РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
статья (старшая группа)

Татьяна Владимировна Смирнова

Смирнова Татьяна Владимировна, ГБДОУ детский сад № 39Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга, воспитатель высшей квалификационной категории

 

АКТУАЛЬНОСТЬ: Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольников может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым он постигает мир вокруг себя.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa_cherez_oznakomlenie.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С МИРОМ  ПРИРОДЫ

Смирнова Татьяна Владимировна, ГБДОУ детский сад № 39Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга, воспитатель высшей квалификационной категории

АКТУАЛЬНОСТЬ: Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольников может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым он постигает мир вокруг себя.

     Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной деятельности требует целенаправленной работы с детьми.

     Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Таким образом, формирование познавательного интереса к природе играет ведущую роль в экологическом воспитании дошкольника, а значит очень актуально на современном этапе.

     ЦЕЛЬ: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, наблюдательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

     ЗАДАЧИ: 1. Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный материал: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

2. Развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразия его красок и форм.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

4.  Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, сохранения природных объектов ближайшего окружения, проявления ответственности за свои поступки.

5. Расширять кругозор ребенка.

6. Повышать компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольника.

     «Человек, в сущности, не думает, что у него под ногами. Всегда мчится… И самое большое – взглянет, как прекрасны облака у него над головой. И ни разу не поглядит себе под ноги, не похвалит: «Как прекрасна почва». (Карел Чапек)

     Понимание и усвоение детьми многих вещей, явлений и событий приходит с опытом. Познавательные задачи решаются ими в процессе игр, обследования материалов, экспериментов, в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы, в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности и других видах детских занятий.

     Особое место в развитии познавательного интереса дошкольников занимает процесс ознакомления с природой. Доступными средствами формирования этого познавательного интереса к природе являются прогулки и экскурсии на природу, наблюдения, изучения явлений природы, деятельность по оказанию помощи природе, чтение книг и просмотр видеофильмов о природе, проведение бесед о бережном отношении к ней.

     Наблюдение, как метод экологического воспитания дошкольников, это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Это метод чувственного познания природы. Мы, взрослые, должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще, и в природе, в частности. В этом мы должны помочь им. И делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь. Необходимо научить ребенка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства и возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

     Развитие познавательных интересов в процессе экологического воспитания будет более эффективным, если использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, игр, художественной литературы, музыки, экскурсий, бесед, и, конечно, изобразительной деятельности.

     Каждое время года предоставляет неисчерпаемые возможности для наблюдений во время прогулок за природными явлениями и сезонными изменениями. Любое наблюдение – это сложная познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных). Например, с наступлением осеннего сезона наступает самая живописная пора. Осень осыпает нас всех золотым листопадом и стимулирует желание выразить увиденное в рисунке, отразить свои впечатления в творческих работах. Окраска, форма, запах листьев, плодов, цветов – все это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства.

     Растения и деревья – благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступны взору, их можно потрогать, спрятаться под крону в жару, осенью полюбоваться яркостью листвы, а зимой – укрыть снежком корни, чтобы они спокойно спалит до весны. Иногда, увидев что-то, что поразило, удивило, и особенно запомнилось, ребенок стремится запечатлеть это на бумаге. Порой дети сами бывают удивлены результатом творений собственных рук, но чтобы дети смогли выразить свои чувства на бумаге, необходимо формировать у них отчетливые представления об объектах природы и природных явлениях. Ведь красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка и желание рисовать то или другое явление встречается с радостью.

     Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, на реку или озеро, а также экскурсии по ознакомлению детей с природой. Ребенок под благотворным влиянием родителей постепенно начинает воспринимать красоту природных ландшафтов, у него развивается наблюдательность, интерес к природным объектам, привлекается его внимание и предоставляется возможность собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе. И наоборот, невнимательное, безразличное отношение родителей к детским интересам, делают детей равнодушными к природе.

     Мы ругаем детей за то, что они ломают ветки, топчут растения, мучают животных. Чем можно объяснить такое отношение детей к природе? А тем, что у детей во время не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных.

     Мы, как воспитатели, стараемся пробудить и развить в них интерес к природе, но без помощи родителей сделать это трудно. Очень запомнился случай, когда мальчик, придя утром в группу, после поездки на природу с родителями, начал эмоционально рассказывать, как он видел, что «вода отражается в небе». И совсем неважно, что это, оказывается, небо отражается в воде. Важно, что он обратил на это внимание, увидел глазами красоту, пришел и рассказал нам об этом.

     Окружающая природа – источник не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Дети начинают понимать, что хорошо, что плохо, переживать доброе и злое, чувствовать красивое некрасивое. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Ребенок, которого научили бережно относиться к окружающему миру в детстве, скорее всего будет придерживаться такого же образа жизни и во взрослом возрасте.

     С наступлением зимы наблюдаем за холодным, низким солнцем, снегопадами, рассматриваем снежные хлопья и отдельные снежинки. Из окна наблюдаем за метелью, выясняем что метель – это перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое. Метель наметает сугробы, пытались найти ответ на вопрос «почему появляются сугробы».  Зима – красивое время года. Создание зимнего пейзажа – будь то первый снег, птицы на ветках, заснеженные дома, всевозможные новогодние сюжеты – все это отражение детских впечатлений об окружающей действительности. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает чувство любви к своему городу, родной земле. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению их знаний, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

     Наблюдения на прогулках обогащают  впечатления детей и представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы.

     Таким образом, систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности. В результате у дошкольников расширяется кругозор, развивается любознательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, развивается умение видеть красоту природы, желание ее сохранять.

   В заключение хочется сказать словами К.Станиславского: « Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… Всё это произведение искусства величайшей художницы-природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в ней нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… Обращайтесь…к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

     Мудрые и проникновенные слова, воспевающие чудо-природу. Было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека великого учителя – Природу. Более совершенного дидактического пособия, чем естественные природные объекты, трудно себе представить.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»-М,Академия.2001.
  3. Иванова А.И. Методика организации экологического наблюдения и экспериментирования в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений М: ТЦ Сфера.2007.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей,- С-Пб: КАРО, 2008.
  5. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» - Академия развития, 2004.
  6.  Условия становления познавательной мотивации дошкольников //Психологическая наука и образование, 2004.

     

                                                                         

                                                                       

                                       

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом"

Коллаж-мозаика "Наблюдение за птицами" .Методические советы по работе с коллажем-мозайкой Коллаж-мозаику рекомендуется использовать после длительной работ по наблюдению за птицами.Цель: закрепить...

Развитие познавательного интереса через развитие познавательной активности.

Развитие познавательного интереса через развитие познавательной активности.Показатели познавательной активности ( Д. Годовикова).1. Внимание и особый интерес к предмету2. Эмоциональное отношение к п...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...