Требования к проведению занятий в ДОУ согласно ФГОС
статья

Захарова Анна Александровна

С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется  подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация22.66 КБ
Office presentation icon Презентация к консультации1.8 МБ

Предварительный просмотр:

 Требования к проведению занятий согласно ФГОС

   С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется  подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности с детьми.

До сих пор некоторые педагоги не умеют правильно написать конспект, организовать и провести ООД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий существовала долго,  и мы к ней привыкли.

   В конце концов, должен произойти  отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. ООД - увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмыслив свою роль  - педагог  становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

   Многие педагоги пытаются преобразовать занятие и сделать из него новую ООД. Они берут конспект занятия «по старинке», включают вначале какую-нибудь проблемную ситуацию, продуктивную деятельность и – готово!  А сущность не изменилась!

   Это происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем организованная образовательная деятельность отличается от занятия.

Во-первых, ООД реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровая,
  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная,  
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • конструирование из разных материалов,
  • изобразительная,
  • двигательная,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд.

или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Как же правильно всё организовать?  Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности.  Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Необходимо  отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. 

Для этого необходимо   использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.

Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь  основная цель подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.

Во-вторых, должна измениться суть позиции педагога по отношению к детям.

Необходимо изменить стиль поведения взрослого (педагога): от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.

        Основные формы работы с детьми при организации ООД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более  эффективным, потому что  опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить ООД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.

В-третьих, необходимо обновление структуры ООД.

И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается ООД. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься.

          Одной из основных особенностей ООД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л.Г.Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок - личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.  И именно с  позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру ООД.

     ООД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований.

     Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

     Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

      Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

       Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.

      Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС  Тема статьи:   «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Сист...

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС в ДОУ

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС в ДОУАппликация (от латинского applicatio — прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывани...

СТАТЬЯ "ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности &ndash...

Современные требования к проведению занятий в соответствии с ФОП ДО

Современные требования к проведению занятий в соответствии с ФОП ДО.В данной презентации даются ответы на вопросы:1. Основные понятия, относящиеся к современному занятию2. Формы образовательного ...

Опыт работы: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дош...