Конспект занятия" Таинственный воздух" Ознакомление с окружающим. экспериментирование.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Любанова Татьяна Сергеевна

Организованная образовательная деятельность

по познавательному развитию

       с элементами экспериментирования по теме:

Было«Таинственный воздух».

Мною было  проведено интересное занятия с элементами экспереминтирования., с воздухом. Дети дули в стакан с водой, надували пакеты,раздували щеки. Дети испытали восторг.

Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. 
Образовательные задачи:
- способствовать расширению знаний о воздухе;
- совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
Развивающие задачи:
-формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление через поисковую деятельность в процессе экспериментирования;
- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительности, самостоятельности;
- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе экспери-мента, умению делать выводы;
- развивать навыки проведения опытов;
- стимулировать речевую активность.
Воспитательные задачи:
-воспитывать аккуратность при проведении опытов;
-воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать.
 

Словарь: атмосфера, воздушный, марсиане, скафандр.
Оборудование: Письмо от «марсиан», звуки ветра, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки), киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки – кружочки ( зелёные и красные), «ракета».

Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. 
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам; 
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:  Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите какое красивое. Это письмо из далекого космоса от марсиан. Давайте я вам прочитаю его, чтобы вы,  узнали, о чем оно. Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь. Мы увидели вашу планету, и нам очень  хочется  спуститься на нее.  Но, вот беда  мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандров. Скорее примите ответ, нам очень хочется побывать у вас в гостях и подружиться с вами. Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания. Ждем ответа.

- Ну что ребята, поможем марсианам. Слушайте внимательно вопросы, на которые надо дать ответ марсианам.

1. Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?

2. Можно ли его увидеть, потрогать?

3. Для чего нужен воздух?

Сегодня мы с вами будем проводить опыты с помощью тех предметов, которые я вам приготовила. Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.

Воспитатель: Присядьте, пожалуйста, на стулья.


На доске картинка с изображением планеты Земля.

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов «атмос» - воздух, «сфера» - шар. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

      Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт №1 «Поймаем воздух».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? 
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Дети: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт №2 «Воздух в человеке».

Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт №3 «Воздух можно услышать».

Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Дети: Он внутри шариков.
Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: Воздух выходит из шарика, слышно его шипение.
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: Когда дрожит воздух, возникает звук, и тогда мы можем его услышать.

Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха».

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: А как мы можем это сделать?

Ответы детей. 
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется? 
Дети: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу снежинку.

Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.


Физ-минутка «Ветерок»


Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

 Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает

Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.


Опыт №5 «Воздух не имеет запаха».

Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. 
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

Дети: Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.


Опыт №6 «Воздух легче воды».

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? 
Дети: Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод: Воздух легче воды. 


Опыт №7 «Воздух занимает место».

Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится смятая бумага. Внимательно посмотрите, бумага сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?

Дети: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?

Дети: Видны пузырьки воздуха.

Воспитатель: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Воспитатель: Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?

Дети: Мокрая.

Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Вывод: Воздух занимает место.


Опыт №8 «Воздух может двигать предметы».

Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? 
Дети: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.
Вывод: Воздух может двигать предметы.
Итог.
Воспитатель: Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Дети: Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. 
Воспитатель: Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам поиграть в

игру «Условные знаки».

Возьмите со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

●Воздух окружает нас со всех сторон.
●Воздух можно услышать.
●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.
●Человек может жить без воздуха.
● Ветер – это движение воздуха.
● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
● Воздух может двигать предметы.
● Воздух тяжелее воды.

На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё, что узнали о воздухе.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Ребёнок и окружающий мир" с элементами экспериментирования.

Занятие проведено в речевой подготовительной группе. Лексическая тема "Весна". Через наблюдения и опыты дети узнают новые приметы весны - половодье и разлив....

Конспект занятия по ФКЦМ (окружающий мир - экспериментирование) "Поможем кукле Маше"

Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с окружающем миром. Экспериментирование с целью выявления свойств бумаги и ткани....

«В воде купался – сухим остался» (Конспект интегрированного педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим, экспериментированием для детей старшего дошкольного возраста)

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, жидкая и т.д.  Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью. Способствовать развитию ум...

«В воде купался – сухим остался» (Конспект интегрированного педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим, экспериментированием для детей старшего дошкольного возраста)

Дать детям элементарные представления о нерастворимости некоторых веществ в воде. Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, жидкая и т.д.  Развивать познавательный ин...

Конспект по ознакомлению с окружающим экспериментирование.

Конспект по ознакомлению с окружающим экспериментирование.«В гостях у профессора Знайкина» 1 младшая группа.Подготовила воспитатель Доронина Т.В.Программное содержание: Познакомить детей с...