Статья "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"
статья

Калиничева Альбина Алексеевна

Материал предназначен для воспитателей ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Калиничева Альбина Алексеевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад №20 г. Павлово

Нижегородская область

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Это обусловлено кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Формировать у детей знания и представления об окружающем мире, развивать умение понимать взаимосвязи между составляющими мира;  выработать правильные формы взаимодействия с окружающей средой  начинать необходимо в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.  Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия детей с растениями и животными. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого.  Это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. Экологическая культура детей дошкольного возраста характеризуется «определенным уровнем восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценка своего положения по отношению к природе и окружающему миру».

Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».

При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними. Все это, безусловно, играет большую роль в формировании экологически грамотных представлений детей об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Таким образом, в современной педагогической теории проблема экологического воспитания дошкольников рассмотрена достаточно подробно.

Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлением. Одной из таких форм стало использование технологии «лэпбук». Это не только интересное методическое пособие и интерактивная книга, но и средство обучения! Лэпбук  помогает лучше понять и запомнить материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного материала, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, развивает мышление, внимательность, речь, мелкую моторику. Таким образом, дети в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют информацию. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

В лэпбуке  собраны загадки, стихи, экологические сказки, пословицы о природе. Здесь же могут находиться разрезные  картинки соответствующей тематики, дидактические настольно-печатные игры, пазлы, раскраски, кроссворды и ребусы. Все это помогает детям раскрыть суть изучаемой темы. Игра «Сортировка мусора» поможет детям сформировать понятие о том, что мусор можно не только выбрасывать, но и перерабатывать. Игра поможет сформировать умения распределять предметы, сделанные из разных материалов, на группы. Экологическая игра «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?», включенная в лэпбук - поможет детям осознать информацию о факторах, которые вредят нашей планете и помогают ей сохранить её красоту. Разворот «Экосистема» знакомит детей с понятием экосистема и учит устанавливать связи в природе.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять творческую инициативу.

Литература.

1. Бондаренко Т.М. экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.-184с.

2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие.- М.: ЦГЛ, 2003.-128 С.

3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.

4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. ТОО фирма Линка-Пресс, 1998.

5. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2003.-72 с.

6. Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Интерактивная игра, как современное средство обучения дошкольников"

Выступление "Интерактивная игра, как современное средство обучения дошкольников"...

Доклад на тему:«Лэпбук как современное средство обучения дошкольников»

Лэпбук как современное средство обучения дошкольников...

Интерактивный лэпбук как современное средство развития дошкольников. Детско - родительский клуб "Творческая академия".

    На детско – родительском клубе  «Творческая  академия» родители ознакомились с интерактивной формой познавательной деятельности дошкольников. Был предс...

Методическая разработка по теме: «Лэпбук – современное средство развития дошкольников»

ldquo;Чудо – папку открываю,Много нового узнаю”  Пояснительная запискаВнедрение стандарта  включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требования...

Мастер-класс на тему "Лэпбук - как современное средство обучения дошкольников"

Мастер-класс раскрывает понятие "Лэпбук", виды лэпбука, алгоритм его изготовления и т.д....

Работа по проекту "Лэпбук как современное средство развития дошкольников"

В детском саду №9 города Светлого реализуется проект "Лэпбук как современное средство развтития дошкольников". Содержание работы:Создание лэпбука "У природы нет плохой погоды"...

“ЛЭПБУК” как современное средство обучения дошкольников

Изучение возможностей использования ЛЭПБУКА как средства обучения детей дошкольного возраста....