Эссе "Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта дошкольников"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Александровна

1. Проектная деятельность и ее особенности.

2. Виды проектов

3. Организация проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему технология социального проектирования способствует

формированию социального опыта дошкольников

Содержание

Введение

  1. Проектная деятельность и её особенности
  2. Виды проектов
  3. Организация проектной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Российское дошкольное образование вступило в новый этап развития, качественно более высокий. Характеризуется этот этап созданием механизмов устойчивого развития системы образования, обеспеченного требованиями социальных, экономических и гуманитарных потребностей ХХІ века, отвечающего потребностям общества и государства.

В новом Законе «Об образовании», в утверждённом ФГОС ДОУ отражено обновление дошкольного образования, в результате которого для современных дошкольных учреждений характерным «является многофункциональность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, педагогических программ»[1].

Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении является одним из элементов современной системы образования. И следует отметить, что именно это направление можно считать самым главным, самым важным для дальнейшей жизни детей, для дальнейшего их развития и включения в активную жизнь. Актуальность развития и внедрения именно этого направления в системе дошкольного образования очевидна: «Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать»[2].

Социальная компетентность дошкольника – это качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, которые совершенно естественно возникают на разных как возрастных, так и видов социальных отношений дошкольника: ребёнок растёт, меняется не только его рост и возраст, но происходит и расширение его социальных контактов, социальных отношений, социальных знаний и умений. Поэтому очень важно, как мы сумеем научить ребёнка взаимодействию с миром, людьми, событиями, явлениями.

  1. Проектная деятельность и её особенности

В отечественной педагогике мы без труда найдём множество работ, авторы которых исследуют влияние педагогических процессов на социальное взаимодействие человека в разные годы его жизни, в разных сферах его деятельности и в разных микросредах. Но приоритетным направлением в исследованиях остаются вопросы в области социального развития, социальной адаптации детей, социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Можно утверждать, что социально-педагогическое проектирование – это уникальное средство сотрудничества, сотворчества детей, педагогов, родителей, представителей той социальной среды, о деятельности которых задумывается и осуществляется проект. Кроме того, это способ реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. Из сказанного можно сделать вывод, что метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребёнка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта»[3].

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально — творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенность и ценность проектной деятельности в дошкольной системе образования заключается в том, что ребёнок, ещё не умеющий самостоятельно найти противоречия, сложности, опасности в окружающей среде, не может сформулировать проблему, определить пути выхода и сложившейся негативной ситуации. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В процессе применения метода проектов происходит интегрирование сведений из разных областей знаний, что позволяет применять их для решения проблемы и применять на практике. Таким образом, процесс обучения в ДОУ становится и более экономным в смысле средств обучения и более интересным, увлекательным, что также мотивирует детей на получение новых знаний и умений.

Исследователи также отмечают, что проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, способствует развитию коммуникативных компетенций, умению взаимодействовать в группе, иметь свою точку зрения, отстаивать её, доказывать свою правоту с помощью аргументов, умения публично выступать.

Что же составляет методологическую основу педагогических проектов в ДОУ? Ответ на этот вопрос найдём в исследованиях Т.А. Куликовой, А.А. Майер, О.И. Давыдовой.

Т. А. Куликова к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени[4].

О. И. Давыдова педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования,

состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта[5].

В современных педагогических исследованиях, например, в работах Е. С. Полат, проектная деятельность трактуется как интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной деятельности: изучаются вопросы формирования инициативы в игре, в общественно полезной деятельности[6].

Обобщая сказанное, сделаем вывод: проектная деятельность в ДОУ – это средство организации образовательной среды, это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Особенность социально-педагогических проектов заключается ещё и в том, что они характеризуются протяжённостью во времени: социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию, например, музея, библиотечки группы, уголка пешехода и т.п.  или в собственное, авторское направление в работе.

Очень важно отметить,  что в процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются умения, свидетельствующие о позитивной роли проектирования в развитии личности:  исследовательские (умение осмыслить задачу, умение генерировать идеи, выдвигать гипотезы, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение искать информацию и добывать знания; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение проектировать процесс); коммуникативные (умение вступать в диалог; умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; владение монологической речью; умение презентовать идею и варианты решения поставленных проблем)[7].

  1. Виды проектов

Проекты могут быть разных видов, они классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности.

По предметно-содержательной области различаются монопроекты. Их содержание ограничивается рамками одной образовательной области. Другой вид проектов – интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Авторы учебника «Дошкольная педагогика» приводят такие примеры проектов: «В образовательной области «Коммуникация»: «Как рождается книга» (развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении); «Лучше сам или все вместе?» (развитие регуляционно-коммуникативных умений; умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнёра по деятельности)[8]. Опыт работы в ДОУ показал, что детям интересны такие проекты: «Я пешеход», «Я художник», «Я помощник мамы (папы)», «Пойдём в кино», «Мы идём в зоопарк» и др.

Е.С. Полат выделяет проекты по характеру доминирующей в проекте детской деятельности:

- творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

- информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют её в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни, например, выращенный на подоконнике лук; в оформлении группы – поделки к Новому году; в подготовке сюжетно-ролевой игры (атрибуты, сделанные руками детей); во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т.д.);

- творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры)[9].

Отметим также, что по количеству участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными, массовыми. По длительности реализации могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочными.

  1. Организация проектной деятельности

Существуют определённые этапы реализации проектной деятельности в ДОУ:

1 погружение в проект;

2 организация деятельности;

3 осуществление деятельности;

4 презентация результатов [10].

Педагог и дети выполняют определённые действия в процессе выбора темы проекта, его подготовки и проведения. Этот процесс можно изобразить в таблице:

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи

Организация деятельности

Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает):

- группы детей;

- распределяет роли, ответственность;

- планирование детской деятельности по решению задач проекта;

- предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы.

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

- при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

- деликатно контролирует;

- обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

- репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

- выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей;

- консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения;

- ищут необходимые и недостающие знания;

- фантазируют;

- готовят презентацию.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

Демонстрируют:

- понимание проблемы, цели и задачи;

- умение планировать и осуществлять работу;

- найденные способы решения проблемы;

- самоанализ деятельности и её результата;

- взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.

Заключение

Итак, социальное проектирование как вид сознательной деятельности способствует решению той или иной социальной проблемы или группы таких проблем. Проектные технологии выполняют так же важнейшую инновационную функцию в социальной области, подходя к проблеме по-новому и нестандартно. Сущность проектного способа организации деятельности – это конструирование желаемых состояний будущего некоторого социального объекта. То есть социальный проект выступает здесь неким идеальным типом.

В разных общественных сферах, исходя из разных концепций и принципов проектирования, существуют различные основания для классификации социальных проектов.

Но следует отметить, что все они идеализированы и разделены условно. Чаще всего, в «чистом» виде не существует ни одного из отмеченных проектов. На практике, большинство проектов носит смешанный характер, в которых могут совмещаться десятки стандартных видов. Возможно, это обусловлено сложностью объектов социального проектирования, и невозможностью описать с помощью одной стандартной типологии.

Список использованной литературы

  1. Бережнова О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ. – 2014. - № 5. – С. 32-40.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  4. Куликова Т.А. Ребёнок и взрослые в едином образовательном пространстве / Т.А. Куликова. Ребёнок в современной образовательной среде: материалы научно-практической конференции МГПУ. – М., 2011. – С. 148-153.
  5. Мазурик М.И. Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей // Молодой учёный. – 2015. - № 20 (100). – С. 474-476.
  6. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие. – СПб, 2016. – 288с.
  7. Полат Е.С. О методе проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2017. – С. 193-200.
  8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [Электронный ресурс]: http://leqalacts.ru


[1] Мазурик М.И. Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей // Молодой учёный. – 2015. - № 20 (100). – С. 474.

[2] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 197.

[3] Полат Е.С. О методе проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2017. – С. 193.

[4] Куликова Т.А. Ребёнок и взрослые в едином образовательном пространстве / Т.А. Куликова. Ребёнок в современной образовательной среде: материалы научно-практической конференции МГПУ. – М., 2011. – С. 148.

[5] Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие. – СПб., 2016. – С. 72.

[6] Полат Е.С. О методе проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2017. – С. 193-200.

[7] Мазурик М.И. Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей // Молодой учёный. – 2015. – 3 20 9100). – С. 476.

[8] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 198.

[9] Полат Е.С. О методе проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2017. – С. 196.

[10] Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – С. 52.