Аналитический отчёт за 2015 - 2019 годы
статья

Алексеева Елена Михайловна

Я, Алексеева Елена Михайловна, воспитатель детского сада №18 «Вишенка»

 Разрешите представить вам тезисы моего аналитического отчёта по результатам анализа и оценки собственной педагогической деятельности в межаттестационный период с 2015 по 2019 годы   

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ребёнка по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достигал, образно говоря, своего потолка (  В.А. Сухомлинский)

Я  выбрала за основу  своей работы тему: «Применение проектного метода обучения, как условия успешной социализации детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аналитический отчёт 158.59 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Вишенка»

623751 Свердловская обл., г. Реж, ул. Ломоносова, д. 10

8(34364)3-39-68, www.18rezh.tvoysadik.ru, ds-18-vishenka@mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

С 2015 ПО 2019 ГОДЫ

Составитель: Алексеева

Елена Михайловна

Воспитатель

1 квалификационной категории

                                                                                                                                       

                                                               Реж, 2019 г.

Содержание

Введение

3

1.

Аналитическая часть

7

1.1.Анализ результатов деятельности

7

1.2.Организация и социализация развивающей среды

1.3. Современные образовательные технологии

9

9

1.4. Проекты социально-ориентированной направленности

10

1.5. Взаимодействие с семьёй

11

1.6. Сотрудничество с социальными партнёрами

14

1.7.Мониторинг  эффективности созданных условий

15

2.

Результаты развития воспитанников

16

3.

Самооценка эффективности собственной деятельности

17

4.

Проектная часть

19

        3АКЛЮЧЕНИЕ

20

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

21

        ПРИЛОЖЕНИЯ

22

  У каждого человека есть задатки,

дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ребёнка по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достигал, образно говоря, своего потолка.

                                          В.А. Сухомлинский

Введение

Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Дошкольное образовательное учреждение  на протяжении всей деятельности активно сотрудничает с административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности нашей группы является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольному образовательному учреждению, работающему в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО необходимы различные методы и формы организации образовательной деятельности, формирующие самостоятельность, активность и инициативность у дошкольников.

Современному ребенку-дошкольнику нужно уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Современному педагогу, согласно профессиональному стандарту, необходимо сформировать способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач, т. е. компетенции. 

По нашему мнению, оптимальным методом, отвечающим в полной мере федеральному государственному образовательному стандарту, является проектный метод.

Проектную деятельность, как средство интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста рассматривают в своих трудах Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Так же, проектная деятельность в работах некоторых педагогов рассматривается как способ организации образовательного процесса, в основе которого лежит постоянное взаимодействие педагога и ребенка, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. 

Под методом проектов понимается совокупность приёмов, действий детей в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Этот метод позволяет интегрировать не только образовательные задачи и образовательные области, но и различные виды детской деятельности. Именно поэтому чаще нами используются смешанные проекты, в которых представлена не только интеграция образовательных областей, но и несколько видов детской деятельности (творчество, игра, экспериментирование и пр.).

Использование проектного метода позволяет значительно повысить самостоятельную творческую активность детей, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Вместе с тем использование проектного метода предполагает активное участие родителей, что делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения  открытой.

Процесс применения проектного метода в детском саду имеет свою специфику: взрослому необходимо помогать ребенку, обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать интерес детей к этой проблеме, привлечь к совместной реализации проекта. Воспитатель выступает только как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.

        Возникает противоречие: С одной стороны, в образовании на всех уровнях провозглашены приоритеты в формировании социальной культуры детей, а с другой стороны, реальные психолого-педагогические условия не в полной мере соответствуют принятой идеологии.

Проблема: Какие условия социализации  будут обеспечивать формирование социальной культуры детей дошкольного возраста?

Объект анализа: Педагогическая деятельность в межаттестационный период

Предмет анализа: Система психолого-педагогических условий формирования основ социальной культуры детей дошкольного возраста

         Тема: «Применение проектного метода обучения, как условия успешной социализации детей дошкольного возраста»

         Цель моей педагогической деятельности направлена на создание условий для развития успешной  социализации воспитанников с помощью применения проектной деятельности.

Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Для достижения цели были намечены и реализованы следующие          задачи:

1.Определить основные направления социального воспитания, через принцип интеграции образовательных направлений.

2.Рассмотреть индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности

3. Спроектировать и построить социальную развивающую среду с учётом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4.  Изучить опыт применения проектного метода обучения при успешной социализации детей дошкольного возраста, как систему формирования ценностно-целевых ориентиров ДОУ и семьи в укреплении и сохранении здоровья дошкольников.

5.Разработать систему социума детей и родителей в условиях социального партнёрства, комплекс проектов и условий для развития социализации воспитанников.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

7. Определить критерии эффективности проекта.

Нормативные документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах – участниках. Принята ООН 20.11.1989. Основная идея Конвенция заключается в наилучшем  обеспечении интересов ребенка.
  • Декларация прав ребенка провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959.
  • Конституция РФ – высший нормативный правовой  акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12.12.1993. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 года.
  • Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»- основополагающий  документ, определяет политику государства в области образования, принят Государственной Думой 21.12.2012., одобрен Советом Федерации 26.12.2012.
  • Семейный кодекс РФ – основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории РФ. Был принят вместо действовавшего  до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов, двадцати двух глав и 170 статей. Принят Государственной думой 08.12.1995.

Анализ концептуальных, нормативно-правовых и программно-методических документов позволил разработать портрет социально грамотного ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры освоения программы

Портрет социально- коммуникативного ребёнка

на этапе завершения дошкольного образования

(целевой ориентир педагогической деятельности)

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников  по совместной деятельности;
  •  ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда ,другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам  в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и  сверстниками, может соблюдать  правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Виды интеграции

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Основания интеграции

По задачам и содержанию образовательной деятельности

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Физическое развитие»(развитие игровой деятельности в части подвижных игр, игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и

взрослыми; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира).

 «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

«Физическое развитие»(использование подвижных игр и физических упражнений  для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие).

«Познавательное развитие» (использование дидактических игр как средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие)

«Речевое развитие» (речевое сопровождение процесса познания социальной действительности; использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире);

«Художественно-эстетическое развитие» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения области «Социально-коммуникативное развитие)

1. Аналитическая часть

1.1. Анализ результатов деятельности

Анализ программно-методического обеспечения позволил мне отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи социального образования детей дошкольного возраста.  (Приложение 1.)

          В основу деятельности по формированию социальной культуры детей легли следующие психолого-педагогические принципы:

  • принцип проблемности (создание проблемных ситуаций, в которых ребёнок проявляет свои знания, умения и навыки).
  • принцип системности (системная организация работы с дошкольниками).
  • принцип наглядности (использование наглядного материала).
  • принцип научности (научно-обоснованные методические приёмы, соответствующие возрасту детей).
  • принцип позитивизма (воспитание и обучение на положительных примерах).
  • принцип гуманистичности (личностно-ориентированное, развивающее сотрудничество взрослого и ребёнка).
  • принцип последовательности (последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному).

В соответствии с этими принципами были отобраны педагогические методы, приёмы, формы организации, подходы к построению развивающей среды.

         С учётом специфики дошкольного возраста освоение задач и содержания образования реализовалось в нерегламентированной деятельности, что соответствовало системному подходу – взаимосвязи различных видов деятельности: поисково-исследовательской, изобразительной, театральной, художественно-речевой, музыкальной, трудовой. Особое внимание уделялось организации поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов, наблюдений, экспериментов с неживой природой; и игровой деятельности: использование дидактических, настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных и строительных (с природным материалом) игр.

Эти виды деятельности обеспечивали детям возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, развивая их умственные способности и воспитывая эмоционально-чувственное и эстетическое отношение к природе.

         В работе я использовала различные методы и приёмы:

1. Наглядные - реализуются в обучающих ситуациях, направленных на развитие социальных навыков и умений, а также на формирование социальных форм поведения. Показ используется воспитателем и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество.

2. Речевые методы - используются при проведении игры в обучающих ситуациях.

3. Практические методы - являются ведущими при организации деятельности, направленной на освоение детьми личного социального опыта в ситуациях игрового взаимодействия, что является важнейшим условием развития социальных способностей и умений.

4. Разнообразные игровые методы, позволяющие создать необходимые условия для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности - игре.

 Формы работы по развитию социальных навыков детей

1. Минутки общения: интересные коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям снять эмоциональное напряжение после занятия, поддерживать атмосферу доброжелательности и радости.

2. Дружеские посиделки: 10-минутные беседы в конце дня, цель которых - закрепить позитивные переживания детей, полученные в течение дня, развить способность к рефлексии, способность радоваться успехам своим и групповым.

3. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов, поздравления с праздниками и т.д. Создают ощущения общности в группе, безопасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.

4. Групповые дела: предусматривают участие родителей и детей в жизни группы. Это - оформление помещений группы, создание альбомов, стендов, атрибутики, отражающих события в группе, и др.

Освоение социального содержания осуществлялось в процессе естественного для детей дошкольного возраста деятельностно-практического подхода.

Средства развития социальных навыков

1. Различные виды игр:

• интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);

• ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);

• коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);

• ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях),

• творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);

• игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);

• игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой

2. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):

• упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;

• упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

3. Техники сочинения истории как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок.

 4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями).

5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению.

6. Техники использования метафор как недирективного способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.

7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка).

1.2.  Организация и социализация развивающей среды

Одним из важных условий реализации задач образования является правильная организация и социализация развивающей среды,  которая способствует:

- познавательному развитию ребёнка;

- социально-эстетическому развитию;

- формированию нравственных качеств;

- формированию социально грамотного поведения;

- социализации различных видов деятельности;

-поддержанию познавательной активности и обеспечению её дальнейшего роста.

Развивающая среда в группе строилась мною  в соответствии с такими принципами:

  • открытости;
  •  гибкого зонирования;
  •  мобильности;
  •  полуфункциональности;
  •  гендерному  подходу;
  •  учёту принципов интеграции ( см. приложение № 2)

Структура и содержание социально- развивающей среды в группе

(см.приложение № 3.)

После проведенной мною  работы в направлении организации развивающей среды, способствующей развитию основ социальной культуры, можно утверждать, что созданная в группе развивающая среда:

- даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности;

- помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности и использовать различные образовательные технологии.

1.3. Современные образовательные технологии:

  1. Технологии проектной деятельности
  2. Здоровьесберегающие технологии

2. Технологии исследовательской деятельности

3. Игровые технологии

4.Информационно-коммуникационные технологии

5. Личностно-ориентированные технологии

6. Технология портфолио дошкольника и воспитателя

1.4. Проекты социально-ориентированной направленности

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Проект в группе это интегрированный метод обучения, направленный на: - развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей:

 Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов

       По составу участников

Индивидуальный

Подгрупповой

Семейный        

Парный

Групповой

        По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

        По продолжительности

Краткосрочные (1 месяц, несколько недель, 1 неделя ,1 день)

Среднесрочные (несколько месяцев)

Долгосрочные (1,2,3 года)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Проектно-ориентированные

В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой).

Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Ролево-игровой        - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.

Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.

Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей  второй младшей группы

Мною разработаны проекты социально-ориентированной направленности:

  • “Юный краевед”;
  • “Волшебные шашки ”;
  • “Я успешен” (проект повышения социального интеллекта);
  • “Наша дружная семья”;
  • “Весёлый огород ”;
  • “ДДД «Добрая дорога детства ”
  • «Ёлочка»
  • «Вишенград моей мечты»
  • «Путешествие на зелёный свет»;
  • «Цветник на подоконнике»;
  • «Рядышком с бабушкой, дедушкой»

Все эти проекты я реализую через различные формы совместной деятельности. Традиционными для нашей группы стали тематические недели, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности, участие в различного акциях.

1.5.  Взаимодействие с семьёй

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя.

Я, как педагог помогаю родителям в воспитании детей.

Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей(способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы и детского сада.

Данную  цель я конкретизировала следующими задачами:

  • знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • создание атмосферы взаимопонимания общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активирование и обогащение воспитательных умений родителей,

поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях; умение знать и понимать своих детей;

  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях, организуемых в районе(городе, области).

В работе с семьей я использовала следующую модель, систему и формы работы:

(см. приложение № 4.)

Система работы ДОУ с семьей

Принципы работы с родителями

Методы изучения семьи

  • Преемственность согласованных действий.
  • Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
  • Открытость.
  • Индивидуальный подход к каждой семье.
  • Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи.
  • Обратная связь.

Поэтапная реализация.

  • Анкетирование
  • Наблюдение за ребенком
  • Посещение семьи ребенка
  • Обследование семьи с помощью проективных методик
  • Беседа с ребенком
  • Беседа с родителями
  • Интервью

Формы работы с родителями

Общие

Групповые

Индивидуальные 

Создание фотовыставок, фотоальбомов

«Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела»,«Моё настроение».

Педагогические консультации, родительские собрания, презентация ДОУ, «Круглый стол», «День открытых дверей», проведение мастер-классов с родителями и детьми: способы решения

нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания. Аудио- и видеозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).

Совместное проведение занятий, «родительских посиделок», досугов, праздников, развлечений. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них  заботятся в семье.

Клубы по интересам, национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы.

Привлечение родителей к совместным мероприятиям по

благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка

идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.

Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор

специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с

семьёй. Повышение правовой культуры родителей.

Распространение инновационных подходов к воспитанию детей

через рекомендованную психолого-педагогическую литературу,

периодические издания.

Информационно-просветительские

стенды, ширмы, памятки, буклеты, рукописные журналы, устные журналы, «Почтовый ящик», открытки, выставки

Мною проведен анализ работы с родительским сообществом за последние 4 года.  

(см.приложение № 5.)

Участие родителей в образовательной работе, направленной на ознакомление старших дошкольников с социальной направленностью

(Приложение 6.)

Таким образом, мною сделан вывод , что положительная устойчивая динамика включенных родителей в образовательный процесс обеспечила возможность:

  • Активизировать родителей в образовательном процессе;
  • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Обогащать воспитательные умения родителей.

Низкие показатели в начале работы с преобладанием высокого уровня к концу дают возможность  мне убедиться в правильности выбора методов и форм работы с родителями в этом направлении.

1.6. Сотрудничество с социальными партнерами

Особое значение, с точки зрения непрерывности системы социального образования приобретает сотрудничество с социальными партнерами: с учреждениями дополнительного образования, культуры и другими образовательными учреждениями и организациями.

Анализ возможностей социо-культурного окружения лег в основу разработки структуры взаимодействия с социальными партнерами.

Для расширения социального опыта детей старшего возраста  в познании окружающего мира проводила  экскурсии в городской краеведческий  музей, где они знакомились с произведениями уральских художников, которые в своих картинах отражали особенности и красоту уральской природы. Для знакомства с профессиями людей, связанных с природой, предусматривались и осуществлялись экскурсии в «Природу», аптеку,  на стройплощадку, магазин. Были встречи с сотрудниками ОГИБДД ОМВ России по Режевскому району, ФГКУ 54 ОФПС 223 пожарная часть по Свердловской области.

С детьми младшего возраста провожу экскурсии по улицам нашего микрорайона, в библиотеку, знакомство с улицами и зданиями.

 Расширение и обогащение образовательного пространства способствовало формированию у детей чувства близости и общности с природным, рукотворным и социальным миром, понимание его гармонии и единства.

Результатом этого сотрудничества явилось то, что на данный момент дети активно проявляют открытость окружающему миру, имеют навыки исследования его природных и социальных аспектов.

1.7. Мониторинг эффективности созданных условий.

Для осуществления мониторинга эффективности созданных условий и результативности успешной социализации детей были определены подходы к педагогической оценке.

Для выявления степени сформированности основ социальной культуры у  детей я использовала диагностику педагогического процесса по ФГОС 2015

( Н. В. Верещагина) позволяющие определить три компонента качества образованности:

- знаниевый компонент (уровень сформированности знаний и представлений);

- деятельностный компонент (наличие умений и навыков правильного поведения в  социальной среде и характер взаимодействия ребёнка в социуме);

- ценностный компонент (сформированности ценностных отношений к окружающей действительности).

Для сбора информации о качестве образованности детей я использовала:

- длительные, кратковременные, специально-организованные наблюдения за детьми;

- диагностические методики (беседы, игровые задания);

- специально организованные мероприятия (викторины, конкурсы, досуги) и проблемные ситуации;

- организация опытов.

Результаты диагностики обрабатывала, фиксировала в таблице, в дальнейшем использовала при планировании индивидуальных методов, приёмов в соответствии с возможностями детей.

Анализируя и оценивая достижения детей старшего возраста, я могу говорить об эффективности созданных психолого-педагогических условий:

  • У детей в соответствии с их возможностями развиты представления о социальной действительности.
  • Воспитанники овладели практическими умениями и навыками взаимодействия в социуме .
  • У них развито эстетическое восприятие окружающего мира.

Работа по воспитанию социальной культуры положительно повлияла на развитие у воспитанников познавательных, творческих, личностных способностей.

Наблюдались позитивные улучшения состояния психофизического здоровья детей, о чём свидетельствует динамика развития детей за период с 2015 по 2016, выраженная в диаграммах.( Приложение 7.)

2.Результаты развития воспитанников

2015г.

районная библиотека

дети подготовительной группы 1 место,

«За лучшее оформление самодельной книги»

грамота

2015г.

конкурс «А ну-ка, мальчики!»,

в честь Дня защитника Отечества

дети подготовительной группы 1 место

грамота

2015г.

на районной выставке декоративно-прикладного искусства

«Живут на свете чудеса»

1 место-1ребёнок

за работу

«Сказочное Лукоморье»

диплом

2016г

конкурс творческих работ

«Мир моими глазами»

2 место – 1 ребёнок 

диплом

2016г

в районной интеллектуально-творческой игре

«Эко-колобок», в рамках областного фестиваля

«Юные интеллектуалы Урала»

2 место- дети подготовительной группы

грамота

2016г

конкурс творческих работ

«Моя малая Родина»

1 место – 1 ребёнок

диплом

2016г.

организовала  и провела  спортивный турнир по шашкам  среди детей группы и заведующих детских садов  Режевского городского округа,  а также турниры среди детей и родителей ДОУ

2017г

в районном конкурсе-выставке «Живи , Земля»

3 место- коллективная работа

«Путешествие по народным сказкам»

диплом

2017г

на уровне доу, в конкурсе «Огородные фантазии-2017»

1 место – 1 ребёнок,

за поделку

«Весёлый колобок»

грамота

2018 г.

конкурс от газеты

«Режевская весть»

«Признаки весны - лови момент»

1 место – 1 ребёнок

диплом

2018 г.

конкурс от газеты

«Режевская весть»

«Укрась ёлочку» -4 ребёнка

дипломы

ДК «Горизонт»

«Новогодних ёлок  хоровод» -3ребёнка

дипломы 1 степени

2019 г.

 соревнование

«Гонка на беговелах», проходящих в рамках единого Дня велопарадов в России

2 место – 1 ребёнок

медаль и грамота

- 2019 г.

конкурс чтецов творческом конкурсе «Космос и мы»

1место-1 ребёнок,2место-1 ребёнок,3 место-1 ребёнок

грамоты

2019 г.

конкурс чтецов творческом конкурсе посвящённом

Дню Победы «Нам этот мир завещано беречь»

1место -1 ребёнок . 2 место-1 ребёнок. 3 место -2ребёнка

грамоты

2019 г.

Всероссийский  день бега «Кросс нации-2019»

свидетельство участника-1 ребёнок

свидетельство

3.Самооценка эффективности собственной деятельности

Совершенствование профессионального уровня через использование инновационных технологий. Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях в межаттестационный период:

Выступление на педагогических советах

Уровень ДОО

2017г

«Развитие эмоционально-чувственного развития детей раннего возраста»

2018г.

«Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС»

2019г.

«Инновационная деятельность по профориентации в ДОУ

Городские педагогические чтения

На муниципальном уровне:

2017г.

«Центр игровой поддержки детей раннего возраста»; разработала и реализовала игру –«Марблс»

2019г.

«Инновационная деятельность по профориентации в ДОУ «Современное образовательное пространство Режевского городского округа: новое время –новые решения» с последующим проведением мастер-класса

Участвовала в профессиональных, творческих конкурсах:

Уровень ДОО

2015г.

2016г

-«Я в пожарные пойду пусть меня научат»;

-турнир по шашкам;

-«Из жизни снеговиков»;

-диплом 2 степени в районном конкурсе «Мой любимый мультфильм»

На муниципальном уровне:

2017

авторскую работу «Любовь и голуби» и «Дерево Инь-янь» на районной выставке «Живут на свете чудеса»

Всероссийском творческом конкурсе

диплом 1 степени за победу в заочном Всероссийском творческом конкурсе «Уроки безопасности»

диплом 1 степени за победу в «Образовательном проекте «Добрая дорога детства»

Во Всероссийском (с международным участием) конкурсе научных, методических и творческих работ по социальной экологии

дипломы 1и 3 степени за проект «Вишенград моей мечты»

Во всероссийском конкурсе видеороликов

2018г.

«Путешествие на зелёный свет»

 (11 место)

Печатные работы:

2019г.

сборник научно-методических статей с международным участием (Новосибирск-2019г.) Статья «Ознакомление со сказками, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников»

Создала свою персональную страничку на сайте ДОУ https://nsportal.ru/elena-mihaylovna-

Являюсь активным участником интернет сайтов:http://www.maam.ru; «Мерсибо»

Принимала участие в различных дистанционных Всероссийских вебинарах. Имеются сертификаты о создании сайта, свидетельства о публикации, об участии в вебинарах.

Являюсь наставником молодых педагогов

Повышение квалификации

2016г.

РГППУ

дополнительная образовательная программа «Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях», 76 час.

2018г

Нижнетагильский филиал ГАОУ «Институт развития и образования»

Участие в мастер-классе «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством конструктивно-модельной деятельности» 48ч;

2018г.,

ООО «АИСТ» УЦ «Всеобуч

курсы повышения квалификации «Обновление содержания дошкольного образования и внедрение современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО» 72 ч;

2019г

«Академия повышения квалификации и профессионального развития»

курсы повышения квалификации «Организация профилактической работы в образовательных организациях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», 16 ч.

Анализ собственного профессионализма показал, что четкие знания программы, изучение и умелое применение новых педагогических технологий, постоянное совершенствование личных качеств помогло мне организовать эффективную систему педагогического процесса, успешному и последовательному решению задач укрепления роли семьи в интегрированном образовательном пространстве. Выбор, изучение и анализ данного материала дал мне возможность:

  • повысить свой профессионально-личностный потенциал, уровень профессионализма и квалификации;
  • совершенствовать условия организации образовательного процесса с детьми;
  • включать нетрадиционные формы работы с родителями;
  • устанавливать партнерские отношения с семьями воспитанников.

  1. Проектная часть

Тема на следующий межаттестационный период: «Проектная деятельность, как способ формирования речевых и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

 (учитывая ФГОС, по  направлениям: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие)

Срок реализации проекта  2019-2024г.г.

Цель : Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Задачи: 

  1. Обеспечить охрану, укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия каждого ребёнка.
  2. Развивать успешную социализацию ребёнка, индивидуальность, коммуникативность через освоение общественных норм и правил поведения в данном возрасте.
  3. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и индивидуальными особенностями.
  4. Сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  5. Формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
  6. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  7. Воспитывать деятельное отношение к миру, понимание представления своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.

Этапы:

1 этап. Изучение нормативно-образовательных документов и подбор методической литературы.

2 этап. Сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Создание материально-технических условий , разработка рабочей программы  по данному проекту.

3 этап. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС

Ожидаемый результат: ( я хочу видеть своих детей)

- гуманными;

- доброжелательными;

- общительными;

- любознательными;

- инициативными;

- стремящимися к самостоятельности;

- эмоционально – благополучными.

 

Заключение

Проанализировав свою педагогическую деятельность я считаю, что за отчетный межаттестационный период с 2015 по 2019гг. мне удалось в полном объеме реализовать поставленные задачи и добиться цели.

Положительным результатом своей работы признаю успешное cоздание условий для развития социализации воспитанников с помощью применения проектной деятельности, а также повышение собственного профессионального мастерства.

Наметила перспективы своей педагогической деятельности на следующий межаттестационный период.

Вывод: составление аналитического отчета позволило мне оценить эффективность своей педагогической деятельности по обозначенной теме.


         

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

1.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : программа и метод, рекомендации / В. В. Гербова. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

   4. Горшенина В.В.; Самошкина И.В.; Черкасова Н.П. «Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания.

          5. Евдокимова Е.С.         «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» М.: 2005

    6. Евдокимова Е.С.; Додокина Н.В. «Детский сад и семья» М.: 2008

7. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и метод, рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

8. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада : конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

 9.    Микллева И.Д. «Технологии разработки образовательной программы ДОУ».                                                                                                                                                                                                                   

10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

11. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной : пособие для педагогов и родителей : для работы с детьми 2-7 лет / Е. К. Ривина. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.

12.  Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет : систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.

                           

Приложения

 

Приложение № 1.

Социализация развивающей среды

Компоненты

развивающей

среды

Функциональная роль

Формы и методы работы

Центр сюжетно-ролевых игр

  • познавательная;
  • формирование социальных

 навыков;

  • социально-эстетическая;
  • выработка навыков;

безопасного поведения

-наглядные методы;

-практические методы;

-словесные методы

-игровые методы

Социально-

развивающая

среда в группе

  • познавательная;
  • социально-эстетическая;
  • эмоционально-позитивное

общение с социальными  объектами

- игры;

- общение;

- тематические выставки детских работ;

- чтение художественной и энциклопедической литературы о социуме;

-труд;

-наблюдения;

-поисково-познавательная деятельность

Музыкальный

зал

  • социально-эстетическая;
  • познавательная

-проведение праздников драматизация сказок;

- пение песен;

- родительские собрания

Физкультурный

зал

  • оздоровительная

- подвижные игры;

- упражнения-перевоплощения в объекты

Мини-центр для родителей

  • познавательная;
  • эстетическая;
  • информационная

-информационный стенд для родителей;

- выставки детских работ;

- спортивный центр;

- методические рекомендации, консультации;

- выставки совместных работ детей и родителей

                                                                                   Приложение № 2.

Структура и содержание социально- развивающей среды в группе

Мини центры

Оснащение, основное оборудование

Центр сюжетно-ролевых игр

Центр труда

Центр ПДД

Центр пожарной безопасности.

Библиотека

Центр

природы

  • «Магазин»
  • «Парикмахерская»
  • «Больница»
  • «Бистро»
  • «Автодром»
  • «Салон модницы»
  • «Театральная страна»
  • «Игротека»

  • «Моё дежурство»

  • Атрибуты, модели машин

  • Атрибуты, модели машин

  • «Книжкин дом»

  • Комнатные растения, требующие разных способов ухода
  • Макеты экосистем и различных сред обитания
  • Картинки и иллюстрации к разделам рабочей программы
  • Книги об обитателях уголка природы
  • Запрещающие знаки
  • Экологические сказки и рассказы, составленные детьми
  • Выставки овощей, осенних цветов…..
  • Огород на подоконнике

Опытно-исследовательская

лаборатория

(уголок  экспериментирования)

  • Приборы – помощники: весы, песочные часы, компас, микроскоп, магниты ...
  • Природный материал: камешки, шишки, земля и глина разного качества, ракушки, птичьи перья, листья деревьев и т.п.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки меха, кожи, ткани, резины, поролон, опилки, пенопласт.
  • Технические материалы:  скрепки, гайки, болты, детали конструктора.
  • Бумага (разные виды):   обычная, картон, наждачная, копировальная, фольга и др.
  • Красители:    пищевые и непищевые (гуашь, акварель, тушь и др.)
  • Медицинские  материалы:  пипетки, колбы, мерные ложки, и др.
  • Лабораторная посуда (безопасная):  воронка, разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы.
  • Пищевые продукты:  мука, соль, сахар, масло, крахмал.
  • Прочие лабораторные материалы и оборудование:  зеркала, цветные и прозрачные стёкла, сломанные механизмы часов, воздушные шары, свечи, сито.
  • Оборудование для игр с водой (мини-бассейн) и песком (мини-песочница) и набор игрушек к ним.
  • Оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом для игр с мыльной водой, мыльной пеной.
  • Халаты, клеёнчатые фартуки.
  • Дидактические игры: «Душистые коробочки»,  «Шумящие коробочки»,  «Ящик ощущений», «Звонкие бутылочки»,  «Тяжёлые коробочки» и т.д.

Речевой центр

  • Иллюстрации
  • Энциклопедическая литература
  • Картины о природе и труде взрослых
  • Картотека:  потешки, стихи, загадки, приметы, пословицы и т.п.

Центр

творчества

  • Силуэты для раскрашивания
  • Поделки из бумаги (оригами)
  • Поделки

Музыкальный

центр

ТСО

  • Альбом песен с подбором иллюстраций.
  • Музыкальные произведения для слушания.

  • Телевизор;
  • музыкальный центр;
  • магнитофон;
  • видеомагнитофон;
  • DVD-плеер;
  • компьютер;
  • мультимедиа-проектор.

                                                                                                                     

                                                                                                                    Приложение № 3.

Периодические издания:

- для детей;

- для педагогов;

- для родителей;

Программы:

- Образовательная программа ДОУ

 «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса;

- Комплексная программа;

- Парциальные программы;

-  Рабочая программа.

Учебно-наглядные пособия:

демонстрационный и раздаточный материал:

- картины;

- плакаты;

- схемы;

- карты;

- таблицы.

Аудиопособия,

Видеопособия.

ТСО:

- телевизор;

- музыкальный центр;

- магнитофон;

- видеомагнитофон;

- DVD-плеер;

- компьютер;

- мультимедиа-проектор.

Пособия для детей:

- детская познавательная и художественная литература;

- энциклопедии;

- рабочие тетради;

- развивающие игры.

Учебно-методические пособия:

- универсальные пособия;

-справочная и энциклопедическая литература.

                                                                                   Приложение № 4.

Модель, система и формы работы с родителями

                                                                                                 Приложение № 5.

Динамика активизации родителей в образовательном процессе.

Мероприятия

старшая группа

подг-я

 группа

ранний возраст

младшая

группа

средняя группа

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

Родительские собрания

59%

87%

50%

63%

69%

Проектирование

64%

82%

31%

44%

56%

Праздники

68%

86%

31%

56%

63%

Выставки

68%

91%

19%

44%

56%

Походы, экскурсии

59%

82%

0%

0%

31%

Родительские посиделки

64%

82%

50%

69%

81%

Мастер-классы

64%

82%

50%

69%

81%

Создание предметно-развивающей среды

59%

91%

63%

69%

75%

старшая, подготовительная группы

Группа раннего возраста, младшая, средняя группа

                                                                                                 

Приложение № 6.

Динамика развития детей за период с 2015 по 2016г.г.

2015г.

2016г.

Повышение основ социума

64%

82%

Уровень сформированности знаний в социуме

53%

86%

Отношение к окружающему миру

57%

91%

Общий уровень качества знаний по проектной деятельности

(проекты)

64%

86%

Сводная карта

Уровня интегративных качеств у детей 6-7 лет

2015г.

2016г.

Физически развитый

Д.У.-88%

Б.Д.У. -12%

Н.У.- 0%

Д.У.- 90%

Б.Д.У. -10%

Н.У.- 0%

Любознательный, активный,

эмоционально отзывчивый

Д.У.-68%

Б.Д. У.-32%

Н.У.-0%

Д.У.-89%

Б.Д.У. -11%

Н.У.-0%

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Д.У.-67%

Б.Д. У.-33%

Н.У.-0%

Д.У.-88%

Б.Д.У. -12%

Н.У.-0%

Способный управлять своим поведением, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Д.У.-67%

Б.Д.У. -23%

Н.У.-0%

Д.У.-82 %

Б.Д. У.-18%

Н.У.-0%

Имеющие первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и о природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Д.У.-53%

Б.Д.У. -47%

Н.У.-0%

Д.У.-77%

Б.Д.У. -23%

Н.У.-0%

Уровень сформированности интегративных качеств личности воспитанников

Д.У. - 69 %

Б.Д. - 31 %

Д.У. - 88 %

Б.Д.У. - 12 %

Адаптация группы раннего возраста

2017г.

формы адатации

лёгкая

62%

средняя

35%

тяжёлая

3%

Сводная таблица  итогов педагогического мониторинга качества образования           в группе

(через реализацию образовательных направлений

2017-2018г.г.)

Познавательное

направление

Речевое

развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Художественно-эстетическое развитие

2017г.

2018г.

2017г.

2018г.

2017г.

2018г.

2017г.

2018г.

Д.У.-56%

Д.У.73%

Д.У.-37%

Д.У.67%

Д.У.37%

Д.У.60%

Д.У.55%

Д.У.60%

Б.Д. -27%

Б.Д.21%

Б.Д.32%

Б.Д.20%

Б.Д.У.56%

Б.Д.34%

Б.Д.35%

Б.Д.34%

Н.У.-17%

Н.У.6%

Н.У.31%

Н.У.13%

Б.Д.У.56%

Н.У.6%

Н.У.10%

Н.У.6%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт за 2015 год.

Отчёт о проделанной работе за период 2014-2015 учебного года....

Аналитический отчёт 2014-2015, 2015-2016,2016-2017

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад  «Алёнка»              Аналитиче...

Годовой аналитический отчёт воспитателя 2018 - 2019 г.

Годовой аналитический отчёт представляет собой глубокое исследование о проделанной работе. Позволяет проанализировать свою работу и выявить положительные и отрицательные стороны образовательного проце...

Аналитический отчёт за 2015 - 2019 годы

Я, Алексеева Елена Михайловна, воспитатель детского сада №18 «Вишенка» Разрешите представить вам тезисы моего аналитического отчёта по результатам анализа и оценки собственной педагог...

Аналитический отчёт за 2018-2019 учебный год.

Аналитический отчёт за 2018-2019 учебный год....