"Эффективные методы в работе музыкального руководителя в процессе слушания (восприятия) музыки "
методическая разработка (подготовительная группа)

Шмелева Юлия Владимировна

Данный опыт работы по использованию наиболее эффективных методов, используемых в процессе слушания музыки, был представлен коллегам-музыкальным руководителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx53.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования  администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 75 «Солнышко»

(МБДОУ  «Детский сад № 75 «Солнышко»)

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Эффективные приемы работы музыкального руководителя    в процессе слушания музыки»

Выступление

музыкального руководителя

Ю.В. Шмелевой

г. Нижний Новгород

2018г.

 Уважаемые коллеги! Наша сегодняшняя встреча посвящена одному из самых интересных, сложных, увлекательных, но, к сожалению, не самых популярных и, честно признаемся, не всегда реализуемых нами видов детской музыкальной деятельности – слушанию музыки. А ведь это актуально, как никогда. Так как в современных условиях мало у кого в семье с детьми просто слушают классическую музыку, не говоря уже о том, чтобы учить ее любить и понимать.

Наше дошкольное учреждение работает по программе «От рождения до школы». В разделе «Слушание» реализуются определенные цель и задачи.

Цель: продолжать приобщать детей 6-7 лет к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

Задачи:

- Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

- Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

- Знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, творчеством композиторов и музыкантов.

Сегодня вы побываете на нашем занятии. Оно будет доминантным (т.е. главным видом деятельности выступит слушание) и пройдет в форме квеста.

Но вначале хочу показать вам один предмет, который сравнительно недавно я показала ребятам, вот эту коробочку для чая, внутри которой спрятан музыкальный механизм. Этот современный аналог музыкальной табакерки очень заинтересовал детей. Мы познакомились с историей этой коробочки, рассматривали фото старинных табакерок, узнали, что русский композитор А. Лядов посвятил своему сыну Мише пьесу «Музыкальная табакерка». Слушали ее в исполнении фортепиано, затем знакомились с авторским вариантом для оркестра. Обратили внимание, что автор использовал только те инструменты симфонического оркестра, которые обладают нежным, легким, высоким звучанием, соответствующим образу маленькой изящной коробочки. То же самое мы услышали и в переложении для народных инструментов.

Хочу уже в начале особо подчеркнуть, что любая наша работа, в том числе по реализации раздела «Слушание музыки», будет удачной только в тесном взаимодействии с воспитателем. Сейчас для этого есть все возможности: в группе воспитатели с детьми слушают произведения, с которыми знакомились на музыкальном занятии, а наличие мультимедийной установки дает возможность показать и портрет композитора, и иллюстрации, которые были использованы в музыкальном зале.

Пьесе А. Лядова удивительно созвучна сказка В. Одоевского «Городок в табакерке», с которой дети знакомились с воспитателями в группе и смотрели одноименный мультфильм. Свои впечатления от музыкальной пьесы и прочитанной сказки детям было предложено передать в рисунке, что они и сделали с огромным удовольствием. А вместе с родителями ребята собрали коллекцию шкатулок.

Сегодня жители сказочного городка Динь-динь прислали детям подарок, музыкальную шкатулку. Но шкатулка закрыта, а ключ от нее отправители просят детей найти самим. Чтобы добраться до него, ребята должны собрать семь нот. И сейчас я приглашу их сюда, чтобы помочь им выполнить задание.

Просмотр открытого занятия для детей подготовительной группы

«На поиски ключа от музыкальной шкатулки»

(Продолжение). Подойдя серьезно к проблеме слушания музыки, нельзя не обратиться к работам крупных ученых, которые уделяли вопросу восприятия музыки особое внимание. Чтобы изучить своеобразие этого процесса, можно обратиться к трудам исследователей, чьи имена представлены на экране (Асафьев Б.В., Ветлугина Н.А., Назайкинский Е.В., Радынова О.П., Костина Э.П., Шацкая В.Н., Яворский Б.Л.)

Этими авторитетными личностями доказано, что развитое восприятие обогащает все виды музыкальной исполнительской деятельности детей. Именно со слушания должно начинаться освоение любой другой детской музыкальной деятельности: будь то пение, музыкально-ритмические движения или игра на детских музыкальных инструментах. Мы, музыкальные руководители, порой так увлечены подготовкой к праздникам, что этап восприятия бывает пропущен или сокращен до минимума. И наоборот, полноценно пройдя этап слушания (и произведений для слушания, и музыки для исполнительской деятельности), мы повысим качество освоения этих видов детской музыкальной деятельности.

Слушание - это универсальный вид деятельности, в котором, как вы, уважаемые коллеги, надеюсь, смогли сегодня убедиться, реализуются все образовательные области, представленные в ФГОС ДО.

Деятельность слушания проходит поэтапно, каждый из этапов включает в себя набор определенных профессиональных действий. 

1 этап отличается смутностью, нерасчленённостью. Здесь я стараюсь помочь детям найти своё отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать пусть даже несхожие варианты ее «слышания». Из представленных на экране приемов большое значение придаю выразительному исполнению: если пьеса написана для фортепиано, обязательно исполняю произведение сама. Живое исполнение всегда очень впечатляет детей. Давно заметила, что многие из них с интересом наблюдают за движениями моих рук во время игры, как я нажимаю педаль или качаю корпусом в ритме музыки. Они обращают внимание на мои эмоции, которые я стараюсь передать в музыке и которые невольно отражаются в этот момент на лице.  У детей в процессе слушания живой музыки подключаются и слуховые, и визуальные анализаторы, что несомненно усиливает впечатление. И обязательно нужно обращать внимание на качество звучания фортепиано. Как известно, время от времени оно нуждается в настройке.

Если есть возможность пригласить кого-то из профессиональных музыкантов, то непременно нужно воспользоваться этим: как, например, сегодня, дети вживую увидели и услышали домру. Мне помогла в этом мама нашей воспитанницы, преподаватель ДШИ №1 по классу домры. С ней мы выступали в дуэте неоднократно и на других наших мероприятиях. Конечно, если бы дети просто увидели похожий видеофрагмент на экране, им бы тоже было очень интересно. Но уверена, что никакая видеозапись не подарит подобные впечатления. И если у вас, уважаемые коллеги, есть такие родители или налажено контакт с музыкальной школой, обязательно поддерживайте такое плодотворное творческое взаимодействие. И, хоть это всегда очень волнительно, доставляет удовольствие всем участникам творческого процесса. А также является стимулом для роста нашего профессионального мастерства.

Прослушать и описать музыкальное произведение

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю провести небольшое исследование. Проверим, зависит ли наше восприятие музыки от того, как мы ее слушаем. Не все дети могут одинаково внимательно и сосредоточенно слушать музыку: кто-то может отвлекаться и с увлечением разглядывать посторонние предметы, кому-то обязательно хочется пошушукаться и т. д. Я часто использую такой прием: предлагаю детям во время слушания закрыть глаза: это, как мне кажется, позволяет детям не отвлекаться и слушать внимательно. Предлагаю вам почувствовать себя в роли своих воспитанников, от которых мы всегда ждем умных, развернутых ответов.

Сейчас на экране вы увидите фрагмент концерта, где будет исполняться Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова: вашу половину я попрошу слушать музыку и смотреть, а вашу - слушать с закрытыми глазами. Затем обе половины опишут свои впечатления от музыки.  

Просмотр видео фрагмента («Песня Леля» Н.А. Римский -Корсаков)

А теперь побеседуем. Скажите те, кто слушал музыку и видел изображение, как бы вы определили характер музыки?

Ответы.

А теперь поделитесь впечатлениями те, кто слушал с закрытыми глазами.

Ответы.

Скажите, ничего не мешало вам слушать музыку сосредоточенно? Ничего не отвлекало вас? (детский плач во время звучания музыки).

Спасибо, что сделали вид, что ничего не заметили. На самом деле труднее слушать было именно тем, кто был с закрытыми глазами, ведь в этот момент восприятие обостряется.

Так часто бывает и на музыкальном занятии, когда мы изо всех сил стараемся вызвать интерес к музыке у детей. Думаю, многим такое знакомо: только сосредоточишься на исполнении, только настроишь детей, как кто-нибудь бесцеремонно идет через зал. Ощущение малоприятное! Просмотренное нами видео я специально показываю детям, особенно в начале года, когда они еще недостаточно внимательны.  Мы беседуем о том, что им мешало слушать музыку. Объясняю, что посторонние звуки мешают и слушателям, и особенно исполнителям. Таким образом, воспитываю культуру слушания и, соответственно, культуру поведения. И если так случается, что во время слушания происходит что-то непредвиденное, мы учимся не обращать на это внимание, не отвлекаться.

Потом мы обязательно слушаем это произведение в, так сказать, чистом звучании и с закрытыми и открытыми глазами, сравниваем оба варианта. Часто оказывается, что восприятие с открытыми глазами оказывается намного глубже. Поэтому думаю, что можно предлагать детям оба варианта.

На 2 этапе слушания предлагаю детям вести поиск ответа на вопрос «как рассказывает музыка?», с помощью каких средств выразительности композитор передаёт содержание произведения.

Использую прием «цвет – настроение». Для определения характера музыки нам помогает пособие «Цветик – разноцветик». Определенный лепесток дети условно связывают с соответствующим настроением: желтый лепесток мы выбираем для светлой, радостной музыки, коричневый, темно-синий – для   мрачной, тревожной, красный для торжественной, приподнятой. Этот прием помогает детям сформировать представление о выразительности цветовой гаммы и потом осознанно выбирать цвета в своем рисунке.

Широко применяю ИКТ. Создание презентаций позволяет более наглядно продемонстрировать портреты композиторов, познакомить с музыкальными инструментами, жанрами. Часто применяю показ репродукций картин известных художников. Это могут быть как созвучные, так и контрастные по настроению музыке. Детям предлагается выбрать соответствующие характеру музыки и объяснить свой выбор. Углубить понимание музыкального образа помогает и художественное слово. Предложенные мной стихи прочитываются воспитателями в группе, обращают внимание на опорные слова, подчеркивающие музыкальный образ. А потом дети уже сами пользуются этими словами-образами для характеристики музыкального произведения. Например, во время слушания «Феи Зимы» С. Прокофьева, я прочитала детям такое стихотворение:

Зима

Одуванчик из снежинок
Поднесёт к губам зима,
Только дунет — и пушинок
Разлетятся семена.

Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звёздочкам ладонь.

Т. Шорыгина

Этот образ очень понравился детям. И сегодня вы услышали такое сравнение.

Задание «Подбери стихотворение к музыке»

А вас впечатлила Фея Зимы? … Тогда сейчас мы вместе выберем стихотворения, которые могут быть использованы при слушании этого произведения: пока будет звучать музыка, вам нужно определить, соответствует ли ваше стихотворение интонационному и смысловому строю произведения, позволяет ли конкретизировать, дополнить, глубже прочувствовать музыкальный образ. (несколько человек зачитывают выбранные ими стихи, остальные потом выражают свое согласие или несогласие, объясняют.)

Когда дети уже несколько раз слушали произведения и узнают их, можно провести с ними мультимедийные игры.

Мультимедийная игра «Определи автора музыкального произведения»

На экране появляются портреты А. Даргомыжского, А. Лядова и                 Г. Свиридова.

Задание: Бывает, что мы слушаем произведения с похожими названиями, которые можно сравнивать, находить общее и различное. Знакомясь с «Музыкальной табакеркой» А. Лядова, мы сравнивали как, подобную тему раскрывали другие композиторы. Сейчас прозвучит фрагмент одного из произведений, которые вы видите на экране («Музыкальный ящик», «Табакерочный вальс», «Музыкальная табакерка») - вам нужно назвать это произведение и автора.

Ответ: «Музыкальный ящик» Г. Свиридова.

Очень нравятся детям музыкальные викторины из прослушанных произведений, особенно если произведения связаны каким-то циклом, с большим удовольствием, как вы заметили, угадывают они героев «Карнавала животных». Тут возможны варианты: послушали произведение, дали правильный ответ – на экране появился персонаж. Или другой вариант викторины, поучаствовать в которой приглашаю 3 желающих.

Игра «Музыкальная викторина»

Всем известна опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Там есть «Три чуда». Сейчас они прозвучат в определенной последовательности

3 участника получают комплект карточек, соответствующих произведениям «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»: «Белка», «33 богатыря», «Царевна-лебедь».

Задание: прослушать музыкальные фрагменты и встать с карточками в нужном порядке.

Возможен и такой вариант игры. Дети познакомились с произведениями из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Мультимедийная игра «Найди лишнее произведение»

На экране появляются картинки, соответствующие произведениям из «Детского альбома» П. И. Чайковского: «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Шарманщик поет», «Игра в лошадки», «Шествие гномов».

Задание: найти лишнее произведение.

Ответ: «Шествие гномов» - не произведение из «Детского альбома», это произведение Э. Грига.

Переходим к 3 этапу, где вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и осмысленное её восприятие, связанное с проведённым анализом средств музыкальной выразительности. Именно на этой стадии восприятие музыки, окрашивается индивидуальным отношением слушателя к произведению, его личностной оценкой.

Один   из самых любимых детьми методов – передачу характера музыки в движении (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо - пластика, образные и танцевальные движения). Этот прием побуждает детей к экспериментированию и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.

Сегодня вы наблюдали игру «Музыкальный зоопарк», когда дети, не слыша музыки, по движениям угадывали знакомые произведения. Предлагаю подобную игру и вам, уважаемые коллеги! Для следующего задания приглашаю двух дам, которые не чужды экспериментов и не боятся показаться смешным.

Узнай музыкальное произведение по движениям

Двум участникам (по очереди) предлагают надеть наушники и прослушать фрагмент произведения. («Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и «Смелый наездник» Р. Шумана). Затем они должны движениями передать характер музыкального персонажа, а остальные участники угадывают, какое произведение звучало в наушниках. При правильном ответе звучит фрагмент произведения.

Сегодня вы видели еще один прием, который может использоваться на 3 этапе слушания - оркестровка. Так, оркеструя пьесу П. Чайковского «Ноябрь. На тройке», дети, опираясь на звучание музыки, самостоятельно подбирали музыкальные инструменты, имитирующие звон бубенцов, цоканье копыт лошадей. Думали, как можно изобразить раздолье снежных просторов, переданное в музыке с помощью арпеджио. Сначала все было намного проще. Но этот процесс так понравился детям, что в результате получился такой, на мой взгляд, интересный музыкальный номер, который они исполняли на новогоднем празднике, когда нужно было отправиться в лес на тройке.

Была представлена схема, в которой отражена форма произведения, в каждой части инструменты, которые мы использовали для оркестровки.

Используем мы и другие схемы, в которых заложена информация, дающая характеристику музыкального произведения. Предлагаю их детям, чтобы они узнали произведение, которое здесь «зашифровано».

Узнай музыкальное произведение по схеме

Участникам предлагается несколько схем произведений, в которой отражено количество частей, инструменты, которые там звучат, характер движения мелодии (плавный или скачкообразный), тематика (сказка, люди, животные, игрушки и т.п.), динамика, жанровая принадлежность.

Задание: Участникам нужно понять, какое произведение здесь зашифровано.

Ответ: «Дождь и радуга» С. Прокофьев, «Камаринская» П. Чайковский, «Вальс-шутка» Д. Шостакович, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Такие схемы у нас есть в распечатанном виде и предусмотрены варианты для разных уровней детей: кто-то может узнать произведение и без подсказки, а кому-то и двух бывает мало.

4 этап работы деятельности «Слушание музыки» переносится в группу. Детям предлагается выразить свои фантазии в сочинении сказок, в изобразительной деятельности. Детские рисунки мы тоже используем на занятиях. Полюбившиеся детям, но может быть подзабытые ими произведения полезно прослушивать вновь. Тут и могут пригодиться эти работы. Детям очень нравится работать с результатами своего творчества: мы рассматриваем эти рисунки, вспоминаем с каким произведением они связаны, вспоминаем его автора, слушаем и наслаждаемся. На мольберте мы собрали несколько детских работ и предлагаем вам угадать, какие произведения мы слушали.

Узнай музыкальные произведения по рисункам

Также я применяю технологию проектной деятельности.  Она позволяет обогатить деятельность всех вышеперечисленных этапов «Слушания музыки». После слушания пьесы С. Прокофьева «Сказочка» реализовали творческий проект «Сказки, рассказанные музыкой».  Дети совместно с родителями сочиняли свою сказку, навеянную музыкой. Была собрана книга сказок с иллюстрациями.

Не всегда проектная деятельность бывает запланирована. Идея о реализации проекта «Волшебница – Зима» возникла в прошлом году у детей в процессе слушания использованного сегодня фрагмента балета «Золушка» «Фея Зимы». Сказочная музыка С.С. Прокофьева пробудила воображение детей, и они задумались, как эта фея может выглядеть, какое волшебство совершает. И сами захотели воплотить свои фантазии в рисунке, аппликации, привлекли к этому своих родителей. Одновременно с этим проходил совместный поиск стихотворений, художественных иллюстраций на заданную тематику. Все это углубляло восприятие музыкального образа.  Совместно с воспитателем в группе был организован и просмотр фрагментов балета. Итогом проекта стала выставка рисунков детей и родителей.

И, конечно, вы поняли, что также был реализован проект «Музыкальная шкатулка», о котором я рассказала в начале. Сегодня дети получили еще одну шкатулку в свою коллекцию. Я хотела представить ее как предмет, в котором можно хранить что-то дорогое, ценное, в нашем случае – любимые музыкальные произведения.

Поэтому в заключение я хочу применить эффективный прием – использование художественного слова, чтобы еще раз отметить роль хорошей музыки в нашей жизни.

Летела птица над лугами –

И расцветали там цветы,

Повсюду разносились звуки

Необычайной красоты.

И песне той внимали люди –

И старики, и малыши,

Дарила птица людям счастье

И пробуждала в них мечты!

О, Музыка! Ты – драгоценность,

Ты дар божественный небес,

Ты нашим душам даришь крылья,

Преображаешь мир ты весь!

 

(Ю. Шмелева)

Спасибо вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ»

При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ

При создании развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития дошкольника учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитани...

Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ

При создании развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...

Инновационные методы в работе музыкального руководителя

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных прог...

Инновационные методы в работе музыкального руководителя .

При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...

«Использование проектного метода в работе музыкального руководителя, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников»

В ФГОС ДО особое место отводится созданию условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на ...