Конспект по познавательному развитиюс элементами ТРИЗ – технологий и экспериментальной деятельностью «Маленькие человечки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Козырева Людмила Геннадьевна

Моделирование с помощью понятия «маленькие человечки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie.doc990.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Игримская СОШ №1

структурное подразделение детский сад «Звёздочка»

«Маленькие человечки»

Конспект по познавательному развитию

с элементами ТРИЗ – технологий

и экспериментальной деятельностью

для детей 6 – 7 лет

Составитель:

Воспитатель Л.Г. Козырева

Цель: моделирование с помощью понятия «маленькие человечки».

Задачи:

Воспитательные:

 - воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

Образовательные:

 - познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков»;

 - познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Развивающие:

 - продолжать развивать навыки учебной деятельности;

- развивать экспериментальную деятельность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное.

Материал: карточки с «маленькими человечками», стакан с водой, коробка, лед, электрический чайник, музыкальное сопровождение.

Ход деятельности.

На доске прикреплены карточки с  «маленькими человечками». Педагог просит детей посмотреть на доску.

Педагог. Опять у нас сегодня гости, но гости какие-то необычные. Они похожи на человека, но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, что это? (Ответы детей.)

Педагог. Правильно, это действительно «маленькие человечки». Их так назвали, потому что они живут во всех веществах, которые нас окружают. Вещества бывают твердыми, жидкими и газообразными. Эти человечки такие маленькие, что их трудно рассмотреть невооруженным взглядом. Ученые рассмотрели этих человечков в микроскоп и назвали молекулами. Мы с вами их будем называть просто «маленькими человечками». Эти человечки ведут себя по-разному. Скажите, как ведут себя  «маленькие человечки» в твердых веществах?

Дети. Они крепко держатся за руки.

Педагог. Как ведут себя  «маленькие человечки» в жидкостях?

Дети. Они просто стоят рядом.

Педагог. А как ведут себя  «маленькие человечки» в газообразных веществах?

Дети. В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают.

Педагог. Какие твердые вещества вы знаете?

Дети. Твердые вещества – это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, лед, земля.

Педагог. Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки – в железе или дереве?

Дети. В железе «человечки» крепче держатся за руки, чем в дереве, потому что железо прочнее, чем дерево. Дерево можно разрезать ножом, а железо режут специальными ножницами.

Педагог. Какие жидкости вы знаете?

Дети. Вода, молоко, сок, бензин, газировка, суп, нефть.

Педагог. Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети. Воздух, газ.

Педагог. Скажите, каких веществ на земле больше – твердых, жидких или газообразных? (Ответы детей.) Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как называют нашу планету. Какого цвета она из космоса?

Дети. Наша планета называется Земля и она голубого цвета.

Педагог. Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети. Потому что на земле много воды.

Педагог. Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше, конечно, жидкости. Хотя и воздуха на нашей планете очень много, а воздух – это газ. А вот твердых веществ гораздо меньше.

Игра «Маленькие человечки».

Педагог дает детям задание выложить из карточек  «Маленькие человечки» предмет или вещество:

- пустой стакан;

- стакан с холодной водой;

- стакан с горячим чаем.

Дети выполняют задание под музыку.

Подвижная игра «Маленькие человечки».

Дети стоят в кругу. Педагог превращает детей то в камень, то в воду, то в воздух. Можно задание усложнить. Педагог говорит: «Вы – топор. Сок в коробке. Зонтик. Дым от костра. Чайник с кипящей водой». Дети согласно заданию или стоят, или крепко держатся за руки, или бегают.

Беседа о состояниях вещества.

Педагог. Дети, как вы думаете, не может ли одно и то же вещество быть и твердым, и жидким, и газообразным? (Ответы детей.) Посмотрите, что у меня в стакане?

Дети. В стакане холодная вода.

Педагог. Какие человечки живут в воде?

Дети. В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.

Педагог. Значит, вода – это жидкость. Дети, скажите, а можно воду превратить в твердое вещество? (Ответы детей.) Хотите, я покажу вам фокус? Ставит стакан с водой в коробочку и достает из нее лед. Что это? Какое это вещество? Что я поставила в коробку? Какое это было вещество? (Ответы детей.) Как вода превратилась в лед?

Дети. Вода замерзла.

Педагог. Значит, если воду охладить до определенной температуры, то «человечки» возьмутся за руки и вода станет твердым льдом. Хотите тоже стать волшебниками?

Опыт.

Дети берут в руки кусочки льда, сжимают его в ладошках и лед тает. Воду собираем в тарелочки. Из тарелочек переливаем в стакан и в электрочайник. Вода закипела в чайнике и появляется пар. Ставим над паром тарелочку и превращаем пар в воду.

Вопросы к детям:

- что мы взяли в руки?

- каким веществом является лед?

- что получилось, когда лед растаял?

- что мы налили в электрочайник?

- что стало с водой, после того как чайник закипел?

- какие «человечки» живут в паре?

- что стало с паром, когда он коснулся холодной тарелочки?

- во что превратился пар?

- что будет, если мы поставим воду, которая получилась из пара в холодильник?

Делаем вывод, что вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: если температура высокая, то вещество превращается из твердого в жидкое или газообразное. Если температура низкая (холод), то жидкость или газ могут превратиться и в твердое вещество.

Педагог. Дети, вам понравилось быть волшебниками? А что понравилось больше всего?

Педагог предлагает детям повторить опыт дома и рассказать обо всем своим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ Тема: «Где живут маленькие человечки» Средняя группа

Цель: Закрепить знание элементов ТРИЗ (метод маленьких человечков) и формировать представления о свойствах различных предметов и веществ. Задачи:1....

Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» средняя группа

Актуальность и значимость Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском по...

Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» (познавательно-речевое развитие) старшая группа «Солнышко»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти зн...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-экспериментальной деятельности «Маленькие почемучки»

Цель программы: создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи программы: 1. ...

КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Цель: развивать  у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.2. Вос...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ Тема: «В стране маленьких человечков» Старшая группа

Цель: Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.Программные задачи:Образовательные: фор...

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологий и экспериментальной деятельности детей средней группы «Путешествие в Страну Здоровья»

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья....