План работы со световым песочным столом
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чурсина Юлия Станиславовна

Комплексно-тематическое планирование по теме "Песочная анимация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34»

Советского района городского округа г. Воронеж

 «Песочная анимация»

                                                                          Разработала: воспитатель в.к.к.  Чурсина Ю.С.

Воронеж

План инновационной деятельности

группы №8 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34»

по разработке модели развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с требованиями ФГОС ДО (стол для песочной анимации)

  1. Актуальность инновационной деятельности по данному направлению.

Принято считать, что образы художественного творчества людей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей. Одним из методов арт – терапевтической работы является песочная анимация.

  1. Цель инновационной деятельности:

Профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком.

  1. Задачи реализации цели:

- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;

- воспитывать навыки сотрудничества.

  1. Ожидаемые результаты инновационной деятельности:

Главным результатом деятельности являются творческие работы детей. Неповторимые, яркие, они выполнены в различных техниках. Подтверждением творческих успехов детей является их участие в конкурсах различного уровня.

  1. Теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов.

Песочная живопись, поможет воспитателям детских садов, педагогам-психологам, учителям-логопедам с целью коррекции социальных, эмоциональных, речевых нарушений, поведенческих проблем.
Используя разнообразные художественные техники, складывая песчинки в песочные картины, ребенок учится видеть мир ярким, красивым, учится смело творить собственный прекрасный мир, не боясь ошибиться.

 

  1. Этапы инновационной деятельности:

Подготовительный этап (воспитатели группы):

-Знакомство с нормативно-правовой базой. ФГОС п.3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде».

-Знакомство с методической литературой по данной теме (песочная анимация)

-Разработка перспективного плана и конспектов ООД.

-Выявление индивидуальных особенностей детей.

-Коррекция пространства групповой комнаты в соответствии с наличием инновационного оборудования (стол для песочной анимации).

Основной этап:
Работу с детьми с использованием песочной живописи можно начинать с четырехлетнего возраста. Занятия проводятся еженедельно во 2 половине дня.

На первом этапе дети знакомятся со свойствами песка, пробуют рисовать пальчиками, учатся простейшим навыкам работы на песке. Каждый этап не всегда соответствует определенному возрасту. Осваивая навыки рисования одного из этапов, мы переходим к следующему.
Второй этап — предметное рисование песком. В зависимости от индивидуальных особенностей детей это может занять месяц, два, полгода. На этом этапе происходит также знакомство детей с цветным песком.
Следующий, третий этап предполагает сюжетное рисование песком и знакомство со световым столом. На этом этапе особенно эффективен прием рисования рядом с детьми, что особенно актуально в современных условиях. Моя задача не только помочь каждому ребенку индивидуально, но и выполнить свою творческую работу рядом с детьми. Важно, чтобы дети почувствовали в педагоге равноправного партнера, увлеченного вместе с ним одним общим, интересным делом. На этом этапе дети учатся воплощать свой замысел, сопровождая его речью, знакомятся с правилами композиции. Работая группами или в паре, учатся договариваться, находить общее решение.
Более сложный этап рисования песком — это динамическое рисование, своего рода песочная анимация. Такая работа ведется в основном индивидуально с одаренными детьми. Самое ценное в песочной живописи, что ребенок в процессе рисования открывает в себе нечто новое, являясь открытием для взрослых.

Заключительный этап:

-Подготовка презентации

-Проведение открытого занятия

-Мониторинг

  1. Перечень материалов, представляемых по окончании инновационной деятельности.

- методические рекомендации по использованию инновационного оборудования (стол для песочной анимации) в воспитательно-образовательном процессе ДОО;

- разработки конспектов ООД и др. мероприятий с использованием инновационного оборудования (стол для песочной анимации).

- система мониторинга эффективности инновационной деятельности (песочная анимация)

     Перспективное планирование на год.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1.Путешествие в песочную страну.

2.Чувствительные ладошки.

3.Узоры на песке.

4.Сказка «Репка»

Познакомить детей с оборудованием. Пробудить интерес к занятию песочной анимацией.

Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Показать возможности песочной анимации.

Учить детей рисованию одним и несколькими пальчиками. Развивать фантазию и воображение детей.

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас. Научить рисовать округлые предметы кулачками. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

Октябрь

1.Осень в песочной стране.

2.Сказка «Колобок»

3.Лесная прогулка

4.Листик, листик, листопад… (рисование под музыку)

Обогатить чувственный опыт детей. Закреплять полученные ранее навыки рисования песком.

Продолжать знакомить детей со свойствами песка. Закреплять навыки рисования пальчиками и кулачками. Учить детей передавать словесно содержание сказки.

Учить детей создавать отпечатки следов зверюшек на песке (мышка - извилистая дорожка с помощью указательного пальца, заяц - отпечатки указательного  и среднего пальчика, еж - попеременные следы указательного и среднего пальцев).

Учить детей рисовать разные листья: кленовый, берёзовый, рябиновый и т.д. Развивать фантазию детей.

Ноябрь

1.Дождик

2.Сказка «Волшебный фонарик»

3.Первые снежинки.

4. «Колыбельная гнома» - рисование под музыку.

Учить детей передавать в рисунке настроение. Формировать навыки биполярного рисования (двумя руками).

Учить детей рисовать ребром большого пальца.

Закрепить умение детей составлять рассказы и передавать их в рисунке. Учить сотрудничеству и взаимопомощи.

Научит детей приёму рисования насыпью. Развивать фантазию и воображение. Закреплять умение работать вместе.

Продолжать развивать мелкую моторику рук. Формировать умение чувствовать характер музыки.

Декабрь

1.Сказка «Теремок»

2.Красавица – Зима.

3.Нарядная ёлочка

4. «Весёлый праздник Новый год» - рисование под музыку.

Показать детям приём рисования ребром ладони. Учить детей передавать в рисунке  геометрические формы. Закрепить умение пересказывать знакомые сказки.

Формировать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Закреплять знакомые приёмы рисования. Развивать фантазию детей.

Учить детей, насыпая песок струйкой из кулачка рисовать ёлочки и «украшать» их.

Показать детям приём «отсечения лишнего». Создать доброжелательную атмосферу, вызвать положительные эмоции у детей.

Январь

1.Рождественская звезда.

2.Зимние забавы.

3.Сказка «Зимовье зверей».

Учить детей рисовать звёзды различными приёмами. Создать атмосферу праздника.

Продолжать развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать фантазию и воображение.

Закрепить умение выразительно пересказывать литературный текст, сопровождая рисунками на песке.

Февраль

1.Зима – спортивная.

2.Сказка «Рукавичка».

3.Морозные узоры (рисование под музыку).

4.Наша Армия – сильна.

Закрепить знакомые приёмы рисования песком. Вспомнить зимние виды спорта.

Учить детей создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов, и добавлять к ним другие.

Формировать умение рисовать несколькими пальчиками обеих рук. Учить различать настроение музыки.

Учить передавать в рисунке движение фигур. Формировать патриотические чувства, закреплять знания о видах и родах войск.

Март

1.Цветы для мамочки (рисование под музыку «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

2.Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

3.Прилетают птицы к нам со всех концов…

4.Весенняя капель.

Формировать умение соотносить художественный образ, музыкальную композицию с возможностями рисования песком. Создать праздничное настроение.

Закрепить умение передавать сказочные образы

знакомыми приёмами рисования песком. Продолжать развивать навыки пересказывания.

Научить детей рисовать крылья птиц ладонями двух рук. Закрепить знания детей о перелётных птицах. Развивать фантазию детей.

Учить передавать в рисунке явления природы (капель, плеск ручейка, блеск солнца). Развивать воображение.

Апрель

1.Пасхальные яички.

2.Первые листочки.

3.Сказка «Курочка Ряба».

4. «Весна» альбом времена года.

(рисование под музыку).

Развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых. Закрепить умения рисования пальчиками, насыпью.

Побуждать детей передавать увиденное в природе, через рисунок.

Закрепить умение передавать сказочные образы

знакомыми приёмами рисования песком. Продолжать развивать навыки пересказывания.

Закрепить изученные ранее приёмы рисования песком. Дать детям возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Май

1.Волшебный май.

(насекомые)

2.Праздничный салют.

3.Путешествие рыбки

(подводный мир).

4.Сказка «Три бабочки».

Научить детей рисовать насекомых (жучки, бабочки, пчёлки и т.д.) передавая их характерные особенности. Закреплять умение работать в коллективе.

Учить детей передавать в рисунке полученные накануне впечатления. Закреплять знакомые приёмы рисования песком.

Закреплять умение составлять рассказы и истории, основываясь на фантазии. Учить рисовать подводный мир.

Дать детям возможность, используя изученные ранее приёмы рисования песком воспроизвести сказку. Сделать видеозапись.

                        Технические элементы рисования:

Кулаком.

Ладонью.

Ребром большого пальца.

Щепотью

Мизинцами.

Одновременное использование нескольких пальцев.

Симметрично двумя руками.

Отсечение лишнего.

Насыпание из кулачка.

Игры с песком и ладошками:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.

- используя трафареты насыпью изобразить животных, фрукты, овощи, цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Световой песочный стол в работе логопеда

В презентации обобщен опыт использования светового песочного стола в работе логопеда...

Мастер - класс для педагогов «Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком....

Конспект развивающего занятия с использованием световых песочных столов «Волшебная, песочная страна»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, нормализация эмоциональной сферы, повышение самооценки. Задачи:Развитие сенсорной сферы.Развитие тактильной чувствительности, мелкой мотори...

Представление опыта работы педагога-психолога ДОУ со световыми песочными столами

Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Коррекционная - развивающая работа направлен...


 

Комментарии

Юлия Станиславовна, как в своей работе вы используете цветной песок?

Чурсина Юлия Станиславовна

Уважаемая, Елена Владимировна цветной песок в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать для песочного раскрашивания картинок, рисования цветным песком по трафаретам методом "засыпания", а также для изготовления цветных бутылочек (насыпание цветного песка слоями).