Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»
консультация (старшая группа)

Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralno-igrovaya_deyatelnost.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»

Цель:  Осуществлять театрально - игровую деятельность, делая её привлекательной и успешной для каждого воспитанника.

Задачи:

1. Развивать устойчивый интереса к театрально - игровой деятельности

2. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация)

З. Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам.

4. Развивать все стороны речи: обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны (интонационной выразительности, дикцин, силы голоса), обучение навыкам диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать)

 5. Формировать опыт социального поведения и коммуникативные навыки ребёнка 6. Повышать заинтересованность родителей в овладении детьми театрально -игровой деятельностью.

Актуальность:  проблема развития театрально - игровой деятельности дошкольников одна из актуальны проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности. Это связано с недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребёнка - дошкольника. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остаётся вне этого вида деятельности. Кроме того каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышлёные и не очень, контактные и замкнутые... Но всех их объединяет одна, на мой взгляд, беда - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки... А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу: помочь может театрально - игровая деятельность.

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Роль воспитателя в организации и проведении театрально - игровой деятельности детей чрезвычайно велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми чёткие задачи и незаметно передать им инициативу, умело организовать совместную деятельность дошкольников. Педагог вовлекает в работу всех воспитанников, учитывая их индивидуальные различия и уровень развития, что позволяет каждому ребёнку быть успешным и получить заряд положительны эмоций от игрового процесса, чувствовать себя полноценным членом коллектива сверстников, участников общего дела. Театрализованная деятельность - сложный феномен человеческой активности. Исполняя ту или иную роль, человек переносится в иную плоскость бытия, иное пространство и время, перевоплощается, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает новый опыт. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребёнка огромна, её педагогические возможности -неисчерпаемы. Театрально - игровая деятельность стимулирует развитие психических функций дошкольника, является средством становления его личностного и социального опыта. Театрально - игровая деятельность в детском саду это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме этого коллективная театрализованная деятельность направлена на: -целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; -на самостоятельное творчество; -развитие всех ведущих психических процессов; -способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; -создаёт условия для социализации ребёнка, усиливая при этом его адаптационные способности; -корректирует коммуникативные отклонения; -помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрыты талантов и потенциала. Театрально - игровая деятельность позволяет решить так же многие воспитательно - образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над образом, становится очевидным, что к  развитию театрально - игровой деятельности дошкольников относятся:

-внутренние условия:

это - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности; - внешние условия:

это - семья ребёнка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии театрально - игровой деятельности детей.

Вывод: 

- у детей сформировано положительное отношение к театрализованным играм;

- разносторонний подход к организации театрализованной деятельности обуславливает её эффективность в развитии творческого воображения у детей.

- благодаря театрализованной деятельности наши воспитанники проигрывают множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся чувствовать, думать, сопереживать.

 - театрализованная жизнь, которая решает задачи, связанные с воспитанием и развитием личности, вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость. Успешность овладения детьми театрализованной деятельностью во многом зависит от заинтересованности родителей.

 В данной работе я преследовала педагогические и психологические цели:

 -повысить заинтересованность родителей в овладении детьми театрально-игровой деятельностью;

 -содействовать гармонизации отношений в семье между взрослыми и детьми, объединить родителей в комфортное сообщество;

-помочь решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания;

-помочь определить последовательность приобщения детей к искусству театра. Разработала план мероприятий, включающий разнообразные формы взаимодействия, например, тематические вечера, мастер-класс, викторина, семейная гостиная.

Проводимая работа позволила привлечь родителей к исполнению ролей в спектакле, изготовлению декораций и костюмов; сотрудничать в обретении ребёнком бесценных и вечно актуальных ценностей: трудолюбия, взаимопомощи, любви к близким, почитания старших. С целью грамотно организовать театрально - игровую деятельность дошкольников, углубить практические умения и навыки в области театрализованной деятельности дошкольников; уметь использовать возможности театральной деятельности в работе с робкими, неуверенными в себе, застенчивыми детьми, имеющими трудности в общении, мною с педагогами проведена следующая работа:

 - инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок>)

-игра - драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка»).

-многоперсонажные игры

- драматизации по текстам двух

- трёхчастных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси - лебеди»)

 -игры - драматизации по текстам рассказов на темы «Труд взрослых» -постановка спектакля по произведению.

-образно - игровые этюды: например, «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было» -игры: «Театральные режиссёры» * «Театр моды»     Мои выпускники достаточно хорошо освоили разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Для проверки полученных детьми в ходе театрализованной деятельности знаний, умений и навыков, разработала специальную диагностику.

К основным показателям уровня развития театрализованной деятельности дошкольников относятся:

 - выразительность движений;

- способность к перевоплощению, созданию театральных образов (мимика, жесты, интонационная выразительность речи);

- умение самостоятельно создавать пластический образ (животного, человека).

  Диагностика показала: большинство дошкольников имеют устойчивые навыки речевого общения; развита эмоциональная отзывчивость на музыкальные образы. Дети способны к перевоплощению, созданию театральных образов (интонационная выразительность речи, жесты, мимика); умеют самостоятельно создавать пластический образ (человек, животное); коллективно и согласованно взаимодействуют, проявляя свою индивидуальность. Проведённая работа подтвердила целесообразность выбранного мной направления: - дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, интонационная выразительность речи); - речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас; - дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других; - они стали боле уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; - у детей появился интерес к театру, к искусству вообще -всё больше детей проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощёнными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир и продолжают в дальнейшем самосовершенствоваться в театральных кружках.

В группе организован уголок уединения, где ребёнок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, фотоальбомы, порепетировать роль и другое.

  В зоне театрализованной деятельности широко представлены разные виды кукольного театра: - пальчиковый; - театр теней; - театр кукол «живая рука» (куклы состоят из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребёнок вставляет свои руки); - перчаточные (варежковые, пальчиковые, восковые, ложковые куклы); - настольный театр; - театр картинок (фланелеграф и др.); - конусный театр; - театр народной игрушки и плоскостных фигур. В зоне театрализованной деятельности также размещены:

 - ширма для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесом для смены декораций во время спектакля);

 - маски (изготовленные с помощью родителей, совместно с детьми, покупные);

- костюмы для ряженья

- музыкальные инструменты; - разнообразные материалы для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.

   Учитывая полоролевые особенности дошкольников, в этой среде размещается оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек. При выборе литературного произведения учитываются знания и интересы детей, а также то, какая половина - «мужская» или «женская» - доминирует в группе. При распределении ролей следую основным правилам детского театра:

- каждый ребёнок имеет право на роль;

- каждый ребёнок имеет возможность проявить себя;

 - выбор детьми роли по желанию; - взаимозаменяемость детей.

- все роли главные;

- роль подчёркивает достоинства и способности ребёнка.

   На ведущие роли не назначаются одни и те же дети. Каждый ребёнок имеет возможность попробовать себя в главной роли. При распределении ролей использую такие приёмы, как:

- выбор детьми роли по желанию;

- проигрывание ролей в парах;

 - распределение ролей по карточкам (дети один за другим берут из рук воспитателя карточки, на которых схематично изображён тот или иной персонаж). Выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, легко и естественно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Соответственно улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребёнка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребёнок не только усваивает духовные ценности, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность давно признана особым арттерапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрально - игровая деятельность имеет большое значение для эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих возможностей, помогает решать многие образовательные задачи, сохранять эмоциональный комфорт в условиях детского сада. Ребёнок, играя роль, не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа. Зная, какие возможности имеют игры -драматизации, я дифференцированно подхожу к распределению ролей: агрессивному ребёнку чаще всего предлагаю роль, которая требует ненасильственного поведения; а неуверенному - роли, где он преодолевает тревожность и страх. Именно в театрализованной деятельности у детей проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенны моментов, образующих психологическую готовность детей к школе. Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении.

  При проектировании зоны театрализованной деятельности учитывались основные принципы построения предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении, выделенные Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой, Н.М.Аксариной и др.: - обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; - организация «зон приватности»; - предоставление права и свободы выбора; - создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; - возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Правила детского театра и приёмы распределения ролей позволяют дошкольникам ярче проявлять свои творческие способности, овладевать необходимыми навыками и умениями, осваивать способы деятельности. Знакомство с театром мы начали с рассматривания иллюстраций, открыток, посвящённых театру, с рассказа о нём. Формирование интереса к театрализованным играм складывались в процессе просмотра кукольных театров, которые показывал воспитатель, стимулирующий желание ребёнка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Театрализованные куклы использовались на занятиях, в повседневном общении. В театрализованных играх детей младшего возраста использовались различные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, разыгрывались игры - ситуации. Для детей этого возраста кукла по - прежнему остаётся главным персонажем в жизни и лучшим партнёром по игре. В театрализованных играх детей 3-4 лет обнаруживается тесная связь с сюжетно-ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы (приготовление обеда, поход в парикмахерскую и т.д.), позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны. В среднем дошкольном возрасте я продолжала обучать детей: - элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике); -использованию различных видов театра при обыгрывании фольклорных, литературных произведений; -формированию навыков речевого общения; -воспитанию уверенности в себе, своих силах; работе вместе, сообща; -развитию коммуникативных способностей, чувства партнёрства. Занятия включают в себя просмотр кукольных  спектаклей и беседы по ним, игры - драматизации, разыгрывание и инсценировку различных сказок и сказочных сюжетов, фольклорных произведений, воображаемых путешествий, литературных произведений, сюжетов мультфильмов и фильмов - сказок. Выбирая материал для драматизации (стихотворение, сказку, рассказ, пьесу), учитывалось, насколько поднимаемые в произведении проблемы понятны будущим исполнителям, близки их жизненному опыту С детьми 5-6 лет я: - совершенствовала художественно-образные исполнительские умения, навыки групповой работы; -учила ребят отражать впечатления, полученные при чтении фольклорных и литературных произведений, в пластических игран и упражнениях; -закрепляла навыки речевого общения, умение интонировать текст; -развивала умение самостоятельно находить способы образной выразительности, эмоциональную отзывчивость на музыкальные образы;

-знакомила с музыкальным словарём;

 - поощряла творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образа.

     У детей 6-7 лет развивала:

- творческую самостоятельность, способность к импровизации на заданную тему; формировала способность к творческому перевоплощению;

 - произвольное внимание, память, наблюдательность, умение согласовывать свои действия с партнёром;

-воображение, музыкальность, выразительность в передаче образов в рисунке и движении;

 -интонационную выразительность, отражающую разнообразные эмоциональные состояния.

     Для развития воображения предлагала детям разные задания, использовала мимические этюды. Иногда предлагала изобразить несколько персонажей сразу, например, щенка и кошку, воробья и бабочку: «Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам. Побежал на улицу, там встретил кошку» и т.д. Ребятам нравятся подобные этюды. Продолжая работу по развитию творческих способностей дошкольников, я обратилась к сказкам. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, свойственные сказкам, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - всё это создаёт благоприятные условия для проведения игр - драматизаций. Занятия по театральной деятельности включают в себя как разыгрывание сказок, каких - либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни или придуманные. Работа в течение нескольких лет по развитию у детей навыков участия в играх - драматизациях дала хорошие результаты. ц детей в самостоятельной деятельности активно стало проявляться творческое воображение, в речи они чётко стали определять задачи игр, характеры героев, содержание своих действий, т.е. использовать все те знания и умения, которые они приобрели в играх - драматизациях. С группой наиболее активных детей драматизируем простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизируем произведения с небольшим количеством действий.

  В работе с детьми широко использую: -игры - имитации: например: отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко-дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте), образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке); -творческие задания: *изобразить интонацией, движениями, как «старенькая бабушка» рассказывает «внукам» сказку, печёт пироги, идёт в магазин за продуктами; * пользуясь мимикой, передать эмоции радости, нежное, заботливое отношение любящих « родителей» к своим «детям»; *показать, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит приятные слова. -ролевой диалог героев сказок («Руковичка» , « Заюшкина избушка») лектории

«Педагогические возможности игры - драматизации»

«Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка -дошкольника»

- семинар-практикум «Изготовление с детьми игрушек для кукольного

театра»

- педагогическая мастерская «Виды кукольного театра и методические

рекомендации по их организации»

- беседа

«Средства театральной выразительности (вербальные и невербальные)»

-практикум

«Имитационные движения и жесты, разыгрывание образны и сюжетных

этюдов»

Проведённая работа способствовала овладению педагогами ещё одним,

весьма эффективным инструментом художественно - эстетического

воспитания и творческого развития дошкольников, что повышает уровень их

профессиональной подготовки и собственной театральной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами  модернизации современного образования, в том ...

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...

Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование. Это очень интересное и по...

Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.

Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.     Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отно...