« Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »
методическая разработка

Швырёва Ольга Михайловна

Тема по самообразованию : « Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shvyryova_o.m_gr.1.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 3 « Дюймовочка »

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического

развития воспитанников города Фурманова.

Тема по самообразованию:

« Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »

воспитателя подготовительной группы

 №1 « Почемучки »

Швырёва Ольга Михайловна

Фурманов 2018г.

« Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

      Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Основная трудность в работе с детьми - это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Поэтому, я считаю, что моя тема по самообразованию  позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель:

 создать условия в группе для развития речи детей через  театрализованные игры.

Задачи:

1. Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности)

2. Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.

3. Способствовать восстановлению психофизических функций (тренировка пальцев, мышц, мимики).

Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• анализ программно-методических материалов;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

План работы на 2018-2019 год учебный год.

Месяц

Тема

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Выбор тематики

Наблюдение и анкетирование родителей; самоанализ, профессиональной компетентности.

Сообщение темы, целей и задач.

Октябрь

Подбор литературы по теме.

Путешествие в театр. Диагностика творческих способностей

Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»

Доклад «Театрализованная деятельность в детском саду»

Ноябрь

Виды театра: перчаточный, кукольный пальчиковый

Рассказ о видах театра. Игры с элементами театрализации

Индивидуальная работа по изготовлению некоторых видов театра.

Методика театральных игр и условия их осуществления.

Декабрь

Настольный театр.

Рассказ об особенностях настольного театра. Показ способов действия с куклами настольного театра.

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр) Консультация: «Как поддержать у детей интерес к театру» Предложить родителям – посетить театр.

Презентация:

 «Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »

Январь

Развитие коммуникативных способностей средствами театрально-игровой деятельности Работа над развитием речи через театральную деятельность. Работа над образом, ролью

Инсценировка стихотворения Э. Успенского: «Разгром». Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. Совершенствовать речевой слух.

Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи

Консультация для педагогов «Театрализованные игры» Классификация театрализованных игр.

Февраль

«Театр картинок» Инсценировка сказки: «Теремок»

Рассказ об особенностях театра картинок.

Изготовление фотоальбома: «Театр детям».

Консультация для педагогов старших возрастных групп «Театр на столе».

Март

«Пальчиковый театр»

Театрализованная игра: «Дедушка Молчок».

Привлечение родителей к изготовлению пальчикового театра.

Консультация «Пальчиковый театр – один из способов развития мелкой моторики у дошкольников.

Апрель

Работа по развитию актёрского мастерства

Речевые игры с движениями, упражнения-пантомимы.

Выступление на родительском собрании « Чувства и эмоции маленького артиста»

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.  

Май

Театр «ОБЕРЕГ»

Знакомство с театром «ОБЕРЕГ» Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.  

Консультация: «Фольклор в детском театре». Памятки для родителей  по теме: «Театрализованная игра способна развить речь вашего ребёнка».

Список используемой литературы

 

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004. .

5.Князьков А.А. Словарь. Педагогическое Рече ведение. М – Флинта, Наука, 1998.

6. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688с

7. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993. 

8. Уликова Н.А., Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

9. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990

10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.

11. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

12. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей. Методы развивающего обучения и воспитания. 2 слайд Известный писатель Джанни  Родари ...

Театрализованная игра-как средство речевого развития у детей

Виды театрализованныйх игр, система работы по театрализованной игре....

Консультация для родителей на тему: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Театрализованная игра как средство речевого развития детей

В данной статье  говорится о том, как в различных театрализованных играх  развиваются и совершенствуются все стороны речевого развития ребёнка....

Театрализованные игры как средство речевого развития детей

Презентация содержит опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности....