В таинственной стране воздуха
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дети помогают жителям волшебной страны очистить воздух путём расширеня знаний о свойствах воздуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 9 г. Тары»

Тарского муниципального района

Конспект НОД  в подготовительной к школе группе

«В таинственной стране воздуха»

Подготовила: Кучковская Т. М.

Цель: Формировать знания о свойствах воздуха, развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Задачи:

Образовательная: систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха, расширять представления   о значимости воздуха в жизни человека.

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, познавательный интерес в процессе экспериментирования,  поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать навыки двигательной активности во время подвижных игр.  

ИОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром, отгадывание загадок о воздухе, чтение стихов.
Материал: два воздушных шара, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,   баночки с плотными крышками, акварельные краски,  альбомные листы, веер из бумаги, ёмкость с водой, баночки с различными запахами, оборудование для игры «Парашют».

        

Восп.: Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день!

Дети встают в круг: 
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

Раздаётся телефонный звонок.

Восп.: Ребята кто-то нам звонит.

Воспитатель сообщает детям, что звонили жители волшебной страны Чударии. Они рассказали, что им стало трудно дышать, что-то случилось с воздухом в их стране, он  стал    очень грязным.  Жители не знают, что делать и в чём причина, они   просили помочь им разгадать тайну воздуха.

Восп.: Ребята вы согласны? Поможем Чударикам.

Дети: Да.

Воспит.: Ребята, чтобы помочь  им, что нам нужно сделать?

Дети: Больше узнать о воздухе и разгадать его тайну.

Восп.: Предлагаю вам, одеть фартуки и отправится в таинственную страну воздуха. Вы согласны?  Но наш путь будет долгий и далёкий, через горы, овраги, равнины, на каком транспорте мы можем добраться быстрее? (ответы детей) Да, конечно, мы  полетим  туда на самолёте. (звучит фонограмма Чударики «Смотрите в небе самолёт»)

 Вот мы и оказались в таинственной стране воздуха.

Ребята, а что вы знаете о воздухе?

Ответы детей.

Воздух – это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Для чего нужен воздух? Кому он ещё необходим кроме людей?

Ответы детей.

Восп.: Да без воздуха всё живое на планете погибло бы, если землю не защищала бы земная атмосфера,  днём от палящих лучей солнца, а ночью от космического холода. Чем мы вдыхаем его? (ответы детей) Правильно, вдыхаем мы воздух через нос, затем он проходит путь  и попадает в лёгки, лёгкие внутри как будто «шарики надуваются», наша грудь приподымается, затем мы выдыхаем, воздух выходит, лёгкие как бы «сдуваются».

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной,

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней, красит стёкла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Но, куда бы мы не пошли, куда бы мы не поехали, по морю или по суше, везде есть воздух. А кто из вас ребята видел воздух? Я тоже его не вижу, но точно знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Восп.: Чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. 
 Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Восп.: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? (ответы детей) Действительно он изменил форму, стал полон воздуха. Попробуем сдавить пакет. Получается? (ответы детей) Почему не получается? (ответы детей) правильно, там находится воздух. Он заполнил свободное пространство в пакете.
Мы можем его увидеть? Нет. Почему мы его не видим? (ответы детей) Правильно, молодцы, воздух не  имеет цвет? Он какой (прозрачный)
Воздух заполнил всё пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится. 
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух? (ответы детей)
Давайте проверим. Острой палочкой осторожно проколем пакет, поднесём к лицу и нажмём руками. Что чувствуете! Струю воздуха, выходящую из пакета. Внутри находился воздух.

Выставляется схема «перечёркнутый глаз», «перечёркнутые геометрические фигуры», «ухо».

 Ребята, какой мы можем сделать вывод: воздух прозрачный, невидимый, не имеет цвета, не имеет формы.

 Восп.: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Как увидеть воздух?»
Восп.: Сейчас я вам покажу. Что стоит на столе? (стаканчики с водой) Сколько их? (дети считают стаканчики) Что лежит рядом (трубочки для коктейля)  Какого они цвета? (дети называют цвета трубочек) С их помощью мы  можем увидеть воздух. Возьмите трубочки   и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
  Что происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.

Восп.: Мы с помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 
А почему пузырьки поднимаются на поверхность? 
Потому что воздух легче воды.

Выставляется схема «пузырьки»

Вывод: воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

Девочки и мальчики, посмотрите какие интересные весы. (Беру в руки самодельные весы, палочка с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам)
 Эти весы самодельные. С двух сторон  шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?
(Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).

Выставляется схема «весы»
Вывод: Воздух имеет вес.
 Эксперимент № 4 «Узнай по запаху».
Восп.: Что это?

Дети: Баночки.

Восп.: Какого они цвета? (дети перечисляют цвета) Сколько их?
Восп.:  Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).
Восп.:  Правильно, воздух. А теперь, я открою баночки и дам вам понюхать, чем пахнет? (ответы детей)
Восп.:  Действительно, пахнет апельсином (луком, духами).
Восп:  Ребята, а давайте проверим, что же находится в четвёртой баночке.
Восп.:  правильно, воздух, чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
Восп.: Как вы думаете, почему  все баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
Восп.:  Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Восп.: Но, конечно воздух, которым мы дышим должен быть чистым. Чем можно загрязнить воздух? (ответы детей) Да, молодцы, воздух загрязняют различные заводы, которые выбрасывают в атмосферу токсичные отходы. Ещё воздух загрязняется выхлопными газами выделяемыми автомобилем, которые содержат массу опасных веществ. Загрязняют воздух и бытовые отходы, так как некоторые виды мусора крайне опасны и при разложении выделяют опасные пары, которые плохо влияют на атмосферу. Если мы будем дышать грязным воздухом, что может  случиться? (ответы детей).

Восп.: Грязный воздух может засорить нам организм, вызвать аллергию и даже отравить. Что же делать? (ответы детей, макет) Поэтому необходимо на заводах установить очистные сооружения, чаще ходить пешком и реже пользоваться автомобилем, выбрасывать мусор и бытовые отходы в специально отведённые места, где его потом могли бы безопасно утилизировать

Выставляется схема «перечёркнутый нос»
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Опыт № 5 «Воздух может перемещаться»

Восп.: Ребята, рассмотрите воронку, как вы думаете, она пуста? (ответы детей) Да, молодцы в ней находится воздух. А можем ли мы его переместить? (ответы детей) Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку широкой частью в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? (ответы детей) Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? (ответы детей) Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой и можем играть. В шарике воздух, который мы переместили из воронки.

Выставляется схема «воздушный шарик»

Вывод: воздух может перемещаться.

 Восп.: Девочки и мальчики, а ещё с воздухом можно играть. Хотите поиграть?

Игра «Парашют»

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идём,

Парашют в руках несём.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Лёгким воздухом надут!

Восп.: Молодцы ребята вам понравилось играть? Скажите, а какие тайны воздуха мы узнали.

Дети: Воздух не видим глазу,  имеет вес, он бесцветный, воздух можно услышать, он не имеет формы, запаха, может перемещаться и он всегда в движении

Восп.:  Мы многое узнали о тайнах воздуха, как же нам наши знания передать жителям волшебной страны? (ответы детей) Правильно, конечно мы отправим им письмо.

 Рассматривание нарисованной таблицы!
Отмечаем ответ в таблицу.
- воздух не видим («глаз») - перечеркиваем
- воздух имеет вес («весы»)
- воздух бесцветный («кляксы прозрачные)
- воздух можно услышать («ухо» )
- воздух не имеет форму («геометрические фигуры») - перечеркиваем.
- воздух не имеет запаха ("нос") - перечеркиваем.

- воздух может перемещаться (шарик)

 -воздух легче воды (пузырьки)
Восп.: Девочки и мальчики, а вы знаете, что очищать воздух нам помогают деревья, они своими листочками поглащают углекислый газ, а выделяют кислород. Этот процесс называется фотосинтез. Ребята, мы с вами можем подарить Чударикам деревья? (ответы детей) Конечно, можем, мы их нарисуем, а рисовать будем необычным способом,  нам в этом поможет воздух, эта техника называется кляксография.  Восп.: Хотите попробовать?
 Я капну вам капельку краски на листочек, а вы при помощи трубочки будите краску раздувать по листочку, чтобы получились деревья.

Восп.: Молодцы ребята, посмотрите, какие у нас получились интересные и фантастические саженцы деревьев, давайте полюбуемся ими. Подарим эти саженцы Чударикам, чтобы они смогли их посадить. Наше письмо готово, можно его отправлять в волшебную стану. 
  Вот и  путешествие в таинственной стране воздуха подошло к концу и нам пора возвращаться обратно, в этом нам поможет ветерок, он понесёт нас как осенние листочки (звучит фонограмма шума ветра).

Рефлексия.

Вот мы и возвратились обратно в наш детский сад. Скажите ребята, что мы делали?

Что мы узнали о воздухе? Как нужно беречь воздух? Что вам понравилось?

Мне очень понравилось путешествовать с вами, вы все большие молодцы. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Таинственный воздух».

Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Опыты с водой....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Таинственный воздух"

Конспект составлен с использованием таких форм и методов организации совместной деятельности, как решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение....

Конспект занятия" Таинственный воздух" Ознакомление с окружающим. экспериментирование.

Организованная образовательная деятельностьпо познавательному развитию       с элементами экспериментирования по теме:Было«Таинственный воздух».Мною было  проведено ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поиски таинственной страны!»

Цели и задачи занятияОбразовательные: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей,  продолжать обучать звуковом...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ Тема: «Таинственный воздух»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ           Тема: «Таинственный возду...

ООД "Путешествие по стране Воздух"

Способствовать познавательно–исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование...