться необдуманно, хаотично. Она должна предвосхищать решение поставленной задачи в последующей песне. Решите: какой проблемный момент вам необходимо сегодня отработать для пения – скачки или плавный подъём мелодии, распевка должна выполнять ту же функцию, иначе её использование бессмысленно. Таким образом, можно сделать вывод: если РАСПЕВАНИЕ будет результативным, то и ПЕНИЕ будет плодотворным.

Также использую в своей работе методику ТЮТЮННИКОВОЙ Т.Э.   «ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ». 

Этот метод развивает подвижность голосового аппарата, происходит работа над регистрами голоса. Основывается на пении по голосовым карточкам

на звуки «а», «у». Возможно использование и других звуков.

Изготовить такое пособие совсем несложно. Достаточно иметь листы бумаги и разноцветные маркеры.

1) Карточка «Звуковая ниточка». Нужно на одном звуке (примерно «ми» первой октавы) тянуть звук «уууууууууу». Дети подстраиваются к пению педагога, стараясь спеть одну ноту в унисон.

2) Карточка «Волнистая ниточка». Педагог поет на двух соседних звуках (большая секунда). Дети пристраиваются к его пению.

3) Карточка «3 звуковых ниточки». На звук «у». Нижняя строчка поётся в низком регистре, средняя в среднем, верхняя в верхнем. Работа с регистрами, развивается подвижность голосового аппарата.

4) Карточка «3 волнистые звуковые ниточки». Тоже, что и предыдущее упражнение, только поётся секунда вверх-вниз.

5) Карточка «Звёздочки и светлячки».  Отрывисто на «а» или «у» поется в верхнем регистре – это звёздочки. А в нижнем регистре поют светлячки также на звук «а» или «у».

6) Карточка «Попрыгаем голосом». Дети по показу педагога звездочек на карточке поют на стаккато то вверху, то внизу, как бы «прыгая» голосом туда-сюда.

7) Карточка «Забор». Отрабатывается голосоведение – глиссандо. По показу на карточке от одной точки до другой поется вверх-вниз на звук «у» глиссандируя.

8) Карточка «Ступеньки на горку и съезд с горки».

Произвольный подъем по высотной шкале на легато и глиссандирование вниз на звук «у» или «а».

9) Карточка «Падающая звезда». Нужно голосом сразу попасть в высокий регистр и тянуть на звук «у» или «а». Звездочка  звучала, звучала вверху и упала (глиссандо вниз)

10)  Карточка «Ночь на море». Используются 3 вида голосовых движения. Качающееся движение – волны на у (синяя волнистая линия внизу), а в это время звездочки высоко («а», «а», «а», «а»….. – стаккато), и одна звездочка упала в море (на звук «у» глиссандо вниз).

11) Карточка «Фигурное катание». Рисовать 8-ки голосом, как фигуристы на коньках. Перетекание голосом «иииииууууу» сверху вниз и обратно, снизу вверх и обратно. В верхнем регистре и в нижнем.

12)  Карточка «На катке пошёл снег». Можно петь по очереди – сначала «фигурное катание» (на звук «иу» глиссандирование), а потом «пошел снег» (на звук «ааааа» стаккато), а можно разделить детей на две подгруппы и одновременно петь – одна подгруппа «восьмерки» рисует голосом, а другая изображает «снег».

13) Карточка «Звездопад и светлячки». Звездочки пели в небе (в верхнем регистре стаккато «ууууу»). Звездопад (сверху вниз глиссандо - стрелочки вниз). Когда все звездочки упали с неба, то превратились в светлячки (в нижнем регистре «уууу» на стаккато)

Можно совместно с детьми создавать свои карточки на конкретные трудности в исполнении песен и с помощью таких упражнений по карточкам добиваться правильного исполнения.

Очень интересны детям СКАЗКИ-РАСПЕВАНИЯ, разработанные музыкальным руководителем МДОАУ «Детский сад № 21 «Сказочный теремок» г. Новотроицка Оренбургской области» Горбуновой Светланой Николаевной,  активизируют дошкольников, создают положительную эмоциональную атмосферу с самого начала занятия.      

Сказка-распевание «Соня-Петушок»

Жил-был Петушок. Он очень любил поспать. И вот однажды утром Петушок проспал рассвет и не разбудил никого. Проснулась кошка и очень удивилась, что солнышко взошло, а все спят. Она подошла к Петушку и пропела:

- «Мяу-мяу-мяу, пора вставать» (по 5, 3, 1, ступени мажорного трезвучия вниз), но Петушок все спал.   (поют все дети)

Вторым проснулся Гусь и тоже пропел:

- «Га-га-га, пора вставать!»

Но Петушок продолжал спать.

(далее по желанию детей «просыпаются» и поют домашние животные и птицы (дети выбирают соответствующую карточку): лошадь, корова, утки, баран, козел, хрюшка, курица)

Последней просыпается собачка и громко лает:

- «Гав, гав, гав! Пора вставать!

Петушок встрепенулся и закричал

- «Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!

А все вокруг засмеялись. Ведь все давно проснулись. Петушку стало стыдно, и он больше никогда не просыпал утро.

Сказка-распевание «Веселый концерт»

 Жили-были сосульки. Появились они в середине зимы. Зимой они росли, а когда наступила весна, вдруг начали потихоньку таять. Самые большие сосульки роняли большие капельки и пели низким голосом: «Кап, кап, кап!» (по До-мажорному трезвучию вниз) сосульки поменьше роняли капельки и пели средним голосом: «Кап, кап, кап!» (по Ми-мажорному трезвучию вниз). А самые тоненькие сосульки роняли маленькие капельки и пели высоким голосом: «Кап, кап, кап!» (по соль-мажорному трезвучию вниз). Теперь каждый день они давали концерт. Сначала их концерты были короткими: («Кап, кап, кап!» — вниз по трезвучию – дети повторяют 2-3 раза). Затем концерты были все длиннее и длиннее: (музыкальный руководитель поднимает карточки с изображенными на них капельками, разными по размеру)

Дети поют:

Кап – кап – кап – кап – кап – кап – кап

Выс.    Ср.    выс.   Ср.  низк.     Низк. Низк.

Порядок капелек всегда варьируется.

И вскоре концерт стал продолжаться весь день и всю ночь (далее ребенок выходит и поднимает карточки в произвольном порядке, дети поют).

Все эти игры развивают голосовые данные дошкольников, эмоциональную сферу, подвижность голосового аппарата, интонационный слух, а главное приносят удовольствие и радостное настроение детям на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков дошкольников (методическая разработка)

В данной методической разработке рассматриваются общие вопросы по развитию вокально-хоровых навыков....

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...

сборник музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста 4-5лет.

сборник содержит  музыкально-дидактические  игры на рвзвитие певческих навыков детей 4-5 лет, а также пример ООД по музыкальному воспитанию с использованием м.д.и на развитие певческих навык...

«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. ...

конспекты НОД по музыкальному воспитанию "Необычное приглашение" (Развитие певческих навыков у детей ДОУ)

Открытое музыкальное занятие по развитию певческих навыков через игровой приём.Осень оставила волшебный лист с приглашением на концерт.но надо выполнить 7 заданий и открыть буквы.использовались методи...