Незнайка экспериментирует.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Кулиш Анна Николаевна

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области познавательное развитие

для детей 4-5 возраста

 

Тема: «Незнайка экспериментирует»

 

Используемые технологии:

 

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология деятельностного подхода;

Информационно-коммуникационные технологии;

Игровые технологии;

Здоровье сохраняющие технологии.

 

Название: «Незнайка экспериментирует»

Цель: развивать познавательную активность детей в ходе расширения и уточнения представлений о свойствах бумаги.

Задачи:

1.Образовательные

  • Закрепить представление детей о свойствах бумаги, её ценности в жизни человека;
  • Познакомить с различными способами обнаружения свойств бумаги;
  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, разных её видах и свойствах.
  • Стимулировать развитие речи, формировать умение строить аргументированную речь, развивать желание делиться своими впечатлениями.

2.Воспитательные

  • Воспитывать желание помочь товарищу, умение координировать свои действия в группе;
  • воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности, навыки свободного общения со сверстниками и взрослыми;

-           Воспитывать в детях любознательность, инициативность, уверенность в себе, умение самостоятельно мыслить.

3. Развивающие

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основании проведённых опытов.
  • Развивать познавательную инициативу ребёнка.

Предварительная работа:

  • Проведение бесед о бумаге, её роли в жизни человека.
  • Экскурсия в «Детский лабиринтикум» для ознакомления с детской лабораторией.
  •  Проведение элементарных опытов с целью знакомства детей со свойствами бумаги.
  • Рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги, предметов, изготовленных из нее.
  • Чтение художественной литературы: стихи, загадки о бумаге, просмотр отрывков из мультфильма «Приключения Незнайки».
  • Игры с бумагой.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

Оснащение:

  • мультимедийная установка;
  • флипчарт;
  • интерактивная доска;
  • фонограмма звуков бумаги;
  • музыкальная композиция из м/ф «Бумажки».

Организация детей: для обеспечения оптимальной ситуации развития для каждого ребёнка данная непрерывная образовательная деятельность проводится с подгруппой детей, не превышающей 12 человек.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Звучит композиция «Бумажки».

Дети входят в зал и становятся полукругом.

Мотивация

Вступительная часть. Приветствие.

Воспитатель  приглашает детей в детскую лабораторию для проведения опытов и экспериментов. В лаборатории педагог уточняет у детей, готовы ли они помочь в проведении опытов. После общей договорённости, воспитатель предлагает детям переодеться и вспомнить правила поведения в детской лаборатории.

Правила:

Правило первое:

Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, быть внимательными.

Правило второе:

Приступать к выполнению опыта, только после получения инструкции.

Правило третье:

Никогда не пробовать на вкус материалы в лаборатории.

Педагог: Молодцы! Все правила знают, и мы можем идти в детскую лабораторию и начать наши приключения.

 

 

Дети здороваются с воспитателем.

 

 

 

 

 

 

Дети надевают халаты.

 

 

 

 

Дети называют правила работы в детской лаборатории, если дети работают в лаборатории впервые, то правила составляются педагогом вместе с детьми.

 

 

Правила размещаются детьми на флипчарте.

 

 

Дети вместе с педагогом переходят в лабораторию

Проблематизация

На экране появляются герои мультфильма «Приключения Незнайки» Кнопочка и Синеглазка. Они приветствуют педагога и детей.

 

Педагог: Ребята, Кнопочка и Синеглазка загадают вам загадку:

 

Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой.

(Бумага)

 

Рассмотрите пожалуйста сюжетные картинки. Что делает наш друг Незнайка? Почему же у него не получается сделать лавочку из бумаги? Почему бумагу нельзя назвать прочным материалом?

Ребята, мы очень просим вас помочь – убедить  Незнайку в том, что бумага – непрочный материал, из него нельзя делать мебель.

 

 

Дети здороваются с героями мультфильма.

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Бумага.

 

 

 

 

Беседа по сюжетным картинкам «Горе – мастер». Задание выполняется детьми в ходе коллективного обсуждения. Дети работают, рассматривая  сюжетные картинки,  предлагают варианты ответов.

 

 

 

 

Целеполагание

Педагог: Мои юные друзья, я горжусь вашей сообразительностью. Ребята, зачем нам нужна бумага? Сегодня мы с вами  узнаем какая она – бумага и зачем она нужна.

 

Дети: Бумага нужна для рисования, аппликации, из бумаги делают книги, журналы, раскраски.

 

Планирование будущей деятельности

Инструкция педагога: Я предлагаю вам присесть рядом со мной на ковер и посмотреть на экран. Вам предстоит задание, с которым справиться смогут только настоящие исследователи.

Посмотрите на экран и ответьте на мои вопросы. (На экране слайды с изображением разных предметов из бумаги и других материалов).

Педагог: Ребята, вы должны определить, кому и для чего нужна бумага?

Педагог  помогает детям сделать вывод - бумагу ежедневно и широко использует каждый человек. Бумага – это замечательный материал. Из нее можно придумывать и делать игрушки, открытки, упаковки, подарки, маски, поделки.  Благодаря бумаге жизнь человека гораздо интересней.

Педагог: Сегодня в лаборатории мы сможем узнать какими свойствами обладает бумага.

 

Дети располагаются на ковре перед мультимедийной доской.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Бумага нужна людям.  Она используется человеком для разных видов работы, для аппликации, рисования, поделок, для изготовления журналов, тетрадей, раскрасок и пр.

 

 

 

 

Реализация плана

Педагог: У меня все готово для проведения первого опыта. Давайте попробуем вместе разобраться, какая она – бумага!

 

Опыт № 1. «Летающая бумага» (направлен на ознакомление со свойствами бумаги - легкость).

 

Инструкция педагога: «Возьмите веера, лежащие перед вами, и взмахните ими на листы бумаги.  

 

Педагог: Что произошло с листом бумаги? Как вы думаете почему бумага движется? Правильно, при взмахе веером получается ветер, который и приводит в движение лист бумаги, потому что бумага легкая! Давайте повторим опыт. Что вы увидели?

 

 

 

Педагог: Как вы думаете, можно сказать про бумагу, что она легкая? Да, вы абсолютно правы.

 

 

Опыт № 2. «Ленточки для куклы Кати» (направлен на ознакомление со свойствами бумаги - прочность)

 

Инструкция педагога: «Возьмите полоски цветной бумаги и завяжите куклам ленточки.

 

Педагог: Что вы видите? Какие изменения произошли с полосками цветной бумаги? Почему не удалось завязать ленточки куклам? Правильно, бумага не прочная, она рвется.

 

Педагог: Ребята, вы определили, что бумага не прочный материал и рвется. Давайте теперь проверим, можно ли намочить бумагу?

 

 

Опыт № 3 «Стаканчик с водой» (направлен на ознакомление со свойством бумаги –  промокаемость)

 

Инструкция педагога: «Перед каждым из вас стаканы с водой. Опустите в воду сначала салфетку, затем лист бумаги.  

 

Педагог: Что происходит с салфеткой? С листом бумаги? Как вы думаете, почему салфетка намокла быстрее и распалась, а бумага потолще намокла? Какой мы можем сделать вывод?  Итак, тонкая бумага намокает быстрее и распадается, бумага потолще тоже намокает, но ей требуется больше времени. Бумага боится воды. Бумага – материал не прочный, промокаемый.

 

Опыт № 4. «Подарок» (направлен на ознакомление со свойством бумаги - сминаемость).

 

Действия педагога: Педагог берет в руки коробку, предлагает детям завернуть ее в бумагу.

 

Педагог: Ребята, давайте попробуем узнать – можно ли смять бумагу?

Инструкция педагога: «Выберите себе любой цветной лист бумаги или картона. Заверните в него коробочку.

 

 

Педагог: Ребята, что происходит с бумагой, когда вы упаковываете коробку? Почему одну бумагу легче смять, а другую – труднее? Какой мы можем сделать вывод?

 Педагог помогает детям сделать вывод. Бумага мнется, если в нее завернуть коробку. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.

 

Игровая ситуация  «Бумажные приключения»

 

Педагог: Наше исследование прошло успешно, вы отлично справились с заданием, и я предлагаю вам игру:

 

Инструкция педагога: «Я называю различные предметы с прилагательным «бумажный». Если такой предмет существует, вы хлопаете в ладоши, если нет – подпрыгиваете.

 

Игровая ситуация «Советы Незнайке» (размышление и  рассказы детей о том, какими свойствами обладает бумага).

Вновь на экране появляются Незнайка, Кнопочка и Синеглазка

 

Инструкция педагога:

 «Присаживайтесь на ковер.

 

Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна бумага? Какая она – бумага? Кому и для чего нужна бумага? Объясните свою точку зрения. Что мы с вами можем сделать из бумаги? А из бумаги можно сделать лавочку?

 

 

Педагог: Ребята, а какими свойствами обладает бумага? Для чего мы с вами были в лаборатории?

Как вы думаете, помогли ли мы Незнайке?  Докажите.

Педагог помогает детям сделать вывод и понять, как им удалось помочь Незнайке, как с помощью опытов они узнали свойства бумаги.

Незнайка благодарит детей за советы, Кнопочка и Синеглазка – за помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети берут веера.

 

 

Дети: Лист бумаги движется,  летит от взмаха веера. С помощью веера получается ветерок. Бумага разлетается, потому что она легкая.  

Бумага – легкая.

 

Дети проводят опыт два, три раза. После проведения опыта полученные результаты обсуждаются с детьми.

 

Можно сказать, что бумага -легкая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети берут полоски цветной бумаги  и стараются их завязать куклам.

 

 

Дети: Бумага рвется, не слушается, мнется. Нельзя из полосок цветной бумаги завязать ленточку.

Бумага – не прочная и рвется.

 

 

Работы детей остаются на столе. Использованные  материалы убираются в контейнер.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети берут стаканчики в руки и опускают салфетку, затем лист бумаги.

 

 

Дети: Салфетка промокла, распалась, почти растворилась в воде.

Салфетка – сделана из тонкой бумаги и намокла быстрее.

 

Бумага потолще впитала воду, тоже намокла, но не распалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети берут коробочку.

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают листы бумаги разной прочности (лист картона или лист цветной бумаги) и упаковывают коробочку.

 

 

Дети: Бумага мнется, скручивается, сгибается. Цветной лист бумаги тоньше – его легче смять, чем лист картона – он плотный.

 

 

Чем толще бумага, тем ее труднее смять и согнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети хлопают в ладоши, подпрыгивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети располагаются на ковре перед мультимедийным экраном.

 

Дети с опорой на картинки подсказки рассказывают о назначении бумаги, ее свойствах, что из бумаги  можно сделать (например, поделки, маски, подарки, игрушки, упаковку), почему из бумаги не получится построить лавочку.

 

Дети: Бумага промокает, рвется, мнется, сгибается, скручивается. Бумага легкая.

Из бумаги нельзя сделать лавочку.

У Незнайки не получится сделать лавочку – бумага – непрочный материал.

Оценка и рефлексия

Педагог подводит детей к активному обсуждению действий:

   Какие опыты больше всего понравились? Почему? Интересно ли было работать исследователем? Что больше всего понравилось в работе? Какими материалами пользовались? Что было наиболее трудным? Удалось ли убедить Незнайку? А что для этого сделали?

Педагог: Ребята, спасибо вам большое! Но! Наши «бумажные приключения» на этом не заканчиваются… Мы будем с вами продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

Дальнейшая работа, перспектива развития:

Проведение опытов и экспериментов.

В дальнейшем, в ходе чтения книг, а также  обсуждение и анализ сюжетов книг, просмотра детских телепередач, дети узнают, из какого материала можно построить лавочку.

Выполнение сюжетных рисунков для совместного альбома «Мои открытия». Осмысление новых знаний, выражение нового знания своими словами, выработка собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового, что оказалось верным, а в чём заблуждался, выявление ещё непознанного (новый вызов или мотивация – «хочу знать ещё больше!»). Подведение итогов и организация совместной

 продуктивной творческой деятельности.

 

 

 

Дети выбирают наиболее интересные (по их мнению) опыты. Рассказывают с какими материалами интереснее всего было работать, какие были затруднения.

 Делают выводы, каким образом  убедили Незнайку в том, что бумага – непрочный материал.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментируем вместе

Практикум для родителей...

Ребенок играет, познает и экспериментирует

Реализуя программу "Детство", изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментиро...

Зачем люди экспериментируют

Экспериментирование с дошкольниками, развитие интереса к экспериментированию....

рекомендации для родителей"Экспериментируем дома"

рекомендации для родителей по экспериментальной деятельности с детьми дома...

Конспект досуга - праздника "Привет, Незнайка!", посвящённого 60 - летию выхода в свет книги Н.Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей"

Дети обожают Незнайку за то, что он добрый и весёлый. Досуг направлен на формирование в детях дюбви к детской художественной литературе, развитию речи, мышления, логики и внимания....

статья "Экспериментируем всегда, экспериментируем везде"

В статье изложена теория об эспериментальной деятельности в детском саду...