«В воде купался – сухим остался» (Конспект интегрированного педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим, экспериментированием для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, жидкая и т.д.  Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики. Поощрять выдвижение детьми гипотез. Воспитывать бережное отношение к воде.  Активизировать и обогащать словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_vode_kupalsya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Казакова Галина Николаевна

Приложение №3

«В воде купался – сухим остался»

(Конспект интегрированного педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим, экспериментированием для детей старшего дошкольного возраста)

                                                                 

                                                                                                     

Программное содержание.

Дать детям элементарные представления о нерастворимости некоторых веществ в воде. Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, жидкая и т.д.  Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики. Поощрять выдвижение детьми гипотез. Воспитывать бережное отношение к воде.  Активизировать и обогащать словарь детей.

Словарная работа: Жир, жидкость, водоплавающие.

Предварительная работа. Отгадывание загадок. Опыты с водой.

Оборудование  к занятию.

Игрушка «Каркуша», тазики с водой, гусиные перья, жир,  силуэт из бумаги «гуся», клей - карандаш, салфетки для рук, салфетки,   клеёнки, силуэт «пруда» из бумаги.  

Ход занятия

Дети с воспитателем заходят в группу и видят, на полу лежит пёрышко.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в нашей группе появилось необычное пёрышко. (Воспитатель берёт в руки пёрышко и читает стих).

Что за пёрышко такое?

Словно небо голубое!

Играют капельки на нём

Как – будто солнечным огнём!

Интересно, откуда оно взялось? Ребята, посмотрите, к нам прилетела Каркуша, и она, наверное, выронила пёрышко.

 На шеи у Каркуши детская сумочка с гусиными перьями. Каркуша здоровается с ребятами.

Воспитатель: Каркуша, это чьи у тебя  пёрышки?

Каркуша (педагог) – я вам скажу только тогда, чьи это пёрышки, когда отгадаете мою загадку. Отгадайте, загадку:

Носит красные ботинки

Дарит мягкие перинки,

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

Дети:  Гусь.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете,  почему гусь выходит из воды сухим?

Предположение детей. Если нет правильной версии, воспитатель предлагает проделать опыт.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать: почему перья у гуся не намокают. Давайте, проверим, проведём опыт. Что нужно нам для опыта?

Дети: Нам нужна вода и перья.

Воспитатель: Правильно, нам нужна вода и перья.

Каркуша – (педагог): Ребята, вот возьмите пёрышки.

Воспитатель: Ребята, подойдите, вот к этим столам.

(На столах стоят тазики с водой)

Воспитатель: Посмотрите и скажите, что в тазиках?

Дети: Вода.

Воспитатель: Давайте, вспомним свойства воды. Что можно сказать о воде?

Дети: Жидкая, прозрачная, может течь, льётся, в воде растворяются вещества и т.д.

Воспитатель: Значит, у нас есть перья, вода, приступим к проведению опыта. Сейчас, мы с вами опустим в воду пёрышки.

Воспитатель вместе с детьми опускает в воду пёрышки.

Воспитатель: Теперь вытащим, встряхнём их и понаблюдаем, изменилось ли оно. Какое перо?

Дети: Лёгкое, оно не тонет.

Воспитатель: Посмотрите, намокло ли в воде?

Дети: Перышко стало влажным, но не промокло. Оно покрылось капельками. Если встряхнуть перо, то капельки упадут. Перо становится сухим, а вода осталась на руках.

Вывод: Перо влажное, оно покрылось капельками, если встряхнуть капельки упадут, перо становится сухим.

Воспитатель: Для ухода за перьями гусь использует специальную жировую железу, которая находится у него под хвостом. Взяв в клюв некоторое количество жира, гусь чистит перья и смазывает их жиром. Жир  не даёт намокнуть перьям и не пропускает воду. У водоплавающих птиц перья не намокают. Ребята, а как вы понимаете водоплавающие птицы?

Дети: Птицы плавают в воде.

Воспитатель: Какие это птицы? Назовите их.

Дети: Гуси, утки и т.д..

Воспитатель: Ребята, а теперь вы опустите руки в воду. А руки у вас какие?

Дети: Мокрые.

Воспитатель: Может быть, кто то знает, как сделать, чтобы наши руки в воде не намокали.

Дети выдают различные версии и проверяют. Педагог предлагает выполнить действие ребёнку.

Дети: Может их завернуть в ткань, бумагу и т.д.

Воспитатель: Дети, вы, хотите узнать секрет водоплавающих птиц? Для этого мы с вами проведём опыт с водой и с жиром. Сейчас, я попробую, смазать руки жиром, а потом намочить их, вы хотите так сделать?

Действие детей.

Опыт: Дети и воспитатель намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают руки и делают выводы.

Педагог  вытирает руки детей салфетками.

Воспитатель: Что же произошло? Как вода стекает с рук? Вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Тоже происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается. Жир не растворяется в воде и не пропускает воду.

Вывод: Руки, смазанные жиром, не намокают.

Воспитатель: Вот, ребята, вы на собственном опыте, узнали, почему гусь остаётся сухим.

Вывод: Все водоплавающие птицы смазывают перья жиром. А человек узнал про эту хитрость,  металлические предметы и детали машин, чтобы они в воде не промокали и не ржавели, смазывает специальным жиром.

Воспитатель: Ребята, проходим, садимся за столы. Сейчас, мы, с вами выполним коллективную аппликацию «Гуси на пруду» из пуха.

Педагог объясняет способ выполнения аппликации.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат силуэты «гуся». Чего не хватает?

Дети: Перьев.

Воспитатель:  Давайте, превратим их в настоящих гусей, наклеим перья. Послушайте последовательность работы. Намазываем туловище «гуся» клеем, накладываем пёрышки по всему телу и прижимаем салфеткой.

Дети работают, педагог помогает.

Воспитатель: Ребята, какие замечательные получились у вас гуси. Давайте, их пустим на пруд. Переверните аккуратно свои работы, нанесите немного клея на середину туловища гуся и подходите, наклеивайте на панно. Стараемся выполнить аппликацию аккуратно. Мы её подарим Каркуше.

(Дети подходят к столу и наклеивают силуэты «гусей» на панно)

Воспитатель: Спасибо, Каркуша, что ты помогла нам узнать, почему гусь остаётся сухим. Мы тебе на память дарим панно «Гуси на пруду».

Каркуша – (педагог): Спасибо, ребята за подарок. До свидания.  Мне у вас очень понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

Сценарий конспекта по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к звёздам»

Программное содержание: формировать представления у детей старшего дошкольного возраста о звёздах, созвездиях. Развивать воображение, связную речь....

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:"Зимующие птицы".

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки ...

Непосредственно-образовательная деятельность по экспериментированию и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в тундру».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Главное достоинство применения экспериментирования в детском са...

«В воде купался – сухим остался» (Конспект интегрированного педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим, экспериментированием для детей старшего дошкольного возраста)

Дать детям элементарные представления о нерастворимости некоторых веществ в воде. Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, жидкая и т.д.  Развивать познавательный ин...