Проект для педагогов "Психологическая гостиная"
проект

Проект «Психологическая гостиная» направлен разработку и проведение  мероприятий, способствующих обеспечению стабильного положительного психологического климата в коллективе, на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ, на формирование навыков саморегуляции и управления собственным психоэмоциональным состоянием. На стимулирование саморазвития педагогов, посредством интеграции разнообразных методов, приемов и техник развития, самопознания и самореализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dlya_pedagogov_psihologicheskaya_gostinaya.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая гостиная»

проект педагога-психолога

 МБДОУ № 169 г. Оренбурга

Чуваевой О. А.

Пояснительная записка

Психологическое самочувствие педагогов оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).

Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Е. Махер (1983г.) разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:

  • усталость, утомление, истощение, бессонница;
  • негативное отношение к собеседнику;
  • негативное отношение к работе;
  • скудность репертуара рабочих действий;
  • злоупотребление табаком, кофе, алкоголем;
  • отсутствие аппетита или переедание;
  • негативная «Я-концепция», агрессивные чувства;
  • тревожность, раздражительность, депрессия;
  • переживание чувства вины.

Определенные личностные характеристики могут являться дополнительными факторами риска в плане появления эмоционального выгорания

2.     Работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться сделать работу идеально, недостаток времени приведет к эмоциональной и физической перегрузке.

Влияние социокультурных факторов также играет важную роль. Уровень эмоционального выгорания всегда повышается в условиях социально-экономической нестабильности.

У педагогов деформированность личности профессиональной деятельностью может проявляться на четырех уровнях (Е.И. Рогов):

1. Деформации общепедагогические, характерные для всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью (назидательность, самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и т.п.).

2.     Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей и структурами строения педагогической деятельности (коммуникатор, организатор, просветитель, предметник).

3. Специфические деформации (предметные) обусловлены спецификой  работы педагога.

4.     Индивидуальные деформации, определяющиеся изменениями, которые происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, что обусловлено личностной направленностью педагога

Таким образом, профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.

Возможность развития синдрома эмоционального выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработки и внедрения профилактических мер, которые бы снижали риск выгорания педагогов в профессиональной деятельности.

                                                     

РАЗДЕЛ І

Информационная часть проекта

Сущность проекта: профилактика синдрома эмоционального выгорания основа эффективной профессиональной деятельности педагога ДОУ

Организация, осуществляющая разработку и управление проектом:

МБДОУ № 169.

Контактная информация: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 169» г. Оренбург; тел. (3532) 52-55-61; http://orenburg.detsad-56.ru/mdoy-169/

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Разработчик проекта: Чуваева Ольга Алексеевна педагог-психолог

МБДОУ № 169.

Куратор проекта: Игонина Наталия Константиновна – зам. зав. по УВиМР МБДОУ № 169.

Участники проекта: педагог-психолог Чуваева О.А. педагоги ДОУ.

 Сроки реализации :2019-2020 г.

                                                                         

                                           

РАЗДЕЛ II

Содержательная часть проекта

Краткая аннотация проекта 

Проект «Психологическая гостиная» направлен разработку и проведение  мероприятий, способствующих обеспечению стабильного положительного психологического климата в коллективе, на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ, на формирование навыков саморегуляции и управления собственным психоэмоциональным состоянием. На стимулирование саморазвития педагогов, посредством интеграции разнообразных методов, приемов и техник развития, самопознания и самореализации.

Актуальность проекта.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Данный проект актуален для педагогов-психологов и  педагогов ДОУ

Цель проекта: разработка системы мероприятий, способствующих профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Задачи проекта:

  • создание условий для развития эмоциональной устойчивости и профилактики возникновения негативных состояний психики педагогов ДОУ;
  • знакомство педагогов с теоретическими и практическими приемами и техниками снятия психоэмоционального напряжения;
  • развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки;
  • обеспечение методическими и информационными ресурсами педагогов по вопросам психологической и эмоциональной устойчивости;
  • активизация личностных возможностей и психологических ресурсов педагогов для успешной профессиональной деятельности;
  • создание положительного микроклимата в коллективе.

Участники: педагоги, администрация, педагог-психолог.

Принципы работы по проекту:

  • добровольности;
  • сотрудничества – участники занимают равноправные позиции;
  • конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;
  • доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;
  • диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

Работа по проекту рассчитана на 2 года.

Формы работы с педагогами в ходе реализации проекта:

  • диагностика;
  • минилекции;
  • консультации;
  • тренинги;
  • ролевые игры;
  • мастер-классы;
  • арт-техники;
  • практикумы;
  • презентации.

Ожидаемые результаты:

  • создание и реализация эффективного комплекса мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов;
  • овладение педагогами техниками саморегуляции психоэмоционального состояния;
  • положительная динамика показателей эмоционального состояния педагогов;
  • активизация личностных возможностей и психологических ресурсов педагогов;
  • улучшение психологического климата в коллективе.

План реализации проекта

Этапы

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

1

2

3

4

Сентябрь-декабрь 2018 г.

Подготовительный этап

• Анализ проблемного поля.

• Изучение теоретического и методического материала.

• Анкетирование, изучение ситуации.

• Подбор методик и приемов диагностики

Появление у участников проекта заинтересованности и четкой позиции о необходимости мероприятий по профилактике СЭВ

Диагностический этап

• Изучение индивидуальных особенностей педагогов.

• Выявление группы риска, симптомов и уровня эмоционального выгорания у педагогов

• Оценка уровня агрессивности педагога.

• Анализ психологического климата в коллективе.

• Анализ родительских установок и пожеланий по организации позитивного взаимодействия родителей и педагогического коллектива

•Наблюдение за деятельностью педагогов.

        Беседа.

        Тестирование.

        Анкетирование.

   Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (Автор В.В.Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

• "Тест на определение уровня стрессоустойчивости.

  • Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?»Анкетирование педагогов " Тест САН (самочувствие, активность, настроение).

• Шкала депрессии. Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности)

• Определение направлений работы по профилактике СЭВ.

• Составление учебно-тематического плана

Январь 2019 г – март 2020 г.

Практический этап

• Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

• Коррекция личностных недостатков.

• Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

• Улучшение психологического климата в коллективе

• Вводная презентация "Синдром эмоционального выгорания педагогов ДОУ".

• Психологический практикум "эмоциональная устойчивость как фактор профилактики СЭВ».

• Тренинг –развитие коммуникативной компетентности.

Мастер-класс «Правополушарное рисование – как метод снятия эмоционального напряжения»

• Консультация "Позитивное эмоциональное состояние педагога – залог эмоционального благополучия ребенка".

• Психологический практикум по обучению приемам саморегуляции педагогов.

• Круглый стол "Учимся переводить агрессию в позитив".

• Памятка для педагогов.

•Мастер-класс «Мандала – ка способ саморегуляции».

• Тренинг "Приглашение в хорошее самочувствие" (профилактика СЭВ)

Буклет «Методы преодоления профессионального выгорания».

Овладение техниками саморегуляции,  позитивного общения, приобретение уверенности в своих силах, снижение уровня психологической напряженности у педагогов.

Апрель – май 2020 г.

Этап подведения итогов реализации проекта

Анализ эффективности работы по проекту с последующей ее коррекцией

• Оценка доминирующего состояния педагога (по Л.В. Куликову).

• Анкетирование педагогов

  • "Обратная связь"

• Повышение продуктивности и эффективности работы с педагогами.

• Обобщение опыта работы

Методическое обеспечение реализации проекта

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг. Под редакцией Хрящевой Н.Ю.- СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения. М., Новая школа, 1995.
  4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

Организация работы в рамках реализации проекта

Первым этапом психологической поддержки педагогов является информирование их о том, что проблема профессиональной дезадаптации и эмоционального выгорания существует и вызвана объективными причинами – работой в сфере «человек – человек». «Синдром сгорания» представляется в виде изменений в состоянии и личности профессионала, того, что отражается на личности человека и его работе. Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону. Симптомы «сгорания» выступают как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. К ним следует относиться как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», неосознанным и осознанным. В какой-то мере – это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности. Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только непатологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома. Ознакомление педагогов с признаками эмоционального выгорания можно организовывается в виде презентации и тренингового занятия. Осознание и принятие педагогами своего страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. В качестве подготовки к дальнейшей работе проводятся беседы, консультации о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. Далее проводятся мероприятия по накоплению ресурсов для изменения: тренинги, психологические практикумы, мастер-классы.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-волевой  регуляции. Поэтому важным является обучение педагогов приемам аутогенной тренировки. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.

Для профилактики и преодоления симптомов «эмоционального выгорания» широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек.

Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, перспективным является использование личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Личностно-ориентированные методики направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники способствуют повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В систему мероприятий  включаются приемы сказкотерапии, мандалотерапии, рисование и другие виды творчества.

Рекомендации для профилактики и устранения "выгорания"

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Семейная гостиная"

Инновационный проект "Семейная гостинная". Работа с родителями...

Проект "Музыкальная семейная гостиная"

Проект  взаимодействия ДОУ с семьей в  процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного  возраста  "Мы хотим скорей узнать: мир музыкальных звуков познать!»Он направлен ...

Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.

Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...

Проект "Музыкально-литературная гостиная"Времена года"

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию  Художественно-эстетического вкуса и привитию любви к классической музыке и великим поэтическим произ...

Проект "Виртуальная музыкальная гостиная для детей и родителей"

В это непростое время, когда мы все оказались заложниками ситуации, мне очень хочется как-то помочь родителям, поддержать и подбодрить, сделать что-то приятное. Ни для кого не секрет, что музыка нужна...

Проект «Театрально-литературная гостиная»

Актуальность: Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразите...

Проект «Музыкально-литературная гостиная – Времена года»

Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область "Музыка". Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста....