Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Если только захотеть можно в Космос полететь!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ласкарева Ольга Владимировна

Предлагаю конспект НОД в очень удобном формате - технологическая карта. Это продукт совместной деятельности воспитателя и музыкальоного руководителя детского сада. Увлекательное путешествие по Солнечной системе удачно приурочить ко Дню Космонавтики, так популярному у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Технологическая карта  

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Если только захотеть можно в Космос полететь!»

Ласкарева Ольга Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Стам Лариса Рудольфовна

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

2019 г.

     Образовательные области:

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка), физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, речевая, музыкальная, двигательная активность ребенка, познавательная деятельность.

   

Цель: расширить знания детей о Солнечной системе

   

 Задачи

     Образовательные: 

-закрепить знания детей о планете Земля, о первом человеке, побывавшем в Космосе;

-активизировать словарный запас по теме: Солнечная система, космонавт, названия планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; орбита, атмосфера, невесомость.

-закрепить умения составлять предложения по картинкам, отгадывать загадки;

     Воспитательные:

-воспитывать желание оказывать помощь;

-формировать навыки выполнения поставленной задачи, умения оценивать результаты своей деятельности;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

- Воспитывать чувство гордости за свою Родину

     Развивающие:

-развивать связную речь и диалогическую форму речи;

-развивать умение сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать;

-развивать зрительное восприятие, внимание, слух, пространственное воображение и элементы логического мышления.

     

  Подготовительная работа: 

чтение «Звездолётчики» из повести В.П. Бороздина, «Дорога в Космос» из повести Ю.А. Гагарина, «Тайна третьей планеты» Кира Булычёва; беседы о Солнечной системе, о планете Земля, космонавтах; строительство космических кораблей из модулей и конструкторов; рассматривание иллюстраций о космосе; рисование и лепка на тему «Космос», лепка из шарикового пластилина «Инопланетянин», изготовление совместно с родителями из пенопласта модели Солнечной системы, разучивание стихов, песен.

 Оборудование: иллюстрации по теме, модель Солнечной системы, портрет Юрия Гагарина, фонарь.

Технологическая карта

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель.

Здравствуйте, гости. Мы сегодня вместе отправимся в путешествие по просторам Вселенной. Ребята, а знаете ли вы, какой праздник завтра будет отмечать наша страна? Правильно, День космонавтики!

-А что такое космонавтика? (Космонавтика — это наука о космических полётах.)

- А что такое космос? (Это всё пространство за пределами Земли.)

Космос – это безграничное пространство, исследовать которое человек будет до тех пор, пока живёт сам на этой Земле, пока не иссякнет вся его любознательность и любопытство.

-Наверное, нет на Земле ни одного человека, который бы хоть раз не любовался звездами. Загадочный мир звёзд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Космос всегда был интересен людям, а сколько тайн, загадок он содержит для людей! Ведь так хочется знать, например, есть ли жизнь на какой-нибудь другой планете? И как выглядят её обитатели? А также хотелось посмотреть, как выглядит наша планета Земля с большой высоты. Сначала люди изобрели самолеты и вертолеты, и стали летать в воздушной оболочке Земли.

- Как она называется, ребята, кто подскажет? (Атмосфера). Правильно. Но на самолетах нельзя было долететь до других планет. Как вы думаете, почему? (На Земле существует сила притяжения, которую они не могут преодолеть.)

 Люди стали мечтать о том, чтобы изобрести такую машину, которая домчала бы их до других планет. О том, чтобы полететь к другим планетам, думали учёные конструкторы многих стран. Но, именно в нашей стране изобрели космическую ракету и впервые человек полетел в Космос.

- Ребята, и когда случилось это событие? Случилось это 12 апреля 1961 года.

-А кто был этим человеком, которого помнит весь мир? (ответ детей).

Да, верно: это был наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Все люди планеты знают этот день — день, когда отправился в космос первый человек. И мы гордимся тем, что именно этот день, этот праздник открыла наша страна-Россия! 108 минут, проведенных первым космонавтом в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

Дети слушают.

 3 мин.

2.

Мотивация

Воспитатель. Ребята, хотите побывать в Космосе?

Давайте представим себя настоящими космонавтами.

Исполнение «Песенка юных космонавтов»

1.Космонавтом смелым в небо полечу.

Что за облаками - увидать хочу.

Припев:

Улетаю в космос я в звёздном корабле.

Помашу в иллюминатор дорогой Земле.

2. Я увижу Землю в зелени лесов.

Снежные вершины в дымке облаков.

Припев.

3. Поднимусь высоко и увижу я:

Нет планеты лучше, чем Земля моя!

Припев.

 2 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель. Для того, чтобы отправиться в космическое путешествие нам нужна ракета! И сейчас каждый смастерит её себе.

Я вам сейчас раздам фломастеры.

Все умеют считать до 10?

Все знают, как пишутся цифры?

Тогда вы без труда сможете нарисовать свою ракету.

Пока звучит музыка, вы должны соединить цифры по порядку и посмотрим, что у вас получится.

Посмотрите, какие замечательные ракеты у нас получились!

Самое время исполнить песню об этом!

Воспитатель. Теперь можно отправляться в космическое путешествие. Все готовы к полету? Начинаем обратный отсчет.

Взлетаем, глазки все мы закрываем.

Воспитатель. Мы летим в голубых небесах. Но из-за космического мусора мы не можем приблизиться к ближайшему космическому объекту, спутнику Земли, Луне!

 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.

Нужно разобрать космический мусор.

Воспитатель. Для чего нужна сортировка мусора?

Воспитатель. А давайте, прежде чем отправить наш мусор в переработку, мы поговорим, какую пользу можно из него извлечь?

 Мы используем наш мусор, как шумовые музыкальные инструменты!

Воспитатель. Теперь, когда мы очистили космическое пространство, приготовьтесь высадиться на Луне.

Ребята, вы все знаете, что Луна спутник Земли. А почему луна не падает на Землю? Давайте с вами проведём опыт. Для его проведения мне понадобится ассистент. В нашей команде есть научный сотрудник, будущий астронавт, Любомир.

Мы обмотали мячик ниткой, это у нас будет Луна. Любомир будет Землёй. Мы все знаем, что Луна вращается вокруг Земли. Любомир, держи крепко верёвочку и начинай вращать мячик вокруг себя. Что происходит? Луна старается оборвать нитку и улететь, а нитка не даёт ему это сделать.  Настоящую Луну удерживает сила земного притяжения. Если перестать раскручивать мячик, он упадёт! Как только Луна перестанет вращаться вокруг Земли, так немедленно сила притяжения нашей планеты её «приземлит», притянет к Земле.  Так что весь секрет в движении.

Предлагаю вам поиграть в словарную игру.

Я буду говорить слово, а вы будете образовывать новое слово по образцу: тянуть-притянуть, поднять-…(приподнять), мчаться - …(примчаться), везти -… (привезти), сесть - …(присесть), прыгнуть-…?

Молодцы!

Я приглашаю вас запрыгнуть\впрыгнуть в нашу ракету и поиграть в игру «Опоздавшим места нет».

Вы сейчас будете бегать по кругу со словами:

 «Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»

Займите места в ракете.Сейчас мы облетим планеты солнечной системы.

Какие вы знаете планеты?

Давайте вспомним нашу считалочку:


Посмотрите, самая близкая к Солнцу планета, Меркурий. Он так горяч, что вся вода превращается в пар.

Венера кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту Венеру часто называют утренней звездой. Она видна рано утром. Третья планета от Солнца наша красавица Земля. Это единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.

Если на ночном небе ты увидишь красноватую звёздочку, которая тебе подмигивает, то знай -это планета Марс, ближайший сосед земли. На марсе очень мало кислорода, а углекислого газа очень много! На Марсе самые высокие горы!

Юпитер- самая большая планета Солнечной системы. Вся планета почти целиком состоит из сгустившихся газов.

У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников и много лун. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из больших и маленьких камней и космической пыли.

Сатурн, Уран и Нептун – ледяные планеты, здесь царство льда и вечная зима.

Напомните мне пожалуйста, сколько планет в Солнечной системе?

Какая планета самая большая?

Какая самая далёкая?

Какие планеты имеют кольца?

Назовите планету красного цвета.

Какую планету называют утренней звездой?

Молодцы, ребята.

Воспитатель. Пора возвращаться на Землю.

А поможет нам вернуться на Землю земное притяжение.

Лететь до Земли очень долго. Предлагаю вам поразмяться.

Рисуют ракету

Исполнение песни «Ракеты»

Слова Я. Серпина   Музыка Ю. Чичкова

1. Гулять сегодня некогда, мы заняты другим:
Бумажные ракеты мы дружно мастерим.
Мы ярко их раскрасили, пускай теперь летят!
В отважных космонавтов играет детский сад.

2. Мы лётчиками смелыми быстрее стать хотим:
В ракетах настоящих мы в космос полетим.
Над нами звёзды светлые зажгутся в вышине,
И флаги мы поднимем на Марсе и Луне!

10, 9… 1, 0 пуск!

Разбираем – сортируем космический мусор. Бумага, пластик, металл.

Ответы детей.

Оркестр

Опыт с луной.

Дети составляют слова с предлогами

Ответы детей

Динамическая пауза. Игра «Опоздавшим места нет»

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун

Ответы детей.

8

Юпитер

Нептун

Сатурн, Уран, Нептун

Марс

Венера

Коммуникативная игра «Железяка и магнит».

15 мин.

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(подведение итогов)

Воспитатель. Вот мы с вами и приземлились на родную Землю. Мы совершили увлекательное путешествие в космических просторах. Поняли, что необходимо изучать, беречь и охранять Космос. Потому что мы, земляне, часть этого космоса. Согласны, ребята?

Ну а теперь, «В гостях хорошо, …

Дети: … а дома –лучше.

Исполняют песню «За руки возьмёмся».

2 мин.

4.

Рефлексия

самоанализ

Воспитатель

На память о нашем путешествии я вам подарю звёздочки, чтобы они светили вам в пути.

Но все они разного цвета. Тот, кто работал активно, отвечал на вопросы правильно, пусть возьмет себе красную звездочку. Кто иногда ошибался – синюю, а кто был невнимательным, отвлекался и не справился с заданием, возьмет себе жёлтую звездочку.

Теперь, ребята, вам пора возвращаться в свою группу вставайте. Скажем гостям: «До свидания».

(Дети проводят самоанализ.)

2 мин.

Воспитатель.

Здравствуйте, гости. Мы сегодня вместе отправимся в путешествие по просторам Вселенной. Ребята, а знаете ли вы, какой праздник завтра будет отмечать наша страна? Правильно, День космонавтики!

-А что такое космонавтика? (Космонавтика — это наука о космических полётах.)

- А что такое космос? (Это всё пространство за пределами Земли.)

Космос – это безграничное пространство, исследовать которое человек будет до тех пор, пока живёт сам на этой Земле, пока не иссякнет вся его любознательность и любопытство.

-Наверное, нет на Земле ни одного человека, который бы хоть раз не любовался звездами. Загадочный мир звёзд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Космос всегда был интересен людям, а сколько тайн, загадок он содержит для людей! Ведь так хочется знать, например, есть ли жизнь на какой-нибудь другой планете? И как выглядят её обитатели? А также хотелось посмотреть, как выглядит наша планета Земля с большой высоты. Сначала люди изобрели самолеты и вертолеты, и стали летать в воздушной оболочке Земли.

- Как она называется, ребята, кто подскажет? (Атмосфера). Правильно. Но на самолетах нельзя было долететь до других планет. Как вы думаете, почему? (На Земле существует сила притяжения, которую они не могут преодолеть.)

 Люди стали мечтать о том, чтобы изобрести такую машину, которая домчала бы их до других планет. О том, чтобы полететь к другим планетам, думали учёные конструкторы многих стран. Но, именно в нашей стране изобрели космическую ракету и впервые человек полетел в Космос.

- Ребята, и когда случилось это событие? Случилось это 12 апреля 1961 года.

-А кто был этим человеком, которого помнит весь мир? (ответ детей).

Да, верно: это был наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Все люди планеты знают этот день — день, когда отправился в космос первый человек. И мы гордимся тем, что именно этот день, этот праздник открыла наша страна-Россия! 108 минут, проведенных первым космонавтом в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

Дети слушают.

Воспитатель. Ребята, хотите побывать в Космосе?

Давайте представим себя настоящими космонавтами.

Исполнение «Песенка юных космонавтов»

1.Космонавтом смелым в небо полечу.

Что за облаками - увидать хочу.

Припев:

Улетаю в космос я в звёздном корабле.

Помашу в иллюминатор дорогой Земле.

2. Я увижу Землю в зелени лесов.

Снежные вершины в дымке облаков.

Припев.

3. Поднимусь высоко и увижу я:

Нет планеты лучше, чем Земля моя!

Воспитатель. Для того, чтобы отправиться в космическое путешествие нам нужна ракета! И сейчас каждый смастерит её себе.

Я вам сейчас раздам фломастеры.

Все умеют считать до 10?

Все знают, как пишутся цифры?

Тогда вы без труда сможете нарисовать свою ракету.

Пока звучит музыка, вы должны соединить цифры по порядку и посмотрим, что у вас получится.

Посмотрите, какие замечательные ракеты у нас получились!

Самое время исполнить песню об этом!

Воспитатель. Теперь можно отправляться в космическое путешествие. Все готовы к полету? Начинаем обратный отсчет.

Взлетаем, глазки все мы закрываем.

Воспитатель. Мы летим в голубых небесах. Но из-за космического мусора мы не можем приблизиться к ближайшему космическому объекту, спутнику Земли, Луне!

 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.

Нужно разобрать космический мусор.

Воспитатель. Для чего нужна сортировка мусора?

Воспитатель. А давайте, прежде чем отправить наш мусор в переработку, мы поговорим, какую пользу можно из него извлечь?

 Мы используем наш мусор, как шумовые музыкальные инструменты!

Воспитатель. Теперь, когда мы очистили космическое пространство, приготовьтесь высадиться на Луне.

Ребята, вы все знаете, что Луна спутник Земли. А почему луна не падает на Землю? Давайте с вами проведём опыт. Для его проведения мне понадобится ассистент. В нашей команде есть научный сотрудник, будущий астронавт, Любомир.

Мы обмотали мячик ниткой, это у нас будет Луна. Любомир будет Землёй. Мы все знаем, что Луна вращается вокруг Земли. Любомир, держи крепко верёвочку и начинай вращать мячик вокруг себя. Что происходит? Луна старается оборвать нитку и улететь, а нитка не даёт ему это сделать.  Настоящую Луну удерживает сила земного притяжения. Если перестать раскручивать мячик, он упадёт! Как только Луна перестанет вращаться вокруг Земли, так немедленно сила притяжения нашей планеты её «приземлит», притянет к Земле.  Так что весь секрет в движении.

Предлагаю вам поиграть в словарную игру.

Я буду говорить слово, а вы будете образовывать новое слово по образцу: тянуть-притянуть, поднять-…(приподнять), мчаться - …(примчаться), везти -… (привезти), сесть - …(присесть), прыгнуть-…?

Молодцы!

Я приглашаю вас запрыгнуть\впрыгнуть в нашу ракету и поиграть в игру «Опоздавшим места нет».

Вы сейчас будете бегать по кругу со словами:

 «Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»

Займите места в ракете.

Сейчас мы облетим планеты Солнечной системы.

Какие вы знаете планеты?

Давайте вспомним нашу считалочку:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун

Посмотрите, самая близкая к Солнцу планета, Меркурий. Он так горяч, что вся вода превращается в пар.

Венера кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту Венеру часто называют утренней звездой. Она видна рано утром. Третья планета от Солнца наша красавица Земля. Это единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.

Если на ночном небе ты увидишь красноватую звёздочку, которая тебе подмигивает, то знай -это планета Марс, ближайший сосед земли. На марсе очень мало кислорода, а углекислого газа очень много! На Марсе самые высокие горы!

Юпитер- самая большая планета Солнечной системы. Вся планета почти целиком состоит из сгустившихся газов.

У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников и много лун. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из больших и маленьких камней и космической пыли.

Сатурн, Уран и Нептун – ледяные планеты, здесь царство льда и вечная зима.

Напомните мне пожалуйста, сколько планет в Солнечной системе?(8)

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какая самая далёкая? (Нептун)

Какие планеты имеют кольца? Сатурн, Уран, Нептун

Назовите планету красного цвета.(Марс)

Какую планету называют утренней звездой?

(Венера)

Молодцы, ребята.

Воспитатель. Пора возвращаться на Землю.

А поможет нам вернуться на Землю земное притяжение.

Лететь до Земли очень долго. Предлагаю вам поразмяться. Коммуникативная игра «Железяка и магнит».

Рисуют ракету

Исполнение песни «Ракеты»

Слова Я. Серпина   Музыка Ю. Чичкова

1. Гулять сегодня некогда, мы заняты другим:
Бумажные ракеты мы дружно мастерим.
Мы ярко их раскрасили, пускай теперь летят!
В отважных космонавтов играет детский сад.

2. Мы лётчиками смелыми быстрее стать хотим:
В ракетах настоящих мы в космос полетим.
Над нами звёзды светлые зажгутся в вышине,
И флаги мы поднимем на Марсе и Луне!

10, 9… 1, 0 пуск!

Разбираем – сортируем космический мусор. Бумага, пластик, металл.

Ответы детей.

Оркестр

Опыт с луной.

Дети составляют слова с предлогами

Ответы детей

Динамическая пауза. Игра «Опоздавшим места нет»

Ответы детей.

 

Воспитатель. Вот мы с вами и приземлились на родную Землю. Мы совершили увлекательное путешествие в космических просторах. Поняли, что необходимо изучать, беречь и охранять Космос. Потому что мы, земляне, часть этого космоса. Согласны, ребята?

Ну а теперь, «В гостях хорошо, …

Дети: … а дома –лучше.

Исполняют песню «За руки возьмёмся».

Воспитатель На память о нашем путешествии я вам подарю звёздочки, чтобы они светили вам в пути.

Но все они разного цвета. Тот, кто работал активно, отвечал на вопросы правильно, пусть возьмет себе красную звездочку. Кто иногда ошибался – синюю, а кто был невнимательным, отвлекался и не справился с заданием, возьмет себе жёлтую звездочку.

Теперь, ребята, вам пора возвращаться в свою группу вставайте. Скажем гостям: «До свидания».

(Дети проводят самоанализ.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космос»

Вызвать интерес к космическому пространству; закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин; воспитывать гордость за свою страну. Обогащать словарный запас дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Если друг не смеётся…»

Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космос - это здорово!»

Программные задачи:Художественное творчество:- продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином,- развивать умения разрезать бумагу для получения различных геометрических фигур, составлять ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему Космос - это здорово

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему Космос - это здорово...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Если очень захотеть - можно в космос полететь!"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Если очень захотеть - можно в космос полететь"...