Конспект по социально- коммуникативному развитию в подготовительной группе "Семейные традиции"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 Тема: "Семейные традиции"

            Цель: формирование основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи.

 Программное содержание:

  • Образовательные: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, о семейных традициях, об обязанностях членов семьи;

формировать элементарное представление о родословной;

  • Развивающие: развивать общительность и коммуникабельность;

активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

           развивать чувство гордости за свою семью;

          совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

         содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления;

  • Воспитательные: воспитывать культура общения и уважительное отношение ко всем членам семьи; обогащать духовный мир детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_po_sotsiokulturnym_istokam.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

в  подготовительной группе  

Даудова РахимаАбдулаевна

(фамилия, имя, отчество педагога)

воспитатели

(должность педагога)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»

Когалым, 2019

Тема: "Семейные традиции"

         Цель: формирование основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи.

 Программное содержание:

  • Образовательные: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, о семейных традициях, об обязанностях членов семьи;

формировать элементарное представление о родословной;

  • Развивающие: развивать общительность и коммуникабельность;

активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

           развивать чувство гордости за свою семью;

          совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

         содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления;

  • Воспитательные: воспитывать культуру общения и уважительное отношение ко всем членам семьи; обогащать духовный мир детей;

Оборудование: Стулья, иллюстрации.

Словарная работа: прилагательные – гостеприимные, трудолюбивые; глаголы- приласкает, приголубит, оберегать; существительные – традиции, обычаи, почтение.

Предварительная работа: чтение произведений О.С.Абрамовой "Семейная радость", "Благовещение", проговаривание и заучивание пословиц и поговорок о семье;  заучивание стихов  о семье.

Предварительная работа в семье: составление генеалогического дерева.      

Методы и приёмы: беседа-диалог, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по ней, физкультминутка.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.

Интеграция образовательной деятельности: "Социализация", "Коммуникация",  "Художественное слова", "Физическая культура".

Ожидаемый результат: дети узнают больше о своих родных и близких. Родители и дети будут проводить больше времени в совместном творчестве. В семьях появятся свои традиции, которые в дальнейшем они будут соблюдать.

Ход деятельности:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Введение в деятельность

Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

 Стоят в кругу.

Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Мотивационно- побудительный

Содержательный этап

предлагает детям пройти и присесть на стульчики. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях.

- Ребята послушайте и помогите мне отгадать загадку:

Это слово каждый знает
Ни за что не променяет!
К цифре «семь» добавлю  Я.
Что получится?

Правильно – это семья! (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)

Семья

А какие бывают семьи? - Что объединяет членов семьи? (любовь, забота, преданность)

Как нужно жить в семье?

Ответы детей, если дети не могут ответить помочь им: маленькие и большие, дружные и гостеприимные, трудолюбивые, веселые.

Помогать друг другу, заботиться друг о друге

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели - кто вас приласкает, приголубит. Поймет и утешит?

Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Семья для человека является самым важным в жизни.

Мама, папа, бабушка, родные и др.

А сейчас, Катя вам расскажет стихотворение «Моя семья».

Воспитатель хвалит ребенка

Я очень хочу, чтобы папа и мама Всегда были вместе, всегда были рядом. Я с ними гуляю, играю, живу. Своею любовью я их берегу! Пусть папа и мама живут долго-долго, Ведь я этого очень и очень хочу! Хочу быть похожим на маму свою. Она все умеет: и шить, и вязать, И вкусно готовить, и пыль вытирать.

А праздник наступит и наша семья. Готовит на кухне большого гуся

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, традициями.

Ребята, кто мне скажет, что такое традиция? Какие традиции вы знаете?

Традиция –это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. Это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от пап, мам, бабушек, дедушек. У каждой семьи свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейный праздник, это может быть семейный просмотр любимого фильма, утренняя пятиминутка за завтраком, просмотр семейных фотографий и многое другое. Все семьи отличаются своими привычками, обычаями.

Расскажите об интересных традициях в ваших семьях – как вы проводите свободное время, отпуск?

Ответы

 

Ответы

Мы знаем, что люди с давних времен старались сохранять память для будущих поколений – память о своих родственниках. Как они это делали? Смотрите, что это такое? (воспитатель показывает семейный альбом).

Как вы думает, с какой традицией связан этот альбом? Традиция – эта очень важно! Недаром люди во время войны или в других ситуациях, уходя из дома, брали с собой только ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Послушайте, пожалуйста, вот эту запись

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, и продемонстрировать еще одну семейную традицию. (Физкультминутка «Семейная зарядка» )

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает

Повороты в право-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Собирать и хранить фотографии.

Слушают песню «Семейный альбом»

Выполнение физминутки.

После физкультминутки дети снова садятся на стульчики.

Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево.  

Семья похожа на большое дерево. Как дерево она мощная и сильная! Семья как и дерево растет, появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку. И, чтобы никого не забыть из родственников, лучше во всем разобраться люди придумали «Генеалогическое древо». Это такое дерево, которое люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят. Вы сегодня тоже будете рассказывать о своем генеалогическом древе, где мы рассмотрим только близких членов своей семьи.

Несколько детей рассказывают о своей семье, демонстрируют генеалогическое дерево.

Рефлексивно- корригирующий

А сейчас я, ребята, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Встаньте все те кто».

Встаньте — У кого есть старший брат

- у кого есть младший брат

- у кого есть младшая сестра

- у кого есть бабушка и дедушка, которые, живут вместе с вами?

Воспитатель. Издавна на Руси семья почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок:

- В родной семье и каша слаще.

- В семье лад, так и не нужен клад.

- Вся семья вместе – так и душа на месте.

- семья сильна, когда над ней крыша одна.

- Мой дом – моя крепость.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

(Спросить у детей знают ли они пословицы, поговорки о семье. Заранее выучить с детьми.)

Воспитатель. А сейчас мы с вами потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!

Активное занятие «Семейные традиции» на стр. 12

Самостоятельно:

Задание:

Внимание рассмотрите иллюстрации, на которых изображены семейные традиции. С какими семейными традициями они связаны?

Время выполнения 3 минуты.

Работа в паре:

Задание:

Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. С какими семейными традициями они связаны? Время выполнения 3 минуты.

Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Педагог выявляет тех, кто имеет иные варианты выполнения задания, знакомит с экспертной оценкой.

Рефлексия: «Метод пяти пальцев».

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла), чем порадовал(а)?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

 Наше занятие я хочу закончить стихотворением о семье:

Будьте все вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!

Совместная игра.

Ответы детей.

Дети  стоят  в кругу.

Дети  рассматривают иллюстрации, на которых изображены семейные традиции и выполняют задание.

Одна из пар представляет результаты совместной работы. Свое выступление начинают со слов: «Мы решили…, мы думаем…». Идет самоконтроль детей.

Заслушивается мнение других пар.

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

Слушают стихотворение.