Доклад "Одарённый ребёнок в детском саду : проблемы в воспитании"
консультация

Цель: расширить представления педагогов о проблеме одаренности и проблемах воспитания одаренного ребенка в детском саду, развивать способность применять теоретические знания в области проблемы воспитания одаренных детей на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»

«Одаренный ребенок в детском саду:

проблемы в воспитании»

(выступление на педагогическом совете)

                                                                 

                                                           

2018 г

«Одаренный ребенок в детском саду: проблемы в воспитании»

Цель: расширить представления педагогов о проблеме одаренности и проблемах воспитания одаренного ребенка в детском саду, развивать способность применять теоретические знания в области проблемы воспитания одаренных детей на практике.

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.                                             Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»

                                                                                   В. А. Сухомлинский

1.1 Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».

  Результаты исследований отечественных психологов свидетельствуют о возрастающем с каждым годом количестве одарённых детей, что говорит о необходимости поиска эффективных подходов в развитии современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Среди самых загадочных и интересных явлений природы – детская одарённость ,определённо, занимает одно из ведущих мест. В настоящее время интерес к данному феномену достаточно высок. Во-первых, это объясняется значимостью способностей для развития личности, а, во-вторых, возрастает потребность общества в людях, которые обладают нестандартным мышлением, умеют творчески подходить к решению задач, способны созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одарённые дети.

 В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает.

Одаренность – наличие задатков развития способностей, которые в исследованиях Б.М. Теплова (1998) определяются так:

  • во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидуума.

Это позволяет охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.

Заметим, в современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термином «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одаренности.

Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.

У одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей.

Одаренность развивается на основе врожденных задатков, её развитие происходит только в условиях деятельности, тесно связано с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особенности строений анализаторов и отдельных областей коры головного мозга. Основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, поэтому практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске путей их изменения, а в поиске наилучших путей и методов обучения детей с определенным типом нервной системы.

В  педагогической энциклопедии говорится, что  одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Известный специалист в области детской одаренности Н. Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме, и выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ;  дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью.

 Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

 Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

 Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Итак, термин “одаренность” в наиболее употребительном его значении, подразумевает высокий уровень развития способностей, любых – общих и специальных. Для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

1.2. Проблема воспитания и обучения одаренных детей

Жизненная практика показывает, что многие из чудо-детей не достигают заметных успехов на избранном ими пути. Чаще всего причиной не успешности изначально одаренных детей является недостаточное воспитание и обучение. Полагаясь на исключительную природную одаренность большим количеством задатков, родители и педагоги упускают из виду главное условие формирования способностей – воспитание трудолюбия. Ведь легкое учение приносит не пользу, а вред, ибо оно не способно развить усидчивость, настойчивость, волю а также не получают возможности развития природные источники способностей – задатки.

Чтобы избежать проблем дальнейшего обучения и социализации в обществе сверстников, следует уделить особое внимание первоначальному воспитанию одаренного ребенка в семье. Ведь родители как никто другой способны разглядеть первые признаки проявления одаренности у ребенка. Именно из правильного отношения родителей к особенностям своего малыша будет исходить и признание его в обществе. На помощь родителям приходит ранняя диагностика и мониторинги в начале и в конце года в ДОУ, получение рекомендаций по воспитанию и обучению.

Несомненно, важным моментом в развитии способностей дошкольника является установление контакта с ним, проявление интереса к его занятиям, поддержка и помощь взрослых людей. Согласно теории амплификации детского развития, необходимо создать условия, обогащающие развитие ребенка, позволяющие максимально проявиться его задаткам, возможностям, что особенно актуально в случае с одаренными детьми.

Еще одним важным вопросом в воспитании одаренного ребенка остается проблема его обучения до школы, интеграции среди сверстников. Многочисленные жизненные факты и свидетельства науки показывают, что многие одаренные дети не достигают желаемых успехов на избранном ими пути. Это связано с тем, что высоко одаренный ребенок, обучаясь с детьми, менее одаренными, часто затрачивает мало усилий из-за отсутствия грамотного руководства со стороны педагога. В результате исходная одаренность не только мешает выработке волевых качеств, но и невольно задерживает развитие самих способностей – блестящие задатки такого ребенка не превращаются в столь же блестящие способности, оказываются не использованными. Критикуя теорию врожденных способностей, справедливо подметил Т.В. Лейбниц: «Голые возможности – ничто».

Часто и при переходе на новую ступень образования усугубляется положение одаренных детей. Они оказываются неспособными к систематической напряженной работе и, как следствие, теряют уверенность в себе, разочаровываются в своих возможностях. Признание их избранности сменяется, по их мнению, несправедливостью требований окружающих – создаются условия конфликта.

Исходя из вышесказанного, важнейшим правилом интеграции одаренных детей является обучение на грани, высокой по преодолению трудностей. «Индивидуальный подход в формировании способностей означает обеспечение дополнительной работой тех учащихся, которые легко и быстро овладевают материалом с тем, чтобы довести до нужного напряжения их силы, развивать их способности и в том числе трудоспособность», - утверждали ученые еще советского времени А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев.

Как показали исследования, для развития творческого потенциала ребенка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появится запас сил и уверенность при встрече с неудачами.

Принято считать, что воспитание и обучение одаренных детей должно быть нетрадиционным. Большинство программ и техник направлено на включение исследований, экспериментов, гипотез, которые должны включаться во все привычные виды деятельности детей. Наилучшим образом проявлению индивидуальности каждого ребенка способствуют занятия игрового типа. При этом не нужно забывать о роли семьи, теплая атмосфера которой так же необходима в развитии одаренности ребенка.

В процессе воспитания и обучения детей в нашем детском саду мы не игнорируем появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развиваем его, применяя к воспитанникам различные методы индивидуального воздействия. Педагогический коллектив нашего ДОУ в течение последних лет ведёт целенаправленную систематическую работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребёнка в разных видах деятельности.

Работа с одаренными детьми в ДОУ строится на принципах:

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения ;
  • принцип дифференциации, индивидуализации и интеграции обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
  •  Принцип учёта возрастных особенностей;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки и секции по интересам;

на стратегиях обучения :

  • Ускорение обучения;
  •  Углубление обучения;
  •  Обогащение обучения (исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения);
  •  Проблематизация обучения ;

Каждый педагог отвечает за определённое направление. Моя цель, как музыкального руководителя,  –  выявить музыкально-одарённых детей, создать оптимальные условия для развития их способностей в музыкальной деятельности не только в НОД и праздниках, но и через участие в ежегодных фестивалях детского творчества и вокальных конкурсах нашего региона, при этом показать перспективу их развития.

Самое первое и главное – любить ребенка и принимать его таким, какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребенком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая все новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты, чуткости, внимательности необходима в развитии одаренного ребенка. В обратном случае, способности ребенка могут затихать, угасать из-за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Проблемы адаптации ребёнка к детскому саду.

Определение адаптации, частые причины дезадаптации ребёнка к детскому саду и рекомендации родителям по оказанию помощи малышу в трудный для него период жизни....

К ВОПРОСУ ОБ УСКОРЕНИИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самост...

Задачи воспитания, адаптации в детском саду. Проблемы адаптационного периода

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...

"Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики"

 А. А. Труфанова          Аннотация: в статье доказана актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на ...