статья "Значение патриотического воспитания дошкольников в детском саду"
статья (старшая группа)

Братчикова Ольга Валерьевна

В данной статье описано значение  патриотического воспитания в условиях ДОУ, обозначены цели и задачи патриотического воспитания,присутствует описание  опыта работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Значение патриотического воспитания дошкольников в детском саду.

 «Никто не учит маленького человека:

Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего

поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Патриотическое воспитание современных дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, что связано с произошедшими изменениями в нашей стране за последние годы. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания в современном детском саду.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствуют росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.

В своей работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников я, как и другие педагоги, использую разнообразные методы, средства, формы работы с детьми. В результате их деятельности решаются задачи по воспитанию патриотов, защитников нашей Родины.

Основными формами патриотического воспитания детей в моей работе являются тематические занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, проведение совместных праздников, вечеров досуга, изготовление поделок, подарков, сотрудничество с библиотекой , игры, презентации, тесно сотрудничаю с родителями воспитанников. Например, ко Дню защитника Отечества был проведен вечер досуга совместно с папами воспитанников, ко Дню Победы мы совершили целевую прогулку к памятнику, возложили цветы, просмотрели презентацию о земляке , который является участником и ветераном Великой Отечественной войны. Также мы посетили краеведческий исторический музей, где дети узнали , как жили наши предки, увидели предметы русской старины и сами попробовали пользоваться ими. В результате работы над темой « История родного поселка» был создан макет русской избы после посещения музея. При работе над темой « Родная природа» с помощью родителей были созданы тематические альбомы « Животные нашего края», « Деревья нашего края» и др .Каждая тема сопровождалась выставками детских работ по конкретной тематике. Также были проведены традиционные для нашего края праздники и развлечения. Очень понравилась ребятам экскурсия в библиотеку, где мы еще посетили Музей Воинской Славы, который находится в этом же здании.

Считаю, что планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

Список использованной литературы:

1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва, 2003 г.

2. Под ред. Т.С.Комаровой Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Москва, 1983 г.

3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008 г.

4.Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателя ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Издательство Скрипторий, 2012. - 104 с.

5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ, 2011, № 1.

6.Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. М.: Издательство Скрипторий, 2011.-112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о патриотическом воспитании детей в детском саду

Патриотическое воспитание детей актуальная тема в наше время....

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине...

Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через музыкальную деятельность».

Всем известно, что дошкольный период детства является базисным для формирования личности ребёнка. Необходимость возрождения патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях, происходящих ...

Значение патриотического воспитания дошкольников в Детском саду

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных,ведь детсво и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду."

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду." + памятка для родителей (по нравственно-патриотическому воспитанию)....