Мастер-класс для педагогов «Игры с водой для детей раннего возраста»
материал (младшая группа)

Люлина Анастасия Валерьевна

Мастер-класс для педагогов

«Игры с водой для детей раннего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 « Светлячок»

Мастер-класс для педагогов

«Игры с водой для детей раннего возраста»

Подготовила воспитатель:

Люлина Анастасия Валерьевна

Богородск

2019 год

Цель:

Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях детского сада, с их эффективностью и возможностями в развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными способами игры.

За все время работы, я открыла для себя много возможностей и способов работы с детьми младшего возраста. Задача моей работы заключается в том, дать возможность ребенку пофантазировать, играя, реализовать свои внутренние желания и потребности. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи, является работа с водой.

Игра с водой - одна из любимых забав моих детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду при помощи различных игр, в том числе и с водой .

Особое значение использования воды в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду

Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?!

Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.

- Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).

Итак, игры с водой:

• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).

• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).

• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.

• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.

Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.

Чтобы организовать игры с водой нужно:

• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.

• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.

• Уровень воды должен быть не более 7 см.

• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.

• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.

Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:

  • играть дружно, не мешая другим;
  • не отбирать игрушки;
  • аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
  • учить бережно относиться к воде;
  • не выливать воду на детей и пол.

Игры с водой можно разделить на две группы:

  • на контактные;
  • на игры с предметами – орудиями.

Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.

Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.

Например, игры: « Здравствуй, водичка!»; «Теплая - холодная»; « Пена»; «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря» и т.д.

Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.

Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.

Например, игры: «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»; «Мельница»; «Перелей ложкой» и т.д.

Задачей моей работы являлось установить возможные пути в руководстве этими играми.

На первом этапе игр с водой моей целью было выявить наличие у детей собственного опыта в обращении с различными материалами и правильность выполнения детьми задуманных игровых действий. Детям давались в свободное пользование плавающие и тонущие игрушки для игр с водой.
Второй этап включал 
обучение детей разнообразным действиям с материалами, навыкам обращения с игрушками и осознания их качеств.

Это достигалось:
а) изменением состояния самих материалов (холодная вода делалась теплой);
б) подбором игрушек с их постепенным дополнением;
в) показом правильных действий и способов обращения с материалами;
г) разнообразным использованием одной и той же игрушки;
д) постепенным включением в игру обобщающих слов (в одну игру не больше одного-двух понятий), помогающих осознанию качеств материалов: вода теплая, холодная, чистая, светлая; игрушки плавают, лежат на дне, размокают, легкие, тяжелые.)
На третьем этапе развитие сюжетных игр.

Удивляет и радует многообразие игр с водой. В своей практике я стараюсь найти, разработать, придумать как можно больше вариантов и способов работы с этим материалом. Моя задача сделать занятия разнообразными, интересными и насыщенными новым и познавательным материалом. Игры с водой провожу как в режимные моменты, так и отдельной образовательной деятельностью.Во время игр с водой, не нужно особо вдавайтесь в сложные объяснения. Достаточно будет показывать малышу, что можно сделать с водичкой и комментировать короткими простыми фразами: «Вода льется», «Кораблик плывет», «Камушек тонет».

Малыши не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают больше, чем взрослые люди.

Любая игра начинается с презентации, то есть с представления ребенку игры и материала, который для этого необходим. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это стакан, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно перелить из кувшина в стакан».

Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.

После презентации предоставьте ему возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, пусть он делает все сам.

Заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как вытереть пролитую воду, собрать и убрать на место игрушки. Имейте в виду, что малыш не должен устать к концу игры и началу уборки. Помните: порядок — это обязательный элемент в любой игре, и не стоит его игнорировать.

Вот некоторые из любимых игр моих малышей ( показ слайдов)

«Водяная мельница»

    Еще одна любимая забава детей – водяная мельница.

«Ловим шарики»

Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.

«Что как плавает» 

   Для игры - экспериментирования  нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.).                  

     Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.        

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя.

Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми.

Раз, два, три четыре, пять!

С водичкой будем мы играть!

Сначала мы сделаем массаж пальчиков и ладошек:

1.Упражнение «Здравствуй, водичка».

Цель: создание позитивного настроения.

Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая.

давайте с ней поздороваемся.

  • Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй, водичка!» Погладьте водичку.
  • А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй, водичка!
  • Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно.
  • Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).
  • Пальцы бегут по воде, шагают.

-Вот бегут босые ножки,

-Прямо по дорожке.

2«Необычные кораблики».

Цель. Познакомить со свойствами пластмассовых предметов; развивать наблюдательность, любознательность

МатериалДве пластмассовые бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка.

Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку.

Ты вези, кораблик, песенку мою.

Перед вами бутылочки. Посмотрите: в них что-нибудь есть(Можно предложить подуть в них – получится «песенка».)

 Хотите, чтобы бутылочки стали корабликами?

Первый экспериментОпустите одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (Она плавает.)

Второй эксперимент Опустите одну бутылочку на воду, погружают ее в воду. Что происходит? (Она постепенно наполнится водой, станет тяжелой – тяжелее воды – и утонет)

Третий эксперимент. Другую бутылочку, с плотно закрытой пробкой, дети опускают на воду. Почему она не тонет? Погружают ее в воду. Почему она всплывает?

Четвертый эксперимент. Наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду.  Что произойдет? (Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.)

объясняют, почему так получилось – первая бутылка не утонула, легкая бутылка может плавать, вторая бутылочка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды– такие предметы тонут; в бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала.

3.«Играем с красками»

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют.

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые – разные.

Первый экспериментВ баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется.)

Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно.)

Третий экспериментДети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой.)

4. Игры с водой и губкой

А что это у вас за кирпичики? Для чего они? Вы будете ими строить? А что с ними можно сделать? Как они называются? Да, губки.

Вот какая замечательная губка. Что она умеет делать? Да, и пить воду, и отдавать её, если её крепко сжать кулачком, и сушить стол от луж.

5. «Вода течёт вверх». На бумажное полотенце нанести фломастерами разноцветные кружочки и опустить край полотенца в водичку. Наблюдаем, что происходит.

С водой играть всегда приятно и весело. Потому что вода может быть волшебной, а мы с вами можем стать волшебниками.

6.Превращения чернил.
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
7. Цветок, распустившийся на воде.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Вот такие несложные фокусы и позабавят детей, и внесут сказочности в детскую жизни, и познакомят детей с некоторыми свойствами воды.

Таким образом, игры с водой, могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, создавая условия для познания окружающего мира.


 Литература.

  1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.
  2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
  4. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил.
  6. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.
  7. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Игры с водой для детей раннего возраста»

Мастер-класс для педагогов«Игры с водой для детей раннего возраста»...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей«Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»...

Мастер- класс «Использование дидактических пособий для развития мелкой моторики детей раннего возраста»

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторикой пальцев рук....

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Уп...