Конспект ООД «Жизнь дана на добрые дела»
план-конспект занятия (старшая группа)

Котова Татьяна Евгеньевна

Дети часто слышат от взрослых такие слова, как "добро", "доброта". С определенного момента они начинаются задумываться над тем, что же означают эти понятия?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhizn_dana_na_dobrye_dela.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»

Конспект ООД

  «Жизнь дана на добрые дела»

 по сказке «Добрая великанша»

Воспитатель: Котова

                                                                                                                  Татьяна Евгеньевна

Р.п. Сухобезводное

2019 г.

2.Пояснительная записка

Цель: формирование у детей представлений о добре, милосердии; воспитывать стремление делать добрые дела.

Задачи:

  • Расширять представления о доброте, ее роли в жизни каждого человека
  • Познакомить детей со сказкой о доброте, милосердии
  • Выражать свое отношение к прослушанному произведению и к его героям
  • Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую речь
  • Развивать способность совершать добрые дела
  • Упражнять в конструировании из картона, бумаги

Состав группы воспитанников: данная разработка рассчитана для старшего дошкольного возраста, для детей независимо от их пола. В данной ООД принимают участие и мальчики, и девочки.

Актуальность:

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

Лев Толстой

Что же такое доброта в современном мире? Все реже мы стали задумываться над этим словом, все чаще в нашем современном мире, стали преобладать материальные ценности, все реже переносится на первый план духовная составляющая, в связи с этим, у наших детей слабо развито нравственное сознание.

Мы не задумываемся о том, что именно, мы, взрослые являемся теми людьми, которые формируют положительные личностные качества, такие как уважение к окружающим, сопереживание, дружелюбие, милосердие, честность. И не надо забывать о том, что, именно мы, взрослые, своим личным примером учим и развиваем ребенка.

Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать нравственные чувства, представления о должном поведении и развивать в соответствии с этим коммуникативную и познавательную деятельность.

Место ООД в программе дошкольного образования: в рамках социально-коммуникативного и речевого развития детей общеразвивающей направленности

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: при отборе содержания занятия соотнесены знания в области духовно-нравственной культуры с социально-коммуникативным, речевым направлениями развития детей, которые заключаются в приобщении детей к духовным ценностям; прививается стремление к милосердию, сопереживанию, желание творить добрые дела.

Формы проведения занятия, виды деятельности

Коммуникативная: беседа о доброте, ситуативный разговор, составление пословиц.

Чтение (восприятие художественной литературы): рассказывание сказки, обсуждение, беседа по произведению, ответы на вопросы.

Игровая: игра

Двигательная: пальчиковая гимнастика

Продуктивная: изготовление коробочек

Музыкально-художественная: слушание песни, пение песни

Предполагаемый результат: формирование нравственных чувств.

Усвоение определённых норм поведения и общечеловеческих ценностей.

 Развитие способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению, желания творить добрые дела.

3. Схема конспекта ООД:

Форма ООД: занятие-диалог и занятие- мастерская

4. Дидактическое обеспечение:

Технологии

  • Личностно- ориентированные технологии: создание социокультурной среды. Технология сотрудничества- изготовление коробочек «добрых дел»
  • Игровые технологии: игры, игровые ситуации
  • Технология исследовательской деятельности: эвристическая беседа, постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова
  • Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!»

Методики

  • Использование вопросов: уточняющих, проблемных, познавательных
  • Рассказывание сказки педагогом
  • Беседа по содержанию произведения
  • Использование пословиц и поговорок
  • Создание игровой ситуации
  • Конструирование из картона и бумаги
  • Устные инструкции по выполнению работы
  • Поощрение (похвала, положительное стимулирующее оценивание)

Дидактическое оснащение и оборудование: экран, мультимедийный проектор, видеозапись песни «Творите добрые дела», книга со сказкой «Добрая великанша», слайды с иллюстрациями к сказке, сердечки из картона, магниты, магнитная доска, картонные заготовки коробочек, ножницы, цветная бумага, клей пва, фотографии детей, солнышки и тучки из картона, минусовка песни «Творите добрые дела».

5. Мотивационно-ориентировочная часть: мотивация детей на предстоящую деятельность- познавательная, социальная.

6. Организация детской деятельности:

Способы организации детей: фронтальный, подгрупповой, индивидуальный

Описание методов и приемов педагогической деятельности:

  • Словесные: беседа, рассказывание педагогом сказки, использование пословиц, вопросы к детям
  • Наглядные: показ слайдов с иллюстрациями к сказке, показ способа изготовления коробочки на своем образце
  • Практические: выполнение пальчиковой гимнастики, изготовление «коробочек добрых дел»

Описание средств педагогической деятельности: рассказывание педагогом сказки с показом слайдов (иллюстрации к сказке), звучание песни с использованием ИКТ, словесные инструкции и показ изготовления коробочек.

Определение возможных действий педагога в случае, если ему не удается достигнуть поставленных целей: наводящие вопросы, вопросы проблемного характера; пауза в рассказывании сказки воспитателем на кульминационном моменте, чтобы дети подумали, а что будет дальше. Указание к действию конкретному ребенку, повторное объяснение.

Описание методов мотивации познавательной активности воспитанников в ходе деятельности: сюрпризный момент, поощрение.

7. Рефлексивно-оценочная часть 

Получение конкретного результата, подведение итогов, форма презентации достижений детей: по наводящим вопросам дети высказывают свое отношение к прочитанному, усвоение детьми определенных норм поведения и общечеловеческих ценностей; изготовление коробочек «добрых дел».

Анализ деятельности детей (педагогом): похвала, поощрение

Самоанализ детьми своей работы (дети самостоятельно оценивают свою деятельность и прикрепляют свои солнышки и тучки на доску, с помощью магнитов)

Рефлексивный момент (воспитатель побуждает детей высказывать свое отношение к прочитанной сказке, к своей деятельности).

8.Список рекомендуемой литературы

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Мозаика-Синтез, 2018.

2. Микляева Н.В., Семанака С.И. Уроки добра. – АРКТИ, 2018.

3. Пословицы о добрых делах // Литературно- художественный православный календарь для детей и родителей «Лесенка-чудесенка». – 2012. – с. 171.

4. Сказка «Добрая великанша» // Литературно- художественный православный календарь для детей и родителей «Лесенка-чудесенка». – 2011. – с. 107-110.

5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – Корона- Принт, 2018.

Ход НОД:

Мотивационно-ориентировочная часть

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поздороваться. Выполняется пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!» Слова гимнастики воспитатель произносит вместе с детьми:

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Дети поднимают руки вверх, ладошки кверху.

Здравствуй, вольный ветерок!

Волнистые движения рук, тянутся вверх

Здравствуй, маленький дубок!

Одну руку сгибают в локте, другую руку ставят на ладошку этой руки

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!»

Разводят руки в стороны

Воспитатель: А теперь, ребята, подарите друг другу самые искренние улыбки. (Дети смотрят друг на друга, улыбаются).

Далее звучит песня «Творите добрые дела» на слова монахини Марии, музыка

В. Беляева. («Творите добрые дела, они обратно к вам вернутся и в каждом сердце отзовутся. Творите добрые дела!!!)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта песня?

Ответы детей

Воспитатель: Что такое добрые дела? Что такое доброта?

Ребенок: Доброта- стремление делать добро другим.

Ребенок: Добрый человек готов прийти на помощь в любую минуту.

Ребенок: Добрый человек старается быть отзывчивым, несмотря на все трудности.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно. А теперь мы с вами назовем пословицы и поговорки о добрых делах. Девочки будут называть начало пословицы, а мальчики ее закончат. Проводится дидактическая игра «Продолжи пословицу».

Ответы детей:

Худо тому…кто добра не делает никому.

Жизнь дана…на добрые дела.

Доброму Бог…помогает.

Учись доброму…так худое на ум не пойдет.

Добро не умрет…а зло пропадет.

Доброе сердце доходит…до сердца.

Совершай добро… но не попрекай им.

Воспитатель: Милосердие начинается с Вас! А как вы понимаете, что такое милосердие?

Ответы детей: Милосердие- это милое сердце! Это когда у человека доброе сердце. Такой человек делает добрые дела.

Воспитатель: Молодцы! Милосердие- это добросердечие, сочувствие, готовность искренне делать добро всякому и каждому!

Организация детской деятельности

Воспитатель: Я не случайно вас спросила про добрые дела. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой «Добрая великанша», садитесь поудобней и слушайте внимательно.

Одному мальчику по имени Миша было постоянно скучно. Чтобы он ни начинал делать- все ему быстро надоедало.

- Кого- ты мне сильно напоминаешь, - задумался Мишин папа и рассказал ему вот такую историю…

На высокой-высокой горе, за облаками жил великан со своей дочерью – тоже великаншей.

Часто сидела она и не знала, чем бы заняться, как прогнать тоску. Соседи-великаны все надоели, да и разговаривать с ними было не о чем.

 Пробовала великанша музыку слушать, рисовать, но ничто ее не веселило. Душа оставалась пуста и холодна.

А внизу под ногами копошились люди, что-то делали, чем-то занимались. Наблюдала за ними великанша, но не понимала смысла их действий: как муравьи ползают взад и вперед, а толку никакого нет.

Скучно было здесь наверху, скучно было там, внизу. Мучилась душа, томилась.

И вот однажды ясным днем заметила великанша, как у самых ее ног один человечек карабкался по уступам и вдруг случилась с ним беда: снеговая лавина сорвалась с кручи и засыпала беднягу.

Подошла великанша и вытащила несчастного из груды снега. Положила его себе за пазуху и отогрела. Ожил человечек. Поднесла девочка его ближе и услышала, как он благодарит ее за свое спасение.

Рассказал бедняк, зачем он поднялся на утесы. Оказывается дома у него была больная жена и дети мал мала меньше, а есть было совершенно нечего. И пошел он на охоту за козами.

Заинтересовалась великанша и просила еще рассказать ей что-нибудь. И стал бедняк рассказывать ей о своих горестях и радостях. Никогда великанша не слышала таких интересных волшебных сказок, не читала таких интересных книг. Жизнь этих маленьких людишек оказалась увлекательней любых сказок и книг.

Полюбила девочка этого человечка и потеплело у нее на душе. И захотелось ей хоть чем-то помочь ему и его друзьям. Стала она вникать в их проблемы, появились заботы, и тоска миновала.

Целыми днями великанша собирала травы и варила из них для этих людей лекарства, следила, не угрожает ли где снежная лавина их жизни.

А люди благодарили великаншу, а она благодарила тот миг, в который судьба сблизила ее с этим народом. Сердце ее теперь всегда было полно радости и счастья.

- Вот так, -закончил папа. А Миша посмотрел в окно и почувствовал себя великаном, ведь он жил на самом высоком этаже. Внизу был город, ходили люди, и каждую минуту что-то происходило.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что сказал Миша папе, выслушав эту историю?

Дети: Да, хотим узнать.

Воспитатель: Тогда внимательно слушайте, что было дальше.

- Я бы тоже хотел быть великаном! - признался мальчик.

- Это не сложно, - улыбнулся папа. Только нужно решить, каким именно великаном ты хочешь быть: ленивым и бесполезным или отзывчивым и веселым?

 С тех пор Миша уже никогда не скучал. Он помогал папе готовить ужин, убирал в комнате, рисовал, сам научился мастерить игрушки для соседских малышей. А вечером всегда отправлялся с семьей на прогулку. Вдруг там, внизу, кто-то еще скучает?

Воспитатель: Вот с такой доброй сказкой мы с вами познакомились.

Далее детям задаются вопросы по тексту сказки.

Воспитатель: Как называется сказка? Про кого эта сказка? Кто ее главные персонажи? Почему мальчику ничего не хотелось делать? Почему великанше захотелось помогать людям? Изменилось ли поведение Миши после услышанной истории?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а каким великаном вы хотели бы стать? Ленивым и бесполезным или отзывчивым и добрым?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие добрые дела вы совершили в своей жизни? Проводится игра «Эстафета добрых дел» (детям раздаются сердечки из картона, они по очереди называют сделанные добрые дела и прикрепляют сердечко магнитиком на магнитную доску).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Дети, а как вы думаете легко ли делать добрые дела?

Дети рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Воспитатель: У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Доброе дело можно сравнить с полезным растением. Чтобы его вырастить, нужно поливать его, рыхлить и удобрять почву, словом, ухаживать за ним. А сорняк (зло) лезет сам и без всякого труда вырастает. Только наши добрые дела принесут нам пользу и настоящую радость. Даже вы, ребята, должны приучать себя, как бы это ни было трудно, на хорошие дела.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу и сегодня вы сами изготовите себе красивые коробочки, которые мы назовем «коробочки добрых дел». У каждого из вас будет своя коробочка, на которой наклеена ваша фотография. Эти коробочки не простые, так как в них будут копиться ваши хорошие дела. Теперь каждое хорошее доброе дело мы будем отмечать цветочком, складывая их в коробочку.

Дети выполняют задание, мастерят красивые коробочки.

Рефлексивно-оценочная часть

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились! С какой новой сказкой мы познакомились? Чему она учит? Чего полезного и интересного вы вынесли для себя из занятия!? Ответы детей.

Воспитатель: У меня на столе лежат тучки и солнышки. Подойдите и возьмите солнышки те, кому сегодня было интересно. А тучки возьмите те ребята, кому было неинтересно и сегодняшние задания вызвали затруднения.

Дети выполняют.

Воспитатель: Давайте беречь добро! Приумножать его! Я уверена, что доброта есть в каждом из нас, нужно только не забывать о ней. Надо учиться радовать других. А сделать, это можно, делая добрые дела незаметно, искренне!

Воспитатель: Я предлагаю закончить занятие на музыкальной нотке, споем песню «Творите добрые дела!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по развитию речи по теме "Жизнь дана на добрые дела"

Конспект направлен на углубление представлений о доброте, как неотъемлемом качестве человека....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Жизнь дана на добрые дела»

формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;-продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»;-закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;-познако...

Конспект занятия по познавательному развитию: «Жизнь дана на добрые дела! Поможем бездомным животным»

В нашем детском саду проходил благотворительный сбор в помощь бездомным животным. Данный конспект занятия проводился с детьми на ознакомительном этапе....

Конспект родительского собрания "Жизнь дана на добрые дела"

Родительское собрание может проводится не только в классической форме: воспитатель и родители. Данное родительское собрание я проводила в расширенном составе: воспитатель, родители, дети, дедушки и ба...