Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста»
материал по развитию речи (младшая группа)

Уханова Светлана Игоревна

Основная цель мастер-класса — научить вас методам внедрения пальчиковых игр в повседневную практику. В ходе занятия вы познакомитесь с различными играми, которые подходят для детей разных возрастных групп. Каждая игра предложит свои уникальные возможности для развития: от укрепления мелкой моторики до формирования навыков общения и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_palch.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста»

Цель. Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с различными видами пальчиковых игр.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Формировать положительные эмоции.

Оборудование: массажные мячики, грецкие орехи, мозаика крупная, карандаши, прищепки).

Ход мастер- класса

Педагог. Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего мастер – класса «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста».

Пальчиковые игры являются неотъемлемой частью раннего обучения и развития детей. Эти простые, но эффективные активности помогают детям улучшать моторику, развивать воображение и укреплять когнитивные навыки. Воспитатели могут использовать пальчиковые игры не только для развлечения, но и как педагогический инструмент, который способствует социализации и эмоциональному развитию детей.

Основная цель мастер-класса — научить вас методам внедрения пальчиковых игр в повседневную практику. В ходе занятия вы познакомитесь с различными играми, которые подходят для детей разных возрастных групп. Каждая игра предложит свои уникальные возможности для развития: от укрепления мелкой моторики до формирования навыков общения и сотрудничества.

Кроме того, вам будет продемонстрировано, как создавать собственные пальчиковые игры, исходя из интересов и потребностей детей. Участники мастер-класса смогут поработать в группах, разрабатывать сценарии и обсуждать успешные практики. Это взаимодействие не только обогатит их опыт, но и создаст атмосферу доверия и поддержки среди коллег.

Мы также обсудим роль музыки и ритма в пальчиковых играх. Комплексные игры, сочетающие движения пальцев с песенками и рифмовками, обеспечивают синхронизацию между физическим и эмоциональным развитием. Вы научитесь интегрировать музыкальные элементы в свои занятия, что сделает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

И сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебный мир пальчиковых игр.

Предлагаю Вам поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

                                       Поднимите все ладошки

                                       И потрите их немножко.

                                  Дружно хлопните, раз пять 1,2,3,4,5. (хлопают в ладоши)

       Продолжайте потирать! (потирают руки)

                                       Мой сосед такой хороший!

                                   Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)

                                       И другой сосед хороший

                                    И ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)

                      Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

      Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

                                       Приветствие кончилось, можно начать.

Педагог. Коллеги, скажите пожалуйста, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию).

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – это прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!

Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Как говорил советский педагог Василий Александрович Сухомлинский

   «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

     Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В нашем случае с раннего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. 

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами;

-активные игры со стихотворным сопровождением;

-игры - манипуляции;

-пальчиковые игры с элементами самомассажа;

-пальчиковые кинезиологические игры;

-пальчиковые игры на основе сказок.

Педагог. Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Пальчиковая сказка. Ведущий рассказывает сказку с помощью пальчиковых игр, участники повторяют. Наступила осень в лесу. С деревьев попадали листья (поднимает руки вверх и трясет пальчиками). А в этом лесу жил-был ежик.

Руки сложены в замок

Ежик, ежик колкий

Покажи иголки (Поднимаем пальчики не расцепляя руки)

Вот они! Вот они!

Ежик, ежик колкий,

Спрячь свои иголки! (Пальчики опускаем)

Маленький колючий еж,

До чего же ты хорош!

Вот свернулся еж в клубок (пальцы рук сомкнуть в "замок")

Потому что еж продрог (сильно напрячь пальцы и кисти рук)

Лучик ежика коснулся (ослабить напряжение)

Ежик к солнцу потянулся (пальцы выпрямить, ладони сомкнуты, локти разведены в стороны)

Затем можно попросить детей самим сладко-сладко потянуться.

Пошел ежик дальше. И тут ему на встречу зайчик.

Зайчик, зайчик пушистенький,
Посмотрел на ежа весело.
"Привет, ежик, что ты делаешь?"
(Показать, как зайчик отрывает уши, настороженно прислушиваясь).

Ежик покрутил иголками,
"Я на солнышке греюсь,
Скоро зима придёт,
Нужно запастись морковкой!"
(Дети могут показать, как заняты яством, пряча "морковку" за спиной).

Зайчик засмеялся и сказал:
"Пошли со мной, я знаю место,
Где морковки растут на поле,
Там много добра, и ты не замерзнешь!"
(Детям предлагается побежать на месте, изображая, как зайчик бежит рядом с ежиком).

Ежик подумал и согласился,
"Я с тобой, добрый зайчик,
И мы соберем запасы,
Чтоб с зимой было легко."
(Пальчики делают круг, как будто собирают морковки, заполняя "корзины").

На поле их ждала весёлая ярмарка,
Там морковок было вдвое больше!
Ежик и зайчик вместе собирали,
Набирая корзинки до краев!
(Дети могут поднимать руки и "собирать" морковки, радуясь успешной охоте).

Ежик-ежик

Где ты был?

(Большой палец левой руки четыре раза сгибается).

-Долго по лесу бродил!

(Большой палец правой руки четыре раза сгибается).

Встретил зайца,

Встретил волка

И медведя и лисичку.

(Большой палец левой руки поочерёдно соприкасается с остальными).

- Понравилась вам осенняя сказка? Такие сказки вы можете предлагать вашим детям.

Рассмотрим еще варианты пальчиковых игр.

      Пальчиковая игра с крупной мозаикой «Башмачки»

Берём крупную мозаику (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

 

Активные игры со стихотворным сопровождением.

«Теремок»

Туки – ток, туки – ток (Ставим кулачок на кулачок).

Мы построим теремок (Делаем «крышу» над головой).

Будем в доме дружно жить, (Соединяем ладошки)

Сказки слушать, не тужить (Покачиваем головой из стороны в сторону).

В жаркой печке сварим кашу (Помешиваем воображаемую кашу).

Курочку покормим нашу, (Протягиваем ладошки вперед)

Молочком напоим кошку, (Водим по ладошке одной руки указательным пальцем другой, кошка лакает язычком)

Воробьям насыплем крошек (пальцы собираем в щепотку и делаем движения, будто солим).

В гости всех к себе зовем

В наш красивый добрый дом. (Широко раскрываем руки и поворачиваемся направо и налево).

Игры - манипуляции

«Семья»

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! (сжать пальцы рук вместе)

«Мальчик-пальчик, где ты был?»

Мальчик-пальчик, где ты был? (большой палец)

С этим братцем в лес ходил! (указательный)

С этим братцем щи варил! (средний)

С этим братцем кашу ел! (безымянный)

С этим братцем песню пел! (мизинец)

Пальчиковые игры с элементами самомассажа (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики). Предлагаю вам проиграть одну из таких игр как с карандашом.

        «Скалка»

       Мы пирог испечь решили (Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна  была сверху, другая – снизу.

       Ловко тесто замесили. (Карандаш в горизонтальном положении между ладонями).

   Хорошенько раскатаем, (Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая   карандаш по ладони и пальцам).

       В печку жаркую поставим.

  Также можно использовать массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику).

«Испечем мы каравай»

Месим, месим тесто (сжимаем массажный мяч в правой руке)

Есть в печи место (перекладываем в левую руку и сжимаем)

Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)

Перекладывай, валяй (катаем мяч ладошками)

     Массаж рук грецким орехом (Катаем орех между ладонями)

     Прокачу я свой орех

     По ладоням снизу-вверх,

     А потом обратно,

       Чтоб стало мне приятно.

       Я катаю мой орех,

       Чтобы стал круглее всех.

Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

 «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем пальчики считать, (хлопают в ладоши)

Будем сказки называть

Три медведя,

Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят,

     Этим сказкам каждый рад! (поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши).

      Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Уважаемые участники, вы сможете обменяться мнениями и впечатлениями, обсудить трудности. Это создаст основу для дальнейшего профессионального роста и внедрения полученных знаний в работу с детьми. Пальчиковые игры откроют новые горизонты в педагогическом процессе, делая его более насыщенным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста"

Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...

Презентация: "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста".

Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...

Пальчиковые игры эффективное средство развития детей раннего возраста

Игры пальчиковые развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творчество способности  фантазии....

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов «тестопластики» как средства развития детей раннего возраста».

Конспект мастер-класса дя педагогов по использованию приемов "тестопластики" для занятий с детьми раннего возраста....

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Уп...

Консультация для воспитателей "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1»             Консультация для воспитателей &laq...

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»Цель. Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчик...