Доклад "Пальчиковые игры"
консультация

Малахова Татьяна Николаевна

Доклад "Пальчиковые игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_palchikovye_igry.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Пальчиковые игры».

Наверное, мало кто из родителей не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи её с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука – глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнкаМоторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребёнка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Существует много способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых доступных и интересных – пальчиковые игры.

Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учиться хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем, ребёнок подрастая, учиться держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Казалось бы всё замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться всё более сильными и ловкими, но к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они не правильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рукигры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы, игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Можно предложить завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на верёвочке, собирание разрезных картинок, застегивание и растегивание пуговиц, кнопок, крючков, завинчивание и развинчивание крышек банок, перебор крупы (фасоли) и т. д. Игр, заданий и упражнений существует очень много, но самое интересное и доступное во всём этом многообразии как для детей так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это весёлые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольниковИгры эти очень эмоциональны и увлекательны для детей. Они способствуют развитию речи. Если движения пальцев развитыв соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов, делает речь ребёнка более чёткой, ритмичной. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнкаспособствующим подготовки кисти руки к письму и стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Пальчиковые игры способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти преобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Учат ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а так же между ребёнком и взрослым.

Прежде чем разучить пальчиковую игру с ребёнком, попробуйте поиграть самостоятельно.

При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребёнком медленно. Если ребёнок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребёнку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретённые навыки закреплялись.

Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 -7 лет) 10 -15 мин. В день.

Итог:

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастает, если родитель не ограничивается заданиями не уйдёт в другую комнату, а вместе с ребёнком возьмётся за решение совместной задачи. Стоить помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнёт приносить свои плоды, тем проще ребёнку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...