Консультация для педагогов"Детский аутизм"
материал

Костькина Лариса Федоровна

Выступление на  педагогическом совете. В консультации раскрывается понятие "детский аутизм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_detskiy_autizm.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

    Подготовила воспитатель Костькина Л.Ф.                    октябрь 2019г.

Консультация для педагогов

«Детский аутизм»

 Термин аутизм происходит от латинского слова autos – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира. Впервые этот термин употребил Эйген Блейлер в 1910 году, когда описывал социальные растройства, возникающие у больных шизофренией. А в 1943 году Лео Каннер при описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм» уже в его современном понимании и описал в его составе 11 признаков, которые наблюдались у всех детей с признаками этого заболевания.

Аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

В настоящее время аутизм – это расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга и внешне проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, а так же повторяющимися действиями и ограничением интереса.

Существует ряд основных симптомов аутизма, которые наиболее ярко проявляются у детей в возрасте от 3до5 лет:

- ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

- не может объяснить, чего он хочет;

- испытывает задержку темпов речевого развития;

- не следует никаким указаниям взрослых;

- периодически появляются нарушения слуха;

- не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

- плохо устанавливает визуальный контакт;

- не улыбается другим;

- наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Поэтому создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

В настоящее время диагноз «аутизм», а также аутистических расстройства, очень часто встречается среди детей. Трудно понять, что стало причиной повышения заболеваемости детей: это может быть как результат улучшения диагностики, так и более активное воздействие факторов внешней среды.

Аутизмом чаще страдают мальчики, хотя само расстройство развивается вне зависимости от пола ребенка. На 4 мальчиков, страдающих аутизмом, приходится примерно 1 девочка с таким диагнозом.

Заболеванию подвержены дети любого возраста. Первые симптомы аутизма могут проявиться как в раннем возрасте, до 5 лет, так и в более поздне

В самом начале изучения данного детского заболевания причинами его развития считали «холодное» отношение матери к ребенку. Однако впоследствии, при изучении проблемы аутизма, выявили влияние генов на развитие болезни, причем не какого-либо конкретного, а целого комплекса (более 5 генов считаются «кандидатами» при выявлении «виновного»). К сожалению, вопрос  этот и по сей день остается открытым, так как ученым не удается точно выяснить локализацию ответственных за аутизм генов и мутации, которые в них происходят.

Причем, совершенно не обязательно, что нарушение на уровне ДНК передалось от родителей. Ребенок может наследовать лишь предрасположенность, а само изменение генной структуры происходит уже во время развития ребенка в чреве матери. Предполагают, что активации таких мутаций способствуют вредные внешние факторы, воздействующие на мать во время беременности.

Признаки развития патологии можно заметить с первых месяцев развития. Ребенок с трудом привыкает к рукам матери, постоянно напряжен, даже при кормлении трудно найти удобное положение. Либо наоборот малыш слишком расслаблен.

Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая окружение. Порой игрушки, рисунки и другие неживые предметы являются объектом детского внимания, в то время как люди не вызывают его интерес.

У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: они не тянут к маме руки, при ее приближении, или вообще не реагируют на взрослых.

К 3 месяцам жизни здоровый малыш реагирует на настроение окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых, либо реакция ребенка не адекватная – плачут, когда окружающие смеются, и наоборот.

Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть либо слишком сильной (он не позволяет даже покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда, эти симптомы могут чередоваться: после постоянных требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому.

При обычном развитии к 1 году жизни дети могут произносить слова самостоятельно, их речь имеет эмоции, интонации. У ребенка при аутизме либо совсем не развиты разговорные навыки, либо речь монотонная, неразборчивая, бесцветная.

У детей старшего возраста признаки аутизма выражены ярче. После 7 лет они отличаются отстраненностью, замкнутостью. Они с трудом принимают новые вещи: игрушки, одежду. Отказываются играть или общаться не только с незнакомыми людьми, но даже с близкими.

Ребенок при аутизме зациклен на мелочах, деталях, во всем стремится к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим объясняется их монотонная речь, покачивание, раскладывание предметов, чаще по цветам. Это сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников.

В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников.

У детей-аутов может наблюдаться как отставание в умственном развитии, так и усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, может говорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы.

Все перечисленные признаки – это нарушения поведенческой реакции ребенка во время развития. В зависимости от формы заболевания они могут проявляться очень сильно (ребенок к 5 годам не разговаривает, отказывается от общения, нарушение режима вызывает истерику), или быть едва различимыми (небольшая отстраненность от окружающих, увлечение монотонными действиями). Поставить диагноз «по анализам», на современном уровне развития медицины и науки невозможно. Генетические тесты несовершенны и дают более-менее устойчивый результат только у детей старше 5 лет.

Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. Однако, за время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, это связано с активным развитием мозга и социальных моделей поведения.

Цель лечения детского аутизма – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, а так же достижение независимости в будущем.

Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия. К ней можно отнести лепку, рисование, занятия музыкой – все это помогает ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но также вызывает доверие малыша и снимает тревожность. Помимо этого хорошо показали себя в лечении  аутизма занятия с животными: лошадьми, собаками, а так же трудотерапия.

Правила, которые необходимо выполнять при лечении ребенка, больного аутизмом:

1. Лечение ребенка должно происходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, на улице. Родителям придется не только водить ребенка к психологу, но и самим посещать его, так как заниматься с ребенком-аутистом – задача не из легких и сильно сказывается на психике самих родителей.

2. Нужно выбрать опытного и высококвалифицированного психиатра, который сможет заниматься ребенком длительное время, так частая смена врачей приводит к ухудшению состояния ребенка.

3. В лечении ребенка-аутиста главным является повторение. Каждый день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их делать. Даже после того, как ребенок запомнит что-то, нужно будет периодически к этому возвращаться.

4. У ребенка должен быть точный распорядок дня.

5. Нужно научиться владеть вниманием ребенка, для чего требуется по несколько раз обращаться к нему по имени и никогда не повышать на него голос.

6. Нельзя изменять обстановку, к которой привык ребенок.

К сожалению, случаев полного излечения от аутизма в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания, а так же при активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Однако процент таких случаев невелик: от 5-20%. Более точных данных на этот счет нет. Почему возникает такой разброс до сих пор не выявлено. Согласно исследованиям, если до 5 лет у детей с аутизмом уровень интеллекта по тестам IQ выше 50, у них есть высокие шансы для достижения независимости и социальной адаптации.

      В нашей группе тоже был мальчик с аутическим расстройством. Поступил он к нам в возрасте 2 г.7 мес. Внешне мальчик выглядел опрятным, походка была без особенностей. Но мы сразу заметили, что ребенок избегает контакта глазами. С первых дней посещения детского сада ребенок не шел на контакт со взрослыми и детьми. В тоже время он и не капризничал при расставании с родителями. При обращении к нему не сразу реагировал на того кто к нему обращался. Мальчик выбирал в качестве игрушек парные предметы: ложечки, тряпочки, листочки и совершал с ними однообразные действия. Предпочитал одиночество, присутствие детей игнорировал.

Речь у ребенка отсутствовала, он произносил только звуки отдельные или слоги, не имеющие определенного смысла. В качестве протеста использовал крик, визг. Не любил мыть руки и умываться. Но со слов родителей – страха к воде у него нет. Любит купаться в речке.

Впоследствии был установлен зрительный контакт, но на непродолжительное время (несколько секунд). Стал немного контактировать с воспитателями. Любил смотреть на свое отражение в зеркале. Трогал его, прыгал, радовался. Но в тоже время ребенок быстро утомлялся. Он уставал  от шума в группе и уходил в спальную комнату, где находился не долго. Мог прилечь на кровать или ковер в игровой. Часто капризничал. В связи с тем, что у ребенка имелись серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, он не поддавался групповой организации для проведения обучающих занятий.

В условиях массового детского сада ребенок нуждался в постоянном непрерывном сопровождении отдельным специалистом для осуществления должного присмотра и ухода и проведения индивидуальной коррекционной психолого-педагогической помощи. Поэтому был направлен на комиссию по ПМПК.

    Конечно родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ...

Консультация для педагогов "Детская одаренность".

Глобальные социальные преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, ассертивных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Поэтому р...

Консультация "Самообразование педагога детского сада".

Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать современными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность дл...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Консультация для педагогов "Детские конфликты в детском саду"

Данный материал содержит информацию о разрешении детских конфликтов в детском саду между детьми, рассказывается о правилах поведения педагога в спорных ситуациях....

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...