Сергиевская слобода -частичка России великой
методическая разработка

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sergievskaya_sloboda-chastichka_rossii_velikoy.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ « СЕРГИЕВСКАЯ СЛОБОДКА - ТЫ ЧАСТИЧКА ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ ВЕЛИКОЙ»

Евстифеева Н.Ф., Курюмова О.Б., Чухутова С.Б\

Старший воспитатель, воспитатель, воспитатель

МАДОУ детского сада №11 «Пересвет»

 город Бор

Emil: ds11-bor@yandex.ru

Аннотация: Наше дошкольное учреждение находится на территории музейно-просветительского православного комплекса Всероссийского значения «Сергиевская слобода», что в большей степени определило направление нашей работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию, что было поддержано и родителями, и педагогами. Работа коллектива построена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. На наш взгляд проект  будет интересен воспитателям детских садов, педагогам воскресных школ,  учителям начальных классов.

 «Человеку важно знать свои корни,  свою историю, место, где его малая Родина – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни». Василий Песков.

Тема проекта: «Ознакомление старших дошкольников с Сергиевской Слободой».

Тип проекта: информационно- практико- ориентированный.

Вид: групповой.

Цель проекта: Содействовать всестороннему развитию детей и воспитанию нравственных качеств через приобщение их к миру святынь родного края. Расширять представление о православной культуре, православии как религии, которая сопровождала жизнь наших предков.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей через знакомство с ближайшим окружением- Сергиевской слободой, как о всеобщей ценности; приобщать детей к православной религиозной культуре, дать представления о внешнем виде и устройстве православных храмов, о произведениях изобразительного искусства (иконопись).
  • Познакомить детей с поэтическими произведениями В. Бородиной……

Развивающие:

  • Развивать восприятие, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  • Развитие свободной, творческой, духовно-насыщенной личности ребёнка.

Воспитательные:

  • Формировать умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения о православной культуре.
  • Формировать правильную модель поведения в храме ина территории Сергиевской Слободы.
  •  Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), педагогический коллектив детского сада и родители воспитанников.

Продолжительность проекта: средней продолжительности – 6 месяцев.

Взаимодействие с Местной религиозной организацией «Православный Приход церкви в честь Знамения Божией Матери г. Бор Нижегородской области»:

Организация:

- экскурсии по Сергиевской слободе, храмам;

- бесед с родителями;

- бесед с воспитанниками;

- посещения музея Сергия Радонежского.

Взаимодействие с родителями:

Просвещение родителей через тематические беседы: «Что я знаю о Сергии Радонежском», «Традиции и обычаи русского народа», «Православные традиции нашей семьи».

Активное включение родителей в совместную практическую деятельность – праздники: «Под Рождественской звездой», «Праздник весны – Благовещенье», «Пасха Красная»; творческие выставки: «Любимый уголок города», фотовыставка «Сергиевская слобода».

Совместный вечер-гостиная: «Помни день субботний».

Совместное посещение храмов: «Экскурсии выходного дня».

Посещение музея Сергия Радонежского.

Результат: у детей сформируются первоначальные представления о православной культуре,  православии как религии, которая  сопровождала жизнь наших предков на всём протяжении истории нашего Отечества; появится представление о храме, как всеобщей ценности, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников на территории Сергиевской Слободы и  в храме.

Дети и их родители:

- познакомились с православной культурой города;

- посетили храмы Сергиевской слободы;

- узнали, что такое иконы;

- познакомились с убранством храмов и назначении предметов;

- познакомились с традициями православных праздников (Рождество, Крещение, Сретенье, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха…);

- познакомились с «Детской Библией».

План-схема реализации проекта:

Этап

(сроки)

Основные направления

реализации проекта

Материал и средства реализации проекта

1 этап

Подготовительный (разработка проекта) - декабрь

Создание проблемной ситуации.

На сенсорной доске появляется иллюстрация карты России, с гербом города Бор и фотографией нашего детского сада. Звучит колокольный звон.

Детям предлагается выяснить, откуда может исходить этот звук?

Меняется слайд – изображение различных зданий (храмы, театры, школы, больницы, магазины) нашего и других городов.

Дети входят в проблемную ситуацию и пытаются разобраться, откуда может исходить звук. Формируются задачи, позволяющие выяснить, все ли фотографии принадлежат нашему городу, и почему видя некоторые фотографии, не услышишь колокольного звука.

Планируем возможные мероприятия для распутывания сюжета: рассматривание карты города, экскурсии по Сергиевской Слободы, иллюстраций, походы в церковь, музей. Выбираем участников проекта - родителей, бабушек и дедушек, святых отцов,

тех, кто бы мог рассказать о храмах, православии.

С целью раскрытия всех возможных знаний о городе, о православном компоненте определяемся с чего начать исследование. Предлагаем диагностическое обследование детей по теме «Знаешь ли ты свой родной край». Для родителей предлагается анкета на тему «Духовно – нравственное развитие детей».

Альбомы "Мой город Бор", "Сергиевская слободка", (фото совместных мероприятий, праздников, сбор материала с родителями). Работа с участниками проекта: Местной религиозной организацией «Православный Приход церкви в честь Знамения Божией Матери г.Бор Нижегородской области»и родителями.

2 этап

Основной – январь - май.

Подбор методической и научно – популярной литературы по данному проекту.

Разработка конспектов НОД с использованием методов развивающего обучения.

Создание развивающей предметно пространственной среды.

Реализация плана работы с родителями.

Реализация проекта через основные разделы:

1 раздел «Сергиевская Слобода – духовный центр Бора»;

2 раздел «Бор –край благословенный»;

3 раздел «Архитектурные ансамбли Сергиевской Слободы»;

4 раздел «Природа Сергиевской Слободы»;

5 раздел «Сергиевская Слобода – культурное наследие Бора».

Организация   работы с родителями.

*Просвещение родителей через тематические беседы: «Что я знаю о Сергии Радонежском», «Традиции и обычаи русского народа», «Православные традиции нашей семьи».

*Активное включение родителей в совместную практическую деятельность – праздники: «Под Рождественской звездой», «Праздник весны – Благовещенье», «Пасха Красная»; творческие выставки: «Любимый уголок города», фотовыставка «Сергиевская слобода».

*Совместный вечер-гостиная: «Помни день субботний».

*Совместное посещение храмов: «Экскурсии выходного дня».

*Посещение музея Сергия Радонежского.

*Изготовление фотоматериалов.

1раздел.

*Пособие «Река времени» - старые фотографии Бора с изображением храмов, фотографии Бора без них, фотографии современного Бора с изображением храмов.

*ТРИЗ  игра «Хорошо – плохо», обсуждается восстановление церквей на территории нашего города.

 *Экскурсия по Сергиевской Слободе – ознакомление с объектами.

*Поход в краеведческий музей и проведение там беседы «Бор раньше и теперь».

 *Д/И «Юный архитектор» - построй храм; познакомить с названием частей храма.

* Рассматривание фотоальбома « Всё повторяется», где собраны фотографии проведения ярмарок на территории Сергиевской Слободы в прошлом и настоящим.

2 раздел.

*НОД «Русь православная» с целью продолжать формировать представление детей о храме, как всеобщей ценности; познакомить с историей принятия христианства на Руси. *Познакомить детей с поэтическими произведениями В.А. Бородиной «Божий мир», «Облака», «Дети в храме», «С утра», «С мамой».

*Рассматривание фотоматериалов о посещении  и благословении Сергиевской Слободы митрополитом Кириллом. Ситуативная беседа.

*Рассматривание схемы расположения объектов Сергиевской Слободы.

*Экскурсия по Сергиевской Слободе с целью расширения представлений о церквях, как всеобщей ценности.

*Рассматривание фотоальбомов с объектами Сергиевской Слободы.

* Сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод».

*ХТИ «Дорисуй вторую половину храма» с целью развития мышления, уточнения названий частей храма.

3 раздел.

*НОД  игра - путешествие «Вот эта улица, вот этот дом…» с целью закрепления  знаний о своём детском саде, его расположении. Познакомить с понятиями «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец».

*НОД ознакомительная беседа «Храмы нашего города» с целью ознакомления детей со спецификой храмовой архитектуры и интерьером храма.

* Экскурсия по Сергиевской Слободе, посещение Сергиевской церкви с целью закрепления знаний о специфике храмовой архитектуры и интерьером церкви.

*Экскурсия по Знаменской церкви с целью закрепления знаний о специфике храмовой архитектуры и интерьером церкви.

*Посещение музея в Знаменской церкви с целью ознакомления с объектами музея.

* НОД беседа  «Мы склонились низко – низко у подножья обелиска» с целью ознакомления с монументальной архитектурой.

*Посещение памятника игумену земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, краткий рассказ воспитателя о нём, вопросы поискового характера об особенностях памятника.

*Д/И «Найди два одинаковых храма», «Найди какая тень подходит к храму» с целью развития внимания.

*Д/И «Укрась храм декоративными элементами» с целью закрепления знаний с названием частей храма, архитектурными украшениями.

*Д/И «Найди сходства и отличия» с целью развития умения выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения.

*И/У « Юный архитектор» с целью воссоздания архитектурных объектов Сергиевской Слободы.

*Загадывание загадок В. А.Бородиной с православной тематикой.

*Рисование, аппликация  «Храмы нашего города» с целью передачи в рисунке впечатления  от окружающей жизни.

4 раздел.

*Экскурсия в природу Сергиевской Слободы с целью уточнения знаний об объектах живой природы.

*Исследовательская деятельность «Что нужно растениям для роста?»

*Наблюдения за растениями Сергиевской Слободы с целью развития наблюдательности.

*Д/И «Где куст, где дерево?»

*Д/И «Природа», « Рукотворный и нерукотворный мир» с целью умения различать предметы рукотворного и нерукотворного мира.

*Создание альбома «Природа Сергиевской Слободы» с целью закрепления знаний о живой природе, названиях растений, о заботливом отношении к ним.

5 раздел.

*Рассматривание презентации «Сергиевская Слобода – культурное наследие Бора» с целью воспитания чувства гордости за свою малую Родину.

*Беседа « Правила и нормы поведения на территории Сергиевской Слободы» с целью расширения представлений о правилах поведения в общественных местах.

* Создание ситуаций, обсуждение поступков – правили норм поведения с целью оценки поступков сверстников и взрослых.

* Акция «Чистое сердце».

*Конструирование «Детский сад моей мечты», «Сергиевская Слобода в будущем» с целью закрепления знаний об архитектуре; учить конструировать по заданной теме.

*Рисование «Детский сад моей мечты», «Город мой, любимейшей на свете» с целью развития творческого воображения.  

3 этап

Заключительный – май.

*Творческая работа «Я горжусь тобой, мой любимый православный город Бор!» - коллаж совместных фотографий, полученных в результате проекта.

*Совместное с родителями мероприятие «Юный экскурсовод Сергиевской слободы»

Литература:

И. С. Гоголева «Борское Отечество моё».

Л.М. Добролюбова «Церковная летопись Знаменской церкви села Бор Семёновского уезда».

Л. М. Добролюбова, М. А. Мужиченкова «Борская азбука».

Альбомы «Моя малая Родина», «Сергиевская Слобода», созданные воспитателями совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наш край — часть России». Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе

«Наш край — часть России». Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе...

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравств...

Проектная деятельность в подготовительной группе на тему: «Я часть России»

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения....

Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ "Я часть России"

Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Проект "Сергиевская слобода"

Разработка проекта для детей старшего дошкольного возраста...