Картотека игр, загадок, потешек на тему «Русский народный фольклор»
картотека (младшая группа)

Степанова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Картотека игр на тему «Масленица» к неделе «Русский народный фольклор»

Игра «Проводы Зимы»

Цель: познакомить детей с народными традициями; познакомить с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей; заучивание потешки; организация досуга детей.

 

           1. Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми  закличками  звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю,  а Весна-красна не задерживалась.

 

            2. Рассматривание картинки «Масленичные гуляния».

-  Что это за праздник?

-  Зачем провожают Зиму?

-  Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?

           3.  Заучивание заклички.

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.

4. Подвижная игра «Дарит солнышко лучи»

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу. Учить детей водить хоровод.

Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.

Воспитатель собирает детей закличкой: 
«- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши».
Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:
«Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать».
Играющие встают на лучи.

Игра «Соломенная  Масленица»

 

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами; развивать       

          ловкость, быстроту.

  1. (Рассматривание альбома масленица)

      Масленица зародилась на далеком Севере, и отцом этого праздника является Мороз. Она гласит, что человек в суровое время года заметил Масленицу, которая пряталась за сугробами, и позвал ее, чтобы она согрела своим теплом людей и развеселила их. И красавица с жирными от масла и румяными щеками пришла, согрела их сердце и кровь, и пустилась в пляс.            

        Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица - Маслена  Авдотья  Изотьевна… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело, а  пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.

  1. Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать»

 Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить; развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

А Митрошечка-до свидания.

 

Игра: «Блины на Масленицу».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами.

Ход игры:

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

     Одной из главных версий считается, что появление слова "масленица" связано с традицией выпекания блинов. Русские люди пытались привлечь милость солнца и встречали его с блинами, которые и олицетворяли его. В то время считали, что чем больше блинов, тем скорее солнце начнет светить сильнее и теплее. 

- Какую форму имеет солнце? Блины?

- Кокого цвета солнце? Блины?

Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!

 

«Блины своими руками».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами; развивать       

            мелкую моторику рук; воспитывать у детей интерес и    

            уважение к культуре русского народа.

 

Ход игры:

- Какое главное угощение на Масленицу?

Что за праздник - объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем
До чего ж они вкусны!

(рассматривание альбома «Масленица»)

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки.

        Давайте подрумяним наши блинчики, чтобы они совсем стали солнечными - раскрасим их. (Раскрашивание блинов из соленого теста желтой краской)

          К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

 -А на масленицу что едят?

- А почему?

- На что похожи блинчики?(солнышко)

Подвижная игра «Карусель»

 

Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки.

          содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков.

          развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать     

          создавать положительный эмоциональный настрой.

 

Ход игры.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели.  А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.



Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

 воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека загадок на тему «Русский народный фольклор»

Русские народные загадки о животных

  • Зимой белый, летом серый.

                                         ( Заяц)

  • Прыгает ловко, любит морковку.

                                                    (Заяц)

  • Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок.

                                                                                      (Белка)

  • То рыжая, то серая,

          А названьем — белая.

                                           (Белка)

  • Ползун ползет, иголки везет.

                                             (Ёж)

  • Под кустами, под ёлками катится клубок с иголками.

                                                                                          (Ёж)

  • Мастер шубу себе сшил,

          Иглы вынуть позабыл.

                                               (Ёж)

  • Вот иголки и булавки

          Вылезают из-под лавки

          На меня они глядят

          Молока они хотят.

                                      (Ежи)

  • В одежде богатой,

          Сам слеповатый,

          Живёт без оконца,

          Не видывал солнца.

                                        (Крот)

  • Это что за зверь такой?

          Может жить он под землей.

          Норку и подземный ход

          Лапками копает...

                                    (крот)

  • Рыжая хозяюшка

          Из лесу пришла,

          Всех кур пересчитала,

          С собой унесла.

                                (Лиса)

  • Хвост пушистый,

       Мех золотистый,

       В лесу живет,

       Кур в деревне крадёт.

                                        (Лиса)

  • У кого из зверей

       Хвост пушистей и длинней?

                                                   (Лиса)

  • Рыжая плутовка,

       Хитрая да ловкая,

       В сарай попала,

       Кур пересчитала.

                                 (Лиса)

  • Серовато, зубовато, по полю рыщет,

          Телят, ягнят ищет.

                                      (Волк)

  • Он в лесу дремучем рос,

          Серой шерстью весь оброс.

          В зайцах вкусных знает толк

          Злой голодный серый...

                                                (волк)

  • Любит кушать он малину

          И в берлоге спать всю зиму.

          Страшно может он реветь,

          А зовут его...

                        (медведь)

 

  • Летом мед ел и малину,

          Чтобы сытым спать всю зиму.

          Тише, дети! Не шуметь!

          Пусть спокойно спит...

                                         (медведь)

  • Чтобы выстроить плотину,

           Запасет он древесину.

           Зверь трудолюбив и добр,

           Тащит бревна к речке...

                                                (бобр)

  • У него рога ветвисты,

          А бока чуть-чуть пятнисты.

          Всех катать ему не лень,

          Возит саночки...

                                 (олень)

  • По горам, по долам

          Ходит шуба да кафтан.  

                                            (Овцы.)

  • Кто на себе свой дом носит?

                                       (Улитка)

  • С хозяином дружит, дом сторожит,

          Живет под крылечком, хвост колечком.

                                                                          (Собака)

  • Не говорит, не поёт,

          А кто к хозяину идёт —

          Она знать даёт.

                              (Собака)

  • На сене лежит — сама не ест и другим не даёт.

                                                                        (Собака)

  • Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище.

                                                                                              (Кошка)

  • Мягкие лапки,

          А в лапках — царапки,

          Зелёные глаза —

          Всем мышам — гроза.

                                           (Кошка)

  • Вся мохнатенька, четыре лапки,

       Сама усатенька, два яхонта под шапкой.

                                                                        (Кошка)

  • Зубастых, мохнатый, как есть начнёт - песенку поёт.

                                                                                                     (Кот)

  • Что за зверь со мной играет?

        Не мычит, не ржёт, не лает,

        Нападает на клубки,

        Прячет в лапки когти.

                                        (Котёнок)

  • Живёт невидимая крошка,

          Ловко мешки прогрызает.

          Очень не любит кошку,

          А кошка её обожает.

                                      (Мышка)

  • Маленький шарик под лавкой шарит.

                                                          (Мышь)

  • Хвост крючком, нос пятачком.

                                              (Свинья)

  • Спереди — пятачок,

          Сзади — крючок,

          Посередине — спинка,

          На спинке — щетинка.

                                          (Свинья)

  • Пятак есть, а ничего не купит.

                                           (Свинья)

  • С бородой, а не старик,

          С рогами, а не бык,

          Доят, а не корова,

         Лыко дерёт,

         Да лапти не плетёт.

                                       (Коза)

  • Не земледелец, не кузнец, не плотник,

          А первый на селе работник.

                                                    (Лошадь)

  • Четыре четырки,

          Две растопырки,

          Седьмой вертун,

          Два стеклышка в нем.

                                          (Корова)

  • Черен, да не ворон,

        Рогат, да не бык,

        Шесть ног без копыт,

        Идет—земли не дерет.

                                          (Жук).

  • Заплелись густые травы,

       Закудрявились рога,

      Да и сам я весь кудрявый,

      Даже завитком рога.

                                     (Баран)

  • Явился в жёлтой шубке:

      -Прощайте, две скорлупки!

                                            (Цыплёнок)

  • Два раза родился,

       Ни разу не крестился,

       Всем людям пророк.

                                    (Петух)



Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека игр на тему «Масленица» к неделе «Русский народный фольклор»

Игра «Проводы Зимы»

Цель: познакомить детей с народными традициями; познакомить с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей; заучивание потешки; организация досуга детей.

 

           1. Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми  закличками  звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю,  а Весна-красна не задерживалась.

 

            2. Рассматривание картинки «Масленичные гуляния».

-  Что это за праздник?

-  Зачем провожают Зиму?

-  Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?

           3.  Заучивание заклички.

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.

4. Подвижная игра «Дарит солнышко лучи»

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу. Учить детей водить хоровод.

Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.

Воспитатель собирает детей закличкой: 
«- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши».
Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:
«Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать».
Играющие встают на лучи.

Игра «Соломенная  Масленица»

 

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами; развивать       

          ловкость, быстроту.

  1. (Рассматривание альбома масленица)

      Масленица зародилась на далеком Севере, и отцом этого праздника является Мороз. Она гласит, что человек в суровое время года заметил Масленицу, которая пряталась за сугробами, и позвал ее, чтобы она согрела своим теплом людей и развеселила их. И красавица с жирными от масла и румяными щеками пришла, согрела их сердце и кровь, и пустилась в пляс.            

        Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица - Маслена  Авдотья  Изотьевна… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело, а  пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.

  1. Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать»

 Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить; развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

А Митрошечка-до свидания.

 

Игра: «Блины на Масленицу».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами.

Ход игры:

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

     Одной из главных версий считается, что появление слова "масленица" связано с традицией выпекания блинов. Русские люди пытались привлечь милость солнца и встречали его с блинами, которые и олицетворяли его. В то время считали, что чем больше блинов, тем скорее солнце начнет светить сильнее и теплее. 

- Какую форму имеет солнце? Блины?

- Кокого цвета солнце? Блины?

Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!

 

«Блины своими руками».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами; развивать       

            мелкую моторику рук; воспитывать у детей интерес и    

            уважение к культуре русского народа.

 

Ход игры:

- Какое главное угощение на Масленицу?

Что за праздник - объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем
До чего ж они вкусны!

(рассматривание альбома «Масленица»)

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки.

        Давайте подрумяним наши блинчики, чтобы они совсем стали солнечными - раскрасим их. (Раскрашивание блинов из соленого теста желтой краской)

          К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

 -А на масленицу что едят?

- А почему?

- На что похожи блинчики?(солнышко)

Подвижная игра «Карусель»

 

Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки.

          содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков.

          развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать     

          создавать положительный эмоциональный настрой.

 

Ход игры.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели.  А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.



Предварительный просмотр:

Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

 воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека пальчиковых игр на тему «Русский народный фольклор»

Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить; развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

                                                «Чаепитие»

Исходное положение: сидя на ковре, на коленях.

Медвежата, не скучая,

Пьют вторую чашку чая

 (растираем ладошки между собой до тепла)

С сушками

(поднимаем вверх большие пальцы)

Ватрушками

(указательные пальцы)

Крендельками и блинами

(средние пальцы)

А еще с вареньем

(безымянные пальцы)

И с вкусненьким печеньем

(мизинцы)

Любят наши медвежатки

Выпит чая по две чашки.

(растираем ладошки между собой).

«Я пеку, пеку, пеку».

Игра в ладошки

Я пеку, пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка.

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову,

Пирожками угощу.

 «Бабушкины пирожки»

Стала бабушка гостей созывать,

Стала милая гостей созывать 

(возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке):

«И Тимоша приходи, И Антоша приходи,

Да и Проша приходи, И Митрошу приводи».

Положите ладонь малыша тыльной стороной вверх на свою левую ладонь, а правой рукой по очереди поднимайте по одному пальчику малыша, начиная с большого за кончик вверх. После среднего пальца поднимайте сразу и средний, и безымянный вместе (на словах «Прошу и Митрошу»).

«А уж Ванечка, Моя лапочка,

Ну, пожалуйста!»

Дойдя до мизинца, поднимите его и потеребите за кончик несколько раз.

«Стала бабушка гостей угощать,

Стала милая гостей угощать».

Снова возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке:

«И Тимоше пирожок,

И Антоше пирожок,

Да и Проше пирожок,

И Митроше пирожок»

Положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди мягко нажимайте на подушечки пальчиков малыша, начиная с большого.

«А уж Ванечке,

Моей лапочке,

Мятный пряничек!».

Дойдя до мизинца, нажмите на его кончик несколько раз.

«Стала бабушка гостей провожать,

Стала милая гостей провожать».

Возьмите правую ручку малыша и помашите ей, словно он прощается.

«Прощевай, Тимоша, Прощевай, Антоша,

Прощевай и Проша, Да и ты, Митроша».

Положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди загибайте пальчики малыша к ладошке, начиная с большого:

«А уж Ванечка,

Моя лапушка,

Посиди ещё

Вместе с бабушкой».

Дойдя до мизинца, погладьте его от ладони к кончику несколько раз.

 «Стала Маша гостей созывать»

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

А Митрошечка-до свидания.

«Сапожки»

        Наденем на ножки.  

        Теплые сапожки.

        (наклоняются,  указывают на ноги)  

        Этот – с правой ножки,

        Этот – с левой ножки.  

        На руки рукавички,

        (поднимают руки вверх)  

        Теплые сестрички.

        (крутят ладошками)

        Шубки и пальтишки.

        (надевают пальто)

        Теплые штанишки.  

Игра «У дедушки Абрама...».

Описание: взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями. Дети повторяют.

У дедушки Абрама десять сыновей,   Сгибать поочередно пальцы обеих рук.

Десять сыновей, десять дочерей.  Распрямлять пальцы веерообразно.

Все с огромными ушами   Махать растопыренными ладонями около ушей.

И с огромными глазами.   Хлопать пальцами возле глаз.

И не пили, и не ели, Имитировать кормление ложкой и отрицательно качать головой.

Все на дедушку смотрели.  Хлопать пальцами возле глаз.

А дедушка делал так...   Показать ребенку какой-нибудь жест и попросить повторить его.

«Пять братьев – пальчиков»

Пусть малыш соберёт пальчики в кулачок.

«Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики)

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну а этот лишь глядел!»

«Соня-пастушок»

Поиграйте вдвоём в эту забавную пальчиковую игру. Она хороша, когда нужно «убить время»: например, в дороге.

«Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал бурёнок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А коль волк придёт, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул.

Да под белою березкой уснул».

Пальчик ребёнка становится пастушком, ваша ладонь лугом, а пальцы – берёзками. Пастушок должен лечь под одну из березок. Березка наклоняется к пастушку и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнок должен успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только пастушок будет разбужен, вы меняетесь ролями.

«Сорока – белобока, кашу варила».

 «Сорока-белобока

Кашу варила (делайте круговые движения пальцем по ладошке ребенка),

Деток кормила (начинайте загибать по очереди пальчик, начиная с указательного):

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

«Ты дров не рубил,

Кашу не варил,

На стол не накрывал,

Всех не созывал!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!» (возьмите малыша за большой палец и аккуратно потеребите его)

«Птички-невелички»

Скрестите большие пальцы рук и изобразите крылья, приговаривая:

«Птички-невелички по небу летели,

По небу летели, на ладошку сели! (накройте своей ладонью ладошку малыша)

Будем птичек привечать, будем птичек величать! (погладьте своей ладонью ладошку малыша)

А воробушка узнаем, сразу милого поймаем. (погрозите пальцем на ладошку ребёнка)

Будет петь для деточки в золочёной клеточке (поглаживайте пальчик малыша от кончика к основанию, приговаривая)

Воробушек, воробушек, воробушек».

Как только малыш выучит слова потешки, непременно поменяйтесь ролями: пусть малыш изображает ручками птичек. Игру можно усложнить, играя в ловлю птичек. Произносите названия разных птичек и поглаживайте пальчик малыша, как только он услышит слово «воробушек», он должен отдёрнуть пальчик.

Если вы пальчик не поймаете, то говорите:

«Ой, беда! Ой, беда! Улетели навсегда!

За реку широкую, за гору высокую!». 

Если же поймаете,  то так:

«Вот попалась птичка, птичка-невеличка!

Будешь петь для деточки в золочёной клеточке!»



Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

 воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека подвижных игр на тему

 «Русский народный фольклор»

Подвижная игра «Дарит солнышко лучи»

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу. Учить детей водить хоровод.

Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.

Воспитатель собирает детей закличкой: 
«- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши».

Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:
«Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать».
Играющие встают на лучи.

Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче».

Ход игры:

В центре круга - "Солнце" ( ребенок). 

Дети хором произносят:

Гори ,солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.  

(Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг). 

«ЗАИНЬКА, ПОХОДИ…» хороводная игра.

  Движения по  тексту

«Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись».

Подвижная игра «Зайка»

Цель: Учить под музыку двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

«Зайка, зайка, что с тобой

  Ты совсем сидишь большой

  Встань попрыгай, попляши.

  Твои ножки хороши».

Движения: Дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

Разминка: «Ходьба по дорожкам».

После игр с мартышками предложить детям  походить по дорожкам.

(Ходьба по дорожке без обуви.)

Профилактическая дорожка «колючая».

Идут по дорожке
Наши ножки.
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Мягкая дорожка – тактильное ощущение.

Уходи с дороги, кот,
Наша деточка идет.
Топ-топ-топа-
Никогда не упадет.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наши деточки пойдут – 
Через киску упадут…

Подвижная игра «Карусель» 

Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки.

          содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков.

          развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать     

          создавать положительный эмоциональный настрой.

 

Ход игры.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле завертелись карусели.

 А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра»

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.



Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

 воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека потешек на тему «Русский народный фольклор»

"Пошёл котик на торжок"

«Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу».

                                                        "Кисонька-мурысонька"

                                                          «Кисонька-мурысонька,

                                                            Где была? — Коней пасла.

                                                       — Где кони? — За ворота ушли.

                                                       — Где ворота? — Огонь сжёг.

                                                       — Где огонь? — Вода залила.

                                                       — Где вода? — Быки выпили.

                                                       — Где быки? — За гору ушли.

                                                       — Где гора? — Черви выточили.

                                                       — Где черви? — Утки склевали».

«Котятки, котятки,
Малые ребятки!»

«- Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
- Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать».

«Солнышко, снарядись! Красное, покажись!»

«Солнышко, снарядись! 
Красное, покажись! 
Выйди из-за тучи, 
Дам орехов кучу!

Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко, 
Дам тебе горошка!»

«Петушок, золотой гребешок»:

«Кукареку, петушок,

    Золотой гребешок,

    Выгляни в окошко,

    Дам тебе горошку,

    Дам и зёрнышек»;

                                         «Петушок, петушок,

                                            Золотой гребешок,

                                            Маслена головушка,

                                            Шёлкова бородушка,

                                            Что ты рано встаёшь,

                                            Что ты громко поёшь,

                                            Ване спать не даёшь?»

«Как у нашего кота»:

«Как у нашего кота
  Шубка очень хороша,
  Как у котика усы
  Удивительной красы,
  Глаза смелые,
 Зубки белые».

                                       «Котик серенький»:

                                             «Котик серенький присел
                                               На печурочке
                                               И тихонечко запел 
                                               Песенку дочурочке:
                                               Вот проснулся петушок,
                                               Встала курочка,
                                               Поднимайся мой дружок,
                                               Встань, моя дочурочка!»

Заучивание заклички.

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.

«Самовар»

Самовар – птица – жар!

Кран  открывается

Чай  наливается!

Потешки и колыбельные к игре  

«Укладывание Маши спать».

«Ходит сон у колыбели — баю, баю.

Чьи тут глазки спать хотели — знаю, знаю.

Ты не три их кулачками, закрывай,

Сон качает колыбельку, засыпай»

«Люлю — люлю, ой, люли

  Прилетели голуби

  Стали гули ворковать,

  Нашу Машеньку качать.

  Баю-бай, баю-бай

  Поскорее засыпай

  Баю-бай, баю-бай

  Спи, малышка, засыпай».

«Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала, детушкам давала.

Даше – два,

Паше – два,

Ване – два,

Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!»

Потешка к игре «Баю-бай»

Баю-бай, баю-бай,

Наша Таня, засыпай!

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Баю-баю-баюшок,

Кладу Таню на бочок

- На мягкую кровать.

Будет Таня крепко спать.

Потешки к игре «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка не лай».

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Катю не буди.

Ты, собачка, не лай,

Нашу Катю не пугай!

Петушок, петушок,

 Золотой гребешок,

 Масляна головушка,

 Шёлкова бородушка,

 Что ты рано встаёшь,

 Что ты звонко поёшь,

 Деткам спать не даёшь?

- Ку - ка - ре - ку!

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

 По-сме-лей –

Умывайся веселей!

Заинька, подходи,

 Заинька, походи,

 Серенький, походи,

 Вот так, вот сяк походи,

 Заинька, подбодрись,

 Серенький, подбодрись,

 Вот так, вот сяк подбодрись,

 Заинька, топни ножкой,

 Серенький, топни ножкой,

 Вот так, вот сяк топни ножкой.

 Заинька, повернись,

 Серенький, повернись,

 Вот так, вот сяк повернись.

 Заинька, попляши,

 Серенький, попляши,

 Вот так, вот сяк попляши.

 Заинька, поклонись,

 Серенький, поклонись,

 Вот так, вот сяк поклонись!  (дети читают потешку, выполняют соответствующие движения).

«Наша Маша»

Наша Маша маленькая,

На ней шубка маленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

 

«Идёт коза рогатая»

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами,
Ножками топ – топ,
Глазками хлоп – хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает!

Потешки к игре «В гости к кукле Кати»

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ-топ, топ-топ,

Шагают наши ножки.

Шли, шли, шли и к домику пришли.

Не плач, не плач – куплю калач,
Не плач, дорогой, – куплю другой,
Не плач, не кричи – дам тебе три!

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Поела Катенька - ей пора спать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Прилетели гуленьки

Сели возле люленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Нашу деточку качать.

«Сорока – белобока, кашу варила».

 «Сорока-белобока

Кашу варила (делайте круговые движения пальцем по ладошке ребенка),

Деток кормила (начинайте загибать по очереди пальчик, начиная с указательного):

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

«Ты дров не рубил,

Кашу не варил,

На стол не накрывал,

Всех не созывал!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!» (возьмите малыша за большой палец и аккуратно потеребите его)

«Птички-невелички»

Скрестите большие пальцы рук и изобразите крылья, приговаривая:

«Птички-невелички по небу летели,

По небу летели, на ладошку сели! (накройте своей ладонью ладошку малыша)

Будем птичек привечать, будем птичек величать! (погладьте своей ладонью ладошку малыша)

А воробушка узнаем, сразу милого поймаем. (погрозите пальцем на ладошку ребёнка)

Будет петь для деточки в золочёной клеточке (поглаживайте пальчик малыша от кончика к основанию, приговаривая)

Воробушек, воробушек, воробушек».

Как только малыш выучит слова потешки, непременно поменяйтесь ролями: пусть малыш изображает ручками птичек. Игру можно усложнить, играя в ловлю птичек. Произносите названия разных птичек и поглаживайте пальчик малыша, как только он услышит слово «воробушек», он должен отдёрнуть пальчик.

Если вы пальчик не поймаете, то говорите:

«Ой, беда! Ой, беда! Улетели навсегда!

За реку широкую, за гору высокую!». 

Если же поймаете,  то так:

«Вот попалась птичка, птичка-невеличка!

Будешь петь для деточки в золочёной клеточке!»

«Банька»

Над трубою дым поднимается, (сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх)

Да по небу дым расстилается (раскройте ладони и разведите руки в разные стороны)

Не хлебы пекут – банька топится,

А народ спешит к ней, торопится (соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте, сами пальцы растопырьте)

Прибежала нянька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, нянька!»

Пусть ребёнок пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал Нафанька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди, Нафанька!»

Малыш снова пытается попасть в баньку, но уже указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Анька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, Анька!».

Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Манька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, Манька!»

Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал наш Ванька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Заходи-ка в баньку,

Мы помоем Ваньку!

Жарко-жарко-жарко!».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русского народного фольклора для детей и родителей

Заклички, приметы, народные игры распределены по временам года, что ускоряет поиск материала....

Календарно-тематическое планирование в младшей группе по теме: «Русский народный фольклор».

Календарно-тематическое планирование в младшей группе по теме: «Русский народный фольклор»....

Картотека русского народного фольклора.

В картотеке представлены разнообразные формы русского фольклора (топотушки, колыбельные и  другие песни, поетшки, прибаутки)....

Конспект интегрированного музыкального занятия по теме: "Русский народный фольклор в жизни современных дошкольников"

На занятии использованы различные виды деятельности: игры - танцы, ритмические игры, коммуникативные игры направленные на развитие слухового восприятия, чувтва ритма и речевого творчества дошкольников...

САмообразование на тему : Русский народный фольклор

Тема: Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»               Цель:...