Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Таинственный воздух».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Опыты с водой.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    по познавательному развитию

    с элементами экспериментирования по теме:

    «Таинственный воздух».

    Воспитателя

    без квалификационной категории

    муниципального казенного дошкольного

    образовательного учреждения

    Детского сада №23 «Колокольчик»

    села Ладовская балка Красногвардейского района

    Ставропольского края

    Захаревич Анастасии Олеговны

    2014г.

    Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха.
    Образовательные задачи:
    - способствовать расширению знаний о воздухе;
    - совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
    Развивающие задачи:
    -формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление через поисковую деятельность в процессе экспериментирования;
    - поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительности, самостоятельности;
    - способствовать установлению причинно-следственных связей на основе экспери-мента, умению делать выводы;
    - развивать навыки проведения опытов;
    - стимулировать речевую активность.
    Воспитательные задачи:
    -воспитывать аккуратность при проведении опытов;
    -воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать.
     

    Словарь: атмосфера, воздушный, марсиане, скафандр.
    Оборудование: Письмо от «марсиан», звуки ветра, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки), киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки - кружочки( зелёные и красные), «ракета».

    Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. 
    Изготовление «ракеты»:
    1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
    2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам;
    3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель:  Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите какое красивое. Это письмо из далекого космоса от марсиан. Давайте я вам прочитаю его, чтобы вы,  узнали, о чем оно. Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь. Мы увидели вашу планету, и нам очень  хочется  спуститься на нее.  Но, вот беда  мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандров. Скорее примите ответ, нам очень хочется побывать у вас в гостях и подружиться с вами. Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания. Ждем ответа.

    - Ну что ребята, поможем марсианам. Слушайте внимательно вопросы, на которые надо дать ответ марсианам.

    1. Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?

    2. Можно ли его увидеть, потрогать?

    3. Для чего нужен воздух?

    Сегодня мы с вами будем проводить опыты с помощью тех предметов, которые я вам приготовила. Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.

    Воспитатель: Присядьте, пожалуйста, на стулья.


    На доске картинка с изображением планеты Земля.

    Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
    Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов «атмос» - воздух, «сфера» - шар. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

          Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
    Дети: Нет, не видим.
    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
    Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

    Ответы детей.
    Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Опыт №1 «Поймаем воздух».

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
    Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
    Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? 
    Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
    Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
    Дети: Из пакета выходит воздух.
    Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
    Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
    Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

    Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

    Опыт №2 «Воздух в человеке».

    Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

    Дети: Воздухом.

    Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

    Дети: Воздух.

    Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
    Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
    Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
    Дети: Нет, без воздуха человек умрет.
    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Человек не может жить без воздуха.

    Опыт №3 «Воздух можно услышать».

    Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
    Дети: Он внутри шариков.
    Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
    Дети: Воздух выходит из шарика, слышно его шипение.
    Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

    Вывод: Когда дрожит воздух, возникает звук, и тогда мы можем его услышать.


    Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха».

    Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

    Ответы детей.

    Воспитатель: А как мы можем это сделать?

    Ответы детей. 
    Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
    Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
    Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?
    Дети: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу снежинку.

    Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.


    Физ-минутка «Ветерок»


    Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

     Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает

    Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.



     Опыт №5 «Воздух не имеет запаха».

    Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
    Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. 
    Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

    Дети: Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.
    Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
    Дети: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
    Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

    Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.


    Опыт №6 «Воздух легче воды».


    Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? 
    Дети: Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

    Вывод: Воздух легче воды. 


    Опыт №7 «Воздух занимает место».


    Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится смятая бумага. Внимательно посмотрите, бумага сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?

    Дети: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
    Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?

    Дети: Видны пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Откуда они взялись?

    Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

    Воспитатель: Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?

    Дети: Мокрая.

    Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

    Вывод: Воздух занимает место.


    Опыт №8 «Воздух может двигать предметы».

    Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
    Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? 
    Дети: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

    Вывод: Воздух может двигать предметы.

    Итог.

    Воспитатель: Итак, что же такое ВОЗДУХ?
    Дети: Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. 
    Воспитатель: Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам поиграть в

    игру «Условные знаки».

    Возьмите со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

    ●Воздух окружает нас со всех сторон.

    ●Воздух можно услышать.

    ●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

    ●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

    ●Человек может жить без воздуха.

    ● Ветер – это движение воздуха.

    ● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

    ● Воздух может двигать предметы.

    ● Воздух тяжелее воды.


    На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё, что узнали о воздухе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Игровой деятельности с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Волшебник – воздух».

    формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое  дыхание, мелкую моторику;-формировать  представления детей о воздухе и его свойствах;  - п...

    Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья» (Возраст: 3-4 года)

    Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы.Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»(Возраст: 3-4 года)...

    НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Воздух - где ты?"

    Цель НОД : Развитие познавательно - иследовательской деятельности детей средней группы....

    Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

    формирование экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....

    Конспект экологической прогулки с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»

    Задачи:1. Образовательные: обобщение и уточнение знания детей о воздухе и воде, их свойствах: невидимые, прозрачные, бесцветные; формирование понятия о ветре: что ветер - это движение воздуха; ра...

    Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

    Формирование у детей экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....

    Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа .

    Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа . Цель: Формирование  целостного восприятия окружающего мир...