"Мы рисуем пластилином разноцветные картины..."
материал

Строкова Любовь Николаевна

 Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возроста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Брошюра470.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

C:\Users\user\Desktop\Цветы для мамы\DSC01419.JPG

Красноуфимск 2019г

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Составитель: Строкова Любовь Николаевна,  

 воспитатель первой квалификационной категории.

Памятка для педагогов:

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста

Рекомендуемая литература:

Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей»

Давыдова Г.Н. «Пластилинография – 2»

Давыдова Г.Н. «Цветочные мотивы»

Давыдова Г.Н. «Животные и птицы»

Лыкова А.И.    «Лепка из пластилина»

 «Скажи мне – и я забуду,C:\Users\user\Desktop\Цветы для мамы\IMG00144.jpg

покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать – и я пойму»

(Конфуций).

С выходом ФГОС ДО особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.

По требованиям Стандарта содержание образования сводится к освоению ребёнком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков, так как в основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.

С точки зрения Н. Б. Крыловой (ученый-философ)культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.            

Под культурными практиками  мы понимаем разнообразные виды самостоятельной детской деятельности.

.Что можно считать культурной практикой? 

  • манипуляция с предметами,
  • фантазирование,
  • творческая деятельность,
  • продуктивные виды деятельности,
  • коллекционирование,
  • экспериментирование,
  • игра,
  • поисково-исследовательская деятельность.

     Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии с взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка. Зачем нужны культурные практики?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:

 на основе инициатив самих детей, это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками; 

 инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми, эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами.

C:\Users\user\Desktop\Цветы для мамы\IMG00112.jpg

В своей работе я использую такой вид культурной практики, как пластилинография. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полу объёмные на горизонтальной поверхности.

«Пластилинография»: - это создание оригинальных образов, придумывание поделки,  проявление эмоциональных выражений, сохранение эмоционального здоровья, снятие мышечного напряжения и расслабление. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Это овладение трудовыми умениями, развитие детского воображения, художественного и пространственного  мышления, пробуждение фантазии, побуждение дошкольников к самостоятельности, воспитание усидчивости, терпения, аккуратности.

Положительные стороны пластилинографии

  • Простота исполнения работы
  •  Яркость фактурного материала
  •  Возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей
  •  Насыщенность игровыми приёмами, упражнениями
  • Овладение трудовыми умениями
  • Способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения
  • Развитие детского воображения, художественного и пространственного  мышления, фантазии
  • Самостоятельность
  • Аккуратность
  •  Развитие умения планировать работу, доводить начатое дело до конца.  

     

 В процессе работы воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. C:\Users\user\Desktop\Цветы для мамы\DSC01415.JPG

                                            Процесс освоения культурной практики пластилинографии связан с возможностью ребенка самостоятельно и активно реализовывать свои интересы, замыслы, осуществлять свободный выбор в образовательной среде. Условием осуществления практики является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности.C:\Users\user\Desktop\Цветы для мамы\DSC01418.JPG

Рекомендованный материал для самостоятельной деятельности детей

  • Материал:  цветной пластилин, картон, досочка.
  • Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.
  • Инструменты: стеки, зубочистки, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.
  • Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.
  • Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение.
  • Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде или размять руками); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

C:\Users\user\Desktop\Цветы для мамы\IMG00180.jpg     C:\Users\user\Desktop\Цветы для мамы\DSC01420.JPG

Основные приемы пластилинографии

  • Скатывание (шар)
  • Раскатывание (колбаска)
  • Сплющивание, расплющивание (диск)
  • Прищипывание
  • Оттягивание
  • Сглаживание
  • Соединение (колечко)
  • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вернисаж детских работ "МЫ РИСУЕМ ПЛАСТИЛИНОМ"

ВСЕ РАБОТЫ ВЫПОЛНЕНЫ ДЕТЬМИ 11 СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ЛЕПКИ:* РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫМИ КОМОЧКАМИ* РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫМИ ЖГУТИКАМИ* ПЛАВНОЕ ВЛИВАНИЕ ОДНОГО ЦВЕТА ...

Статья Рисуем пластилином или Пластилинография

Индивидуальная и совместная деятельность с детьми. Художественное творчество....

Презентация Пластилиновая фантазия: Рисуем пластилином

Задачи и обучение детей с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией...

Мастер-класс для родителей.Рисуем пластилином.

Дать родителям знания о пластилинографии ,как нетрадиционном способе рисования....

БУКЛЕТ «Учимся рисовать пластилином вместе с детьми»

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»  1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .2. Во избежание деформации картины в качест...

«Мы рисуем пластилином разноцветные картины» (из опыта работы)

Лепка всегда привлекает малышей, а пластилинография интересна вдвойне.  Ребята из  младших групп «Гномик» и «Колобок» с удивлением обнаружили, что пластилином можно н...