Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ "История маленького медвежонка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Алина Олеговна Зайко
Игры из технологии ТРИЗ: «Скажи наоборот», «Что сначала, что потом», «Где живёт», «Раньше-позже», «Хорошо-плохо», «Всё в мире перепуталось».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия ТРИЗ16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ "История маленького медвежонка"

(Средняя группа)

Цель: Развитие связной речи, творческого воображения, мышления.

Задачи:

1.Образовательные задачи.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей. Учить детей самостоятельно находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях; упражнять детей в решении проблемных ситуаций; активизировать творческое мышление и воображение.

2.Развивающие задачи. Развивать логическое мышление, сообразительность. Продолжать развивать умение включаться в совместное обсуждение, искать и находить ответ

3.Воспитательные задачи. Воспитывать уважение друг к другу; умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, стремление оказать помощь тому, кто нуждается в ней.

Методы и приёмы: Наглядно-слуховой, игровой, наглядно- зрительный, словесный, исследовательский, описание, инструкции, практический, системный оператор

Материал: картинки А-4 – медвежонок мокрый, медвежонок сухой, берлога; маленькие картинки – новорождённый медвежонок, маленький медвежонок, большой медведь, лес c дикими животными.

Игры из технологии ТРИЗ: «Скажи наоборот», «Что сначала, что потом», «Где живёт», «Раньше-позже», «Хорошо-плохо», «Всё в мире перепуталось».

Ход занятия:  

Воспитатель: Здравствуйте ребята! У меня сегодня такое чудесное настроение, а у вас? Хочется придумать что-нибудь хорошее, интересное.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель:                                   Дети:

А вы грустные ребята?                 Мы веселые ребята!

Вы ленивые ребята?                       Мы трудолюбивые!

Вы драчливые ребята?                   Мы дружные!

Вы злые?                                        Мы добрые!

Воспитатель: Я очень рада, что вы у меня такие замечательные. С помощью вопросов попробуйте отгадать, кому сегодня нужно помочь.

На доске находится спрятанная картинка мокрого медвежонка.

Игра «Да – нет - ка». Дети задают вопросы, воспитатель может отвечать на вопросы только да или нет, постепенно дети отгадывают, кто изображён на картинке, воспитатель переворачивает картинку, дети видят маленького, мокрого медвежонка.

Воспитатель: Посмотрите на медвежонка, что вы можете сказать о нём?

Дети: Медвежонок маленький, коричневый, бурый, испуганный, лохматый, мокрый…

Воспитатель: Как вы думаете, почему он мокрый?

Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь…

(обсуждение с детьми противоречий в погоде, игра - «Хорошо-плохо»)

Воспитатель: Что хорошего в дожде?

Дети: Всё растёт, свежий воздух после дождя…

Воспитатель: Что плохого в дожде?

Дети: Можно заболеть, промокнуть…

Воспитатель: Как же помочь нашему медвежонку высохнуть?

Дети: Вытереть полотенцем, обсушить феном, положить на солнышко…

Воспитатель: Я предлагаю подойти к столу, посмотрите, что здесь лежит? Правильно, это предметы и материалы из чего можно сделать солнце. Выбирайте себе друга, кто из чего будет его делать.

Детям предлагается манка в коробке, круг с прищепками, палочки, плоскостные фигуры. После того, как ребятишки выполнили задание, рассматриваем чьё солнце лучше может обсушить медвежонка, стараются доказать, что у них солнце получилось лучше. Пока дети выполняли задание, воспитатель меняет картинку на сухого медвежонка.

Воспитатель: Ребята, а ведь медвежонок не просто появился у нас, он такой маленький, что не знает, кто он и откуда появился, не знает, где он живёт и кто живёт там вместе с ним. Расскажем ему про него самого?

Воспитатель: Где живут медведи?

Дети: В лесу

Воспитатель: А ещё где можно встретить медведя?

Дети: В зоопарке, в книжке, в мультике.

Воспитатель:  А кто ещё живёт вместе с медведем в лесу, какие животные?

Дети: Лиса, заяц, волк, ёжик…

Воспитатель: Наш медвежонок маленький, он детёныш кого?

Дети: Медведицы

Воспитатель: У меня есть мяч, предлагаю поиграть в игру «Кто у меня детёныш»?

У лисы, у зайчихи, у волчицы, у ежихи, у белки, у рыси?

Дети: лисёнок, зайчонок, волчонок, ежонок, бельчонок, рысёнок.

Воспитатель:  Как одним словом назвать этих животных?

Дети: Дикие.

Воспитатель: А почему их так называют?

Дети:  потому что они живут в лесу и заботятся о себе сами, добывают себе еду, строят сами себе жильё…

Воспитатель: Давайте попробуем изобразить диких животных. Хитрую лису, маленького медвежонка, взрослого медведя и т.д.

А дом медведя как называется?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Посмотрите - вот берлога, какая она?

Дети: Большая, крепкая…

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а из чего сделана берлога?

Дети: Ветки, прутья, земля

Воспитатель: А как выдумаете, она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Её не было, на этом месте росли деревья

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она сгниёт, развалится, смешается с землёй.

Воспитатель: Всё рассказали о медвежонке, проходите, присаживайтесь, сейчас мы с вами восстановим всё, о чём говорили на волшебном экране, с помощью картинок. (Перед  детьми девятиэкранка - системный оператор, использовать будем 5 экранов, воспитатель напоминает детям стихотворение «Что-то»

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: М. С. Гафитулин.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Медвежонку. (ребёнок, который ответил на вопрос ищет картинку)

Воспитатель: Найди картинку с медвежонком и помести её в самую середину волшебного экрана. Назовите из каких частей состоит медвежонок?

Дети: Голова, туловище, ноги, лапы

Воспитатель: Найди картинку и помести её под медвежонком. Где живёт наш медвежонок?

Дети: В лесу, в берлоге Найдите картинку и поместите её над медвежонком.

Воспитатель: Что было с медвежонком в прошлом?

Дети: Он был совсем крошечным и мог поместиться на ладошке у человека.

Воспитатель: Найдите картинку и поместите слева от медвежонка

А что будет с медвежонком в будущем? Как вы думаете?

Дети: Он вырастет и будет огромным медведем!

Воспитатель: Найдите картинку и поместите справа от медвежонка. Вот и готов наш волшебный экран. Понравилось вам история медвежонка? Как вы думаете мы ему помогли? Вы сегодня были дружными и смогли выполнить все задания, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» в младшей группе

«Большая стирка»(используя элементы методики М. Монтессори)Программное содержание1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;2. Поддержать стремление ребенка активно вступать в ...

Конспект занятия с использованием элементов мульттерапии «Принцесса и людоед»

Знакомство детей с новым весёлым мультфильмом, для расширения кругозора за счёт формирования представлений о киностудии....

Конспект занятия с использованием элементов мульттерапии «Маша хозяюшка»

Задача занятия сформировать у детей умение узнавать и называть домашних животных, птиц и их детёнышей по характерным признакам и развивать умение к звукоподражанию домашним животным и птицам....

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии...

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии

Программные задачи:Коррекционно-развивающие:- выявлять причины страха и тревоги у ребенка;- определять вид страха у ребенка;- научить ребенка преодолевать чувство страха и тревоги;- учить ребенка пони...

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам»

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ  «В гости к сказкам»Цель: Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.Зада...