Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников.
консультация

Бурлакова Елена Валерьевна

Реализация программы по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников.

В образовательном процессе одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является, использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, которые полностью соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям. И в своей работе для повышения интеллектуально-познавательных способностей детей активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:

- здоровьесберагающие технологии;

- технология деятельностного подхода

- игровые технологии;

- технология исследовательской деятельности;

- ИКТ.

В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников.

- проблемно-поисковый метод, на занятиях создаю проблемную ситуацию для ребенка.

- исследовательский метод, он способствует высокому качеству усвоения нового материала, они любят наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы,

- метод экспериментирования; они очень любознательны, постоянно стремятся к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

- обучения организую в форме игры, так как  она является ведущим видом деятельности. Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игры занимают одно из ведущих мест. Игра имеет огромное значение для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка дошкольного возраста. Она позволяет наиболее полно развить его коммуникативные качества, координацию движений, способность к нестандартному мышлению, творчеству. В отдельных случаях с помощью игры можно привить интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Для детей старшего возраста, можно использовать для обучения спортивные, сюжетно – ролевые, развивающие игры. Игра влияет на общее и интеллектуальное развитие ребенка, позволяет разнообразить его навыки и умения. Так, развивающие игры повышают внимательность, способность ребенка к самоконтролю, развивают память, мышление. Ролевые, дают общее представление о социальных ролях, профессиях, различных событиях. Подвижные и спортивные развивают реакцию, дают общую физическую подготовку, выносливость.

Так же я в своей работе использую методы:

а)     наглядные;

б)     практические;

с)      словесные.

Все три группы  используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста. Каждая из  групп,   включает  (наглядный показ образца,  объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.)

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на существенные признаки и устанавливает причинно-следственные связи и зависимостей между предметами и явлениями.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

- упражнения;

- игровой метод;

- элементарные опыты;

- моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

  • Моделирование - процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей,  оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем,   формировать   способности   детей   к   восприятию   и   пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
  • Сравнение
  • Метод моделирования и конструирования
  • Метод вопросов
  • Метод повторения
  • Решение логических задач
  • Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

  • Игровые и воображаемые ситуации
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
  • Игры-драматизации
  • Сюрпризные моменты
  • Элементы творчества и новизны

Методы обучения и развития творчества

  • Эмоциональная насыщенность окружения
  • Мотивирование детской деятельности
  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы
  • Игровые приемы
  • Экспериментирование
  • Проблемные ситуации и задачи
  • Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

- на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений

- они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

- они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения.

Занятиям отводится строго определенное время . Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки,  ИКт

2. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

4. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

5. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

6.Логика построения занятия, единая линия содержания.

7. Эмоциональный компонент занятия ( начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

8. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Также в  своей работе  использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная        форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

   На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации:

прогулка, которая состоит из: наблюдений за природой, окружающей жизнью, труд в природе и на участке; самостоятельная игровая деятельность; экскурсии;  сюжетно-ролевые, дидактические игры; игры-драматизации; спортивные игры;  дежурство детей по столовой, на занятиях: труд:  коллективный; хозяйственно-бытовой; труд в уголке природы;  художественный труд; развлечения, праздники, экспериментирование, проектная деятельность, чтение художественной литературы,  беседы,  показ,  вечера-досуги.

В группе  выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения    являются следующие виды деятельности: предметно-игровая,  трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

Консультация "Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников"

С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Одним из психолого-пед...