Главные вкладки

    Конспект открытого занятия в старшей группе «Я и моя семья»
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Татьяна Викторовна Богомолова

    Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

    Задачи:

    Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

    Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

    Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

    Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия в старшей группе

    «Я и моя семья»

    Подготовила воспитатель Богомолова Т. В.

    Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

    Задачи:

    обучающие

    1. Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
    2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
    3. Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

    развивающие:

    1. Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).
    2. Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).
    3. Развивать двигательную импровизацию, непринужденность и артистизм в ходе выполнения движений.
    4. Продолжать развивать активность детей в играх.
    5. Сохранение и укрепление физического здоровья. воспитывающие:

    1. Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.

    Оборудование: плакат с изображением генеалогического дерева, фотографии (группы, ребенка и его родственников, мяч, куклы, словарь имен карточки "Моя родословная" с изображением генеалогического дерева для каждого ребенка.

    Ход занятия.

    1 Организационный момент

    Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

    А сейчас поиграем в игру:

    Игра "Дин- дон"

     (воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг)

    Дин - дон, дин- дон, по улице ходил слон.

    Ну, а наша детвора начала игру в слова.

    Раз, два, три, не зевай, имена называй:

    -Как зовут котенка? кис-кис-кис

    -Как зовут цыпленка? Цып - цып-цып

    -Ну, а как ребенка? (дети передают мяч друг другу и называют свои имена).

    2. В.: Вот сколько много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?

    • Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.
    • У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.
    • Пройдемте к этому столу. ( на столе куклы со светлыми и темными волосами, фотография группы, картинки детей, словарь имен)
    • Посмотрите, у нас в музее есть фотография вашей группы.
    • Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)
    • Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные - Чернава. А еще Пискун, Прыгунок.
    • Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)
    • Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)
    • Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)
    • Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. В нашем музее есть словарь имен. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.

    (воспитатель читает значение имен присутствующих детей)

    • Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени, отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.

    Игра "Воротики"

    (воротики сделаны из мягких модулей в виде арки)

    В. : Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эти волшебные воротики. Но они пропускают только тех, кто называет свое имя и отчество, (дети называют и проходят, садятся на стульчики)

    • Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?

    В. : Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана - Иванов; или по профессии - кузнец - Кузнецов; а некоторые по названию села, где жили - в селе Гончарное

    • Гончаровы.

    В фамилиях различных лиц Порою нам знакомых,

    Звучат названья рыб и птиц,

    Зверей и насекомых:

    Лисютин, Раков, Рыбаков,

    Селедкин, Мышкин, Телкин,

    Мокрицын, Волков, Мотыльков,

    Бобров и Перепелкин.

    • И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.
    • Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)
    • А без документов - никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.

    -Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)

    В.: Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья - это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)

    Д/и "Угадай, где семья? "

    • Выберите со стенда картинки, где изображена семья.
    • Почему вы думаете, что это семья?

    В. : Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные - один папа или одна мама. Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)

    Физминутка.

    • Что же за семья живет у нас в квартире? Встаем в круг.

    Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

    Кто живет у нас в квартире (шагают)

    Раз, два, три, четыре, пять (прыгают)

    Всех могу пересчитать (шагают)

    Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)

    Кошка Мурка, два котенка (наклоны в стороны)

    Мой сверчок, щенок и я (повороты в стороны)

    Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)

    В. : Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево, (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)

    • Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)
    • Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю - или нашу родословную.
    • Как называется дерево? Что мы видим на нем?

    В. : У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков - это наши предки - прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?

    Дальше - нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.

    • Сколько у нас бабушек и дедушек?
    • Верхние ветки - это наши родители. Кто? (папа и мама)
    • Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)
    • И самая макушка - это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.

    Игра « А ты мне кто?»

    ( Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает : « Я - мама, а ты мне кто?» Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос.).

    После игры дети садятся на стульчики

    В. :Сейчас мы с вами немножко поговорим о наших семьях : сколько в них человек, как их зовут, какие они? А делать мы это будем с помощью ленточек. Давайте сначала я расскажу о своей семье, а потом вы. Договорились?

    - Вот синяя ленточка, она самая длинная - это мой папа Виктор  Владимирович. Он у меня высокий сильный, добрый. Это красная ленточка, немного короче. Это моя мама Валентина Ивановна. Она ласковая, заботливая, добрая.

    Еще короче ленточка, желтая, это я.  А самая короткая - зеленая - это мой младший брат Олег. Вот такая у нас дружная семья.

    - Ну, кто первый начнет? (рассказы детей 3-4 человека)

    Молодцы! Очень интересные рассказы получились.

    А теперь поиграем в игру, которая называется

    « Радостно - грустно».

    Я назову поступок, который может произойти в любой семье. Если поступок хороший, вы прыгайте и хлопайте, а если плохой, то шагайте на месте, опустивши голову вниз. Все поняли условия игры? Ну тогда начнем. Будьте внимательны:

    • Вы помогли маме вымыть посуду;
    • На прогулке испачкали куртку;
    • Убрали за собой игрушки;
    • Заботитесь о бабушке, когда она приболела;
    • Подрался с братом;

    Помог папе в хозяйственных делах.

    Молодцы! Были внимательны.

    Я очень хочу, что бы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была счастливая и крепкая семья.

    3. Итог.

    Наша экскурсия подошла к концу.

    • Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)
    • Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)
    • А что такое семья?
    • Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. И на память о нашей экскурсии работники музея подготовили вам сюрприз. Вот такие деревья с пустыми окошками, чтобы вы смогли сделать генеологические деревья своих семей. Каждый из вас принес фотографии своих родственников и сейчас в группе вы приклеите их на эти деревья. А из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели, какие у нас дружные семьи.

    - Что мы скажем за такие хорошие подарки?

    - Молодцы

    - Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в1 младшей группе "Петушок и его семья"

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в1мл группе....

    Конспект открытого занятия в старшей группе "Моя семья".

    Конспект занятия включает в себя цель, задачи, материалы и оборудование, содержание образовательной деятельности....

    Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

    Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

    Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

    Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:1....

    Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

    конспект заняти по приобщению детей к скмейным ценностям...

    Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

    Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»...

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Моя семья"

    Цель: Формировать у детей правильное представление о семье.Задачи: Расширить представление детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, закреплять умение рассказывать о семье. У...