Предпосылки формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ерилина Анна Вадимовна

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. В данной презентации освещён вопрос о предпосылках формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Перечислены основные категории мотивов общения и средств общения, формы общения детей дошкольного возраста со взрослым. Представлены компоненты выделенные М.И. Лисиной в структуре общения, а так-же критерии для выявления наличия у ребёнка потребности в общении. Показана многоступенчатая модель организации образовательного процесса. Данная презентация предназначена для специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предпосылки формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Ерилина Анна Вадимовна, учитель – дефектолог, высшая кв. категория.

Слайд 2

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков . Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).

Слайд 3

О бъектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности . Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения. Под мотивом деятельности, понимается, то , ради чего предпринимается деятельность . Это означает, что мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Следовательно, для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый.

Слайд 4

Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения : 1 . Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому. 2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых. 3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Слайд 5

Категории средств общения - э кспрессивно-мимические , - предметно-действенные , - р ечевые .

Слайд 6

Формы общения со взрослым ситуативно-личностное, - ситуативно-деловое, - внеситуативно - познавательное , - внеситуативно -личностное .

Слайд 7

Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная харак­те­ристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного твор­чества и пр. В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии ( от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений ).

Слайд 8

Для формирования коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо уделить внимание развитию речи и коммуникативных навыков. В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.

Слайд 9

М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты: 1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект. 2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. 3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих. 4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия. 5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой. 6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения. 7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения .

Слайд 10

М.И . Лисина выдвинула следующие критерии для выявления наличия у ребёнка потребности в общении. Первым является интерес и внимание к другому человеку. В этом критерии обнаруживается направленность его на познание другого, который становится объектом особой активности ребёнка. Вторым критерием выступает его эмоциональное отношение к другому человеку, свидетельствующее о неравнодушном, пристрастном отношение к нему. Третий критерий включает инициативные действия, направленные на привлечение к себе внимания партнёра. Они имеют своей целью проявить себя, вовлечь партнёра в совместные действия и то же время увидеть свои возможности через реакцию другого человека. Четвёртым критерием служит чувствительность ребёнка к отношению другого, в которой обнаруживается готовность принять инициативу другого и ответить на неё. Этот критерий выявляет также способность ребёнка воспринять оценку и отношение к себе партнёра по общению, согласовать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними.

Слайд 11

Е сли в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнёров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого. Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают их симпатии. В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится всё более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок более сильно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие. Процесс становления общения ребёнка со сверстниками проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания потребности, которая побуждает детей к взаимодействию. Собственно потребность в общении со сверстниками складывается на их основе и формируется постепенно.

Слайд 12

М.И. Лисина рассматривает развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет как смену нескольких целостных форм общения. время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной «формы общения»; ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими взрослыми людьми; основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка со взрослыми.

Слайд 13

Все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т. е. не завершены и продолжают развиваться. Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются в раннем возрасте. Накопленный опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, есть не что иное как предпосылки формирования коммуникативной компетентности.

Слайд 14

Многоступенчатая модель организации образовательного процесса дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность.

Слайд 15

- Первая ступень — ранний возраст, целью которого является ранняя социализация, понимаемая нами, как предпосылки коммуникативной компетентности . − Вторая ступень — младший дошкольный возраст, целью которого является, развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской деятельности . − Третья ступень — средний дошкольный возраст — овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. − Четвертая ступень — старший дошкольный возраст — развитие свободного общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения, развитие толерантности и эмпатии .

Слайд 16

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

- повысить уровень профессионального  мастерства  педагогов в вопросах  реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»   - формировать творческий подход в...

Тематический педсовет "Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста"

Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного ра...

Картотека игр для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Данная картотека может быть полезна воспитателям, методистам, родителям и всем кто хочет чтоб у ваших детей была развита коммуникативная компетентность....

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки...

Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"

Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"Современное образование сегодня ставит пред педагогом задачу сове...

Статья: «Развитие и формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

Статья: «Развитие и формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Современное образование сегодня ставит пред п...