Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ Тема: «Где живут маленькие человечки» Средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Чиркова Светлана Алексеевна

Цель: Закрепить знание элементов ТРИЗ (метод маленьких человечков) и формировать представления о свойствах различных предметов и веществ. Задачи:

1.                Познакомить детей с различными состояниями веществ в неживой природе.

2.                Развивать воображение, интерес к познавательной деятельности, мышление, речь

3.                Воспитывать дружеские отношения.

Материалы и оборудование: Сундучок, муз.сопровождение, карточки с изображением маленьких человечков в твердом и жидком состоянии, карточки с изображением: капельки дождя, лужицы, воды.

Предварительная работа:

Знакомство с моделями «МЧ», наблюдение с детьми за различными агрегатными состояниями воды, опыты с водой, льдом, воздухом, составление алгоритмов выполнения опытов, чтение художественной литературы. Игра «Хорошо - плохо»

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная, игровая.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Физическая культура, «Музыка». Планируемые результаты:

Дети проявляют интерес к экспериментированию, умеют делать выводы, правильно используют «МЧ» для определения агрегатного состояния воды, умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и друг с другом, в решении игровых и познавательных задач.

Ход НОД

Создание проблемной ситуации.

Приходит Незнайка и приветствует присутствующих.

Незнайка: - В воскресенье я был на дне рождении у Снежной королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается. Особенно мне понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая...

Снежная королева мне даже одну чашку подарила на память. Упаковала в красивую коробочку, чтобы не разбилась. Приехал домой, открыл коробочку, а в ней ничего не было, только мокрое пятно.

Незнайка: Куда подевалась чашка? Как она могла исчезнуть?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться? Воспитатель: Что случилось с его чашкой? Дети: Чашка растаяла.

Незнайка: Почему чашка растаяла?

Дети: Она была сделана из льда, а лед растаял.

Незнайка: - Все равно не понимаю, как получилась вода?

Проведение опыта: «Лед — твердая вода»

Цель. Доказать, что лед — тоже вода

Материалы и оборудование. Сосулька из морозилки, миска. Ход. Заранее подготовленную сосульку педагог помещает в миску и предлагает детям понаблюдать, как уменьшается сосулька в помещении Результат. В теплом помещении сосулька растает и превратится в воду, т.е. перейдет из твердого состояния в жидкость.

Звучит загадочная музыка.

Незнайка: Ребята, вы слышите загадочный звук?

Дети: Да

Незнайка: Пойду, посмотрю. Уходит и приносит сундучок Незнайка: Это волшебный сундучок! Воспитатель открывает сундучок.

Появляются человечки, которые крепко держатся за руки. Педагог: Незнайка как ты думаешь, кто это или что это? Незнайка: Я не знаю.

Воспитатель: Ребята, что изображено на картинке?

 

 

Дети: Это очень дружные человечки. Они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их не разъединить. Они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете.

Воспитатель: Я предлагаю вам найти в группе предметы, в которых живут твердые человечки.

Игра: «Найди, где живут дружные человечки» Звучит загадочная музыка

Воспитатель достает из сундучка человечков, которые не так дружны.

Воспитатель: Ребята что вы видите на картинке?

Дети: Человечки, не так дружны, они стоят просто рядом и только

прикасаются друг к другу. Такие человечки живут в жидких веществах.

Воспитатель: Какие жидкие вещества вы знаете?

Дети: Вода, молоко, сок

А вот в поле теремок, теремок. Он не низок невысок, невысок. В этом тереме живут только жидкие человечки.

И чтоб в этот Терем попасть, надо нам с вами превратиться в те вещества, где живут жидкие человечки.

Воспитатель: Нам на месте не сидится,

Буду вас я превращать.

Превратимся в человечков

Воспитатель: Теперь возьмите ту картинку, где живут жидкие человечки, (ребята выбирают картинки, где могут находиться жидкие человечки).

Дети с воспитателем идут к терему. Незнайка идет первый в теремок, когда дети выбирают картинки.

Незнайка: Тук-тук Кто в тереме живет?

Незнайка: Нет никого. Буду здесь я жить

Стучит первый ребенок.

Тук- тук. Кто в тереме живет?

Это я Незнайка. А ты кто?

1Р: Я капелька дождя.

Незнайка: А что ты можешь делать?

1Р: Я могу капать, моросить, поливать растения, сверкать на солнышке, брызгаться.

НЕЗНАЙКА: А какая ты? 1Р: Прозрачная, маленькая, холодная. НЕЗНАЙКА: А какие в тебе живут человечки? 1Р: Во мне живут жидкие человечки.

НЕЗНАЙКА: Заходи в теремок, (ребенок заходит в теремок и садиться на стульчик).

Второй ребенок стучится в теремок.

НЕЗНАЙКА: Кто там?

2Р: Это я. лужица.

НЕЗНАЙКА: А какая ты?

2Р: Прозрачная, холодная, бываю и грязная.

НЕЗНАЙКА: А что ты можешь делать?

2Р: Я могу брызгаться, испаряться, замерзать, испачкать.

НЕЗНАЙКА: А какие в тебе живут человечки?

2Р: Во мне живут жидкие человечки.

НЕЗНАЙКА: Заходи в теремок, втроем нам будет веселее (ребенок заходит в теремок и садиться на стульчик).

Третий ребенок стучится в теремок.

НЕЗНАЙКА: Кто там?

ЗР: Это я, вода

НЕЗНАЙКА: А какая ты?

ЗР: Теплая, светлая, прозрачная.

НЕЗНАЙКА: А что ты можешь делать?

ЗР: Течь, вытекать, литься.

НЕЗНАЙКА: А какие в тебе живут человечки?

ЗР: Во мне живут жидкие человечки.

НЕЗНАЙКА: Заходи в теремок вчетвером нам будет веселее (ребенок

заходит в теремок и садиться на стульчик).

Четвертый ребенок стучится в теремок.

НЕЗНАЙКА: Кто там?

4Р: Это я, река

НЕЗНАЙКА: А какая ты?

4Р: Широкая, глубокая, холодная.

НЕЗНАЙКА: А что ты можешь делать?

4Р: Замерзать, течь, испаряться.

НЕЗНАЙКА: А какие в тебе живут человечки?

4: Во мне живут жидкие человечки.

НЕЗНАЙКА: Заходи в теремок.

Жили в тереме они счастливо. Вместе переливались, капали, замерзали, испарялись, брызгались капелька дождя, лужица, вода, река. Звучит загадочная, музыка Незнайка и дети выходят из теремка,

Незнайка: Я все понял, почему у меня вместо чашки оказалось мокрое пятно. Вот как интересно умеет превращаться вода. То в ней живут твердые человечки, а потом превращаются в жидких человечков) Воспитатель достает из сундучка невидымы хчеловечков. Воспитатель: Ребята что вы видите на картинке Дети: Это человечки хулиганы Они непослушные и всегда бегают и не держаться за руки. Они невидимы. Давайте посмотрим опыт, где живут непослушные человечки. Опыт: На столе стакан. В стакане горячая вода.

Воспитатель: Из каких человечков сделан стакан? Дети: Из твердых человечков.

Воспитатель: А какие человечки живут в стакане с водой Дети: Жидкие человечки. Воспитатель: Ребята, что выходит из стакана? Дети: Пар

Воспитатель: Где живут невидимые человечки Дети: Воздух, пар, дым

Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель: говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

Ребята, закончилось наше занятие .Вы сегодня были внимательные, дружные И узнали, что маленькие человечки живут в твердых предметах, жидких веществах, газообразных явлениях.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по технологии ТРИЗ для детей «По волшебной дорожке» средняя группа

Конспект открытого занятия по технологии ТРИЗ для детей «По волшебной дорожке» средняя группа...

Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ Тема: «Дружба овощей» Средняя группа

Цель: развивать связанную речь детей, логическое мышление.Задачи:- Образовательная. Закреплять умение детей понимать текст загадки и соотносить его с предметами и образами по содержанию.- Развивающая....

Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ в средней группе «Путешествие в страну веселой Математики»

Учить выкладывать цепочку фигур по заданной схеме. Развивать умение сравнивать количество предметов. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, активизировать в речи детей слова-прилагательны...

Конспект НОД со здоровьесберегающими технологиями по теме «Я - человек» во второй младшей группе

Для каждого ребенка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всем быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них....

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ Тема: «В стране маленьких человечков» Старшая группа

Цель: Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.Программные задачи:Образовательные: фор...