Предметная деятельность детей раннего возраста с ЗПМР
учебно-методический материал (младшая группа)

Специфика предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития (ЗПМР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Специфика предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР»

Содержание

Предметная деятельность как ведущая деятельность в раннем возрасте        3

Особенности предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития        3

Коррекционная работа по развитию предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития        9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        11

Предметная деятельность как ведущая деятельность в раннем возрасте

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, а основной формой общения со взрослым — ситуативно-деловая. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. Постепенно предметная деятельность дифференцируется на две самостоятельные линии — собственно предметно-практическая деятельность и процессуальная игра. Овладение предметно-практической деятельностью происходит как усвоение определенных культурно-нормированных действий с предметами (понимание их смысла и точности выполнения). К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной.

В раннем возрасте предметная деятельность ребёнка может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве с взрослым, который является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности.
 Предметная деятельность играет огромную роль в развитии ребенка, способствует совершенствованию его чувственного опыта, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно – исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитию его интеллектуального потенциала.

Особенности предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Дети раннего возраста с задержкой психомоторного развития (ЗПМР), как правило, это соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собственного тела в пространстве), на момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.

Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослыми и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.

Дети практически не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено.

Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия — они адекватно используют дидактические игрушки, а вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от детей с интеллектуальной недостаточностью, дети принимают и используют помощь взрослого.

Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.

Предметная деятельность детей раннего возраста с ЗПМР имеет ряд особенностей:

  • ребёнок не проявляет интереса к предметам;
  • отсутствие целенаправленной деятельности и неудержимого стремления познать окружающий мир;
  • вербальное обозначение цели при отсутствии её достижения;
  •  равнодушие к результату своего труда;
  • неадекватные действия;
  • общая патологическая инертность;
  • нарушение эмоционального контакта со взрослым.

Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии является овладение ходьбой (прямохождением), развитие предметной деятельности и развитие речи.

В начале второго года жизни нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить. У многих детей с ЗПМР овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. Кроме этого, их движения, как правило, качественно отличаются от движений детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений. Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — этап ознакомления с окружающим предметным миром. Получив относительную независимость от взрослого, ребенок осваивает «дальнее» пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, которые раньше оставались для него недоступными. Он познает на практике направление и отдаленность в пространстве, свойства многих предметов. В результате начинается бурное развитие предметных действий. Не всякое действие ребенка с предметом — предметное действие. Предметным действием называется только такое действие, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Например, если ребенок берет в руки ложку и стучит ей по столу, это не предметное действие, а манипуляция с предметом, так как функция ложки — другая; предметным, действие будет тогда, когда ребенок использует ложку для еды.

В этот период у детей с ЗПМР подлинного ознакомления с предметным миром не происходит. У многих из них с овладением ходьбой появляется «полевое поведение», которое можно принять за интерес к окружающему предметному миру: дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же оставляют эти предметы, не проявляя интереса ни к их свойствам, ни к назначению. Многие из них бросают и те предметы, которые взрослый вкладывает им в руки.

На основе овладения предметными действиями у детей в норме на втором году жизни возникает, а на третьем становится ведущей предметная деятельность. Как и всякая ведущая деятельность, она способствует психическому развитию ребенка в целом — развитию моторики, восприятия, мышления, речи. Не все предметные действия одинаково влияют на развитие ребенка. Наибольшее влияние на развитие восприятия и мышления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия — такие действия с предметами, в которых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опираясь на какие-либо признаки, свойства предметов. Например, чтобы закрыть коробочку, нужно подобрать к ней крышку по величине и по форме. При этом развиваются восприятие и мышление.

Орудийные действия — это действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия позволяют выполнять такие действия, преобразования, которые без них были бы невозможны (ложка, вилка, карандаш, сачок, молоток, топор, нож, ножницы, иголка и т.п.). При использовании орудия действия руки ребенка подчиняются логике его применения, в самом устройстве которого зафиксирован общественно выработанный способ его употребления. Если свойства предметов, с которыми ребенок манипулирует или совершает соотносящие действия, он познает на личном опыте, то способ употребления орудий должен быть усвоен от взрослого. Овладение орудийными действиями связано с учетом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребенка, приобщения его к жизни в социальной среде. В период становления предметной деятельности у нормально развивающихся детей наблюдается не только интерес к внешнему виду каждого предмета, но и желание выяснить его назначение и способ употребления (ориентировка типа «Что этим можно делать?»). Поэтому дети этого возраста начинают длительно манипулировать с каждым предметом, который попадает им в руки. У них возникает на этой почве интерес к названиям самих предметов и действий, которые можно с ними производить. У детей раннего возраста с ЗПМР  предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет не только ориентировки типа «Что с этим можно делать?», но и более простой ориентировки типа «Что это?».

В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое его использование, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначения предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями. Неадекватными действиями называются такие действия, которые противоречат логике употребления предмета, вступают в конфликт с ролью предмета в предметном мире. Например, когда ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; стучит куклой по столу; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т.п. — значит, он совершает неадекватные действия. В данном случае отсутствует познавательно-ориентировочная деятельность и эти действия не способствуют развитию ребенка. Наличие неадекватных действий — характерная черта ребенка с ЗПМР. Его действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких детей в норме, но перемежаются неадекватными действиями, которые не характерны при нормальном развитии. Например, Витя Е., 2 года 10 мес., нагромождает кубики друг на друга, говоря при этом, что «строит гараж». Громоздит до тех пор пока кубики не падают. Равнодушно глядя на упавшие кубики, Витя берет один из них и начинает заталкивать себе в рот. Рассмотрим этот пример. Здесь создается впечатление целенаправленной деятельности: ребенок при виде кубиков — специфически строительного материала — говорит, что «строит гараж». Следовательно, кубики были в его опыте — родители строили с ним гараж. Мальчик запомнил фразу, но за ней нет никакого подлинного содержания, гараж ему на самом деле не нужен, и он не представляет себе, что такое гараж. Он громоздит кубики друг на друга без смысла. Более того, у ребенка нет никакой направленной деятельности, он не стремится получить результат, поэтому совершенно равнодушен к тому, что кубики падают. Наконец, вслед за этими вроде бы осознанными действиями следует попытка засунуть кубик в рот.

Таким образом, отсутствие целенаправленной деятельности, вербальное (словесное) обозначение цели при отсутствии ее достижения, равнодушие к результату своего труда, неадекватные действия все это черты, характерные для предметной деятельности ребенка раннего возраста с ЗПМР. Есть среди них дети, у которых нет даже видимости целенаправленной деятельности — они сбрасывают игрушки на пол по одной или все сразу, не понимая цели задания. Это, в основном, дети, с которыми не проводилось коррекционное обучение. Такое состояние действий с предметами не позволяет говорить даже о тенденции к развитию подлинной предметной деятельности, тем более о том, что она (деятельность) может в ближайшем будущем стать ведущей. Не формируются самостоятельно и другие виды детской деятельности — игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном интеллекте развиваются к концу третьего года жизни.

При правильной организации жизни, возможно более раннем начале специального обучения, многие дефекты развития могут быть скорригированы и даже предупреждены.

Коррекционная работа по развитию предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Раннее начало коррекционной работы, является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции нарушенных психических функций, профилактики вторичных отклонений в развитии.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем возрасте должна производиться очень осторожно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, речи, эмоционального развития.

С учетом перечисленных выше особенностей предметной деятельности детей с ЗПМР определяются следующие программные задачи:

  1. совершенствование двигательных функций, что предполагает необходимость развития общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;
  2. в тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления.

Развитие ребенка раннего возраста происходит в активном взаимодействии со взрослым, поэтому очень важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками.

Основными средствами коммуникации являются речевые средства, важнейшим аспектом работы с маленькими детьми является целенаправленное развитие речи, ее функций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М., 2002.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

3. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб: КАРО, 2005. – 112 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. – 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.

5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 417 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Перспективный план по формированию предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

Выписка из перспективного плана по формированию предметной деятельности детей первой младшей группы...

Перспективный план по формированию предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

Выписка из перспективного плана по формированию предметной деятельности детей первой младшей группы...

Предметная деятельность детей раннего возраста

В период раннего детства  малыш наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы, соотношения величин и т.п., что так необходимо в различных вид...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...