Учимся читать, играя.
статья

Дердиященко Елена Игоревна

В статье представленны игры, способствующие вороботке умения воспринимать прямой открытый слог как единое целое, в зрительном и произносительном плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_chitat_igraya_veselo.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся читать, играя.

   Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица.

   Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

    Эти правила слоговой структуры русских слов сложились на протяжение истории русского языка. Правда, можно сказать, что общая тенденция к открытому слогу характерна для многих языков мира, так как открытый слог – простой, легкий для произнесения. Это особенно заметно в детской речи: при усвоении навыков говорения дети начинают прежде всего произносить открытые слоги и гораздо позже – закрытые.

    После того, как ребенок овладел в совершенстве правильным произнесением звуков. Грамотно употребляет в речи слова с отрытыми и закрытыми слогами. И к 6 - 7 годам встает вопрос об обучение чтению ребенка. А, следовательно, и другие вопросы. Легко ли научиться читать?! С чего начинать?! Как сделать, чтоб чтение было интересным, правильным?!

  Формирование навыка плавного слогового чтения осуществляется постепенно. Авторы современных методик обучения грамоте за простейшую единицу чтения принимают не любой слог, а так называемый слог – слияние (двухбуквенный прямой открытый слог – слияние согласного с гласным). Этот слог является неотъемлемой составной частью всех слогов нашей речи, за исключение слога-гласного и двухбуквенного обратного закрытого слога.

  Одной из важнейших задач в начальный период обучения грамоте является обучение детей чтению прямого открытого слога: овладев умением читать слияние (т.е. сочетание согласного с гласным – СГ), дети получают инструмент для прочтения любого слога. Проблема слияния – одна из наиболее сложных в ходе обучению чтению: в то время как для прочтения слога-гласного или согласных, которые находятся за пределами слияния, достаточно уметь соотносить графический облик буквы с ее звуковым эквивалентом (принцип чтения: видишь букву – называй звук), для прочтения слияния необходимы дополнительные усилия (принцип чтения: приготовься произнести два звука – вслух это должно быть произнесено одним цельным звуком). Этому нужно учить специально. Игры, предложенные мной основаны на приемах обучения чтения прямого открытого слога:

- чтение по следам звукового анализа («Поможем подружиться буквам»);

- чтение путем протяжного произнесения согласного и мгновенного присоединение гласного («Капитаны», «Какой слог живет в домике»).

- чтение по аналогии (вариант игры «Читай не зевай»).

    При обучении чтению слияния необходимо чередовать приемы обучения и дидактические игры, основанные на них, потому что, осознав принцип, положенный в основу подбора материала для чтения слогов, дети начинают читать механически, что приводит к ошибкам на основе догадки. Необходимо учить детей внимательно вглядываться в буквы слога, сознательно сливать согласный с гласным.

  Однако умение сознательно сливать согласный с гласным не окончательный этап в обучении плавному слоговому чтению. Как считает психолог Т. Г. Егоров, уже на первых ступенях обучения необходимо развивать у ребенка такие умения и навыки, которые в дальнейшем будут содействовать формированию особенностей читателя, характерных для более высокой степени развития этого навыка. В частности, уже с первых шагов обучения необходимо добиваться, чтобы дети овладевали слогом, сознательно соединяя буквы одну с другой, и в то же время учились схватывать слоги сразу, в одном акте восприятия. В связи с этим следует использовать упражнения, способствующие осознанию детьми слияния как целостного произносительного элемента. К таким упражнениям относятся составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки; чтение печатных слогов, написанных на доске; чтение их по учебнику, по слоговой таблице и, конечно, чтение в процессе дидактических игр.

   В процессе обучения необходимо сделать все, чтобы дети воспринимали слияние и как единый графический элемент, т.е. добиться такого результата, чтобы узнать в этом сочетании знакомый слог.

   Для того чтобы прямые открытые слоги воспринимались как единая зрительная и произносительная единица, потребуется их многоразовое прочтение как на занятие знакомства с новыми звуками и буквами, так и на всех последующих этапах работы. Под влиянием упражнений окончательно закрепляются связи не только между образом буквы и ее произнесением, но и между образом слога и его произнесением (Т. Е. Егоров).

  Предложенные игры, способствуют выработке умения воспринимать прямой открытый слог как единое целое в зрительном и произносительном плане.

Слоги – друзья.

Оборудование: На доске (наборном полотне) выставляются два столбика слогов с одинаковой гласной. Во втором столбике слоги такие же, как и в первом, но расположены в другом порядке.

Описание игры. Учитель – логопед предлагает среди слогов отыскать слоги – друзья, т.е. одинаковые слоги. Ребенок по вызову учителя-логопеда читает слог из первого столбика, находит такой же слог во втором столбике и устанавливает его рядом с первым.

Может быть и такой вариант: оборудованием для игры являются индивидуальные карточки. Игровое действие: «связать веревочкой» слоги – друзья. Побеждает тот, кто справляется с заданием раньше других.

Новоселье.

Оборудование: картонный домик в три этажа с тремя подъездами, касса букв.

Описание игры: Учитель – логопед вывешивает домик и слева от него, напротив каждого этажа пишет буквы, которые обозначают согласные звуки, а внизу, напротив каждого подъезда, пишет буквы, которые обозначают гласные звуки. Детям сообщается игровая ситуация: слоги заселяются в новый дом. Какой слог будет жить в каждой квартире? Вызванный ученик составляет слог и вставляет (вписывает) его в нужное окошко.

Закончи предложение.

Оборудование: кассы букв.

Описание игры. Учитель - логопед, называет предложение, не договаривает последний слог последнего слова. Дети должны догадаться, каким будет этот слог, и выложить его из букв разрезной азбуки. Например:

Садовник срезал ро…(зу).

Над цветами летали бабоч …(ки).

Первый слог прочитай, второй – отгадай.

Оборудование: слоговые карточки, предметные картинки.

Описание игры: На наборном полотне установлены тыльной стороной предметные картинки. Рядом с предметной картинкой находится прямой открытый слог, который является началом слова-названия предмета, изображенного на картинке. Вызванный ребенок читает слог и договаривает второй так, чтобы получилось слово: гу ….(си), ку…(ры), ро…(зы), ко…(зы), ли..(са) и др. Назвав слово, ребенок переворачивает картинку и проверяет себя: правильно ли он назвал слово.

Посмотри и распутай линии.

Описание игры. На доске даны два столбика букв: слева – буквы, которые обозначают согласные звуки, а справа – буквы, которые обозначают гласные звуки. Каждая из букв левого столбика соединена с одной из букв правого столбика причудливо извилистой линией. Вызванный ребенок проводит указкой по линии, которая ведет от выбранной им согласной, находит гласную и читает получившийся слог.

Четвертый лишний.

Описание игры: На доске записывается несколько строчек слогов – слияний с новой буквой. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом или буквой. Вызванный к доске ученик находит лишнее слияние, обводит кружочком и объясняет, почему оно лишнее.

Капитаны.

Оборудование: лист бумаги с изображением моря, на берегу которого на определенном расстояние друг от друга напечатаны гласные; кораблик с карманчиком, фуражка капитана.

Описание игры. Ребенок – «капитан», держа в руках кораблик с новым согласным в карманчике, проводит его от порта к порту (от одной карточки с гласным к другой), устанавливая его таким образом, чтобы согласный оказался слева от гласного: «заходит в порт». Пока корабль плывет, «капитан» тянет согласный звук, соответствующей букве в карманчике. Как только корабль останавливается, «капитан» должен без запинки перейти к произнесению гласного звука, который соответствует букве, символизирующей название  порта. Это корабль издает приветственный гудок порту, который представляет собой не что иное, как прямой открытый слог.

Лесенка.

Оборудование: картонные лесенки, на каждой ступеньке которых располагаются гласные, карточки согласных.

Описание игры. Учитель – логопед предлагает детям побегать по лесенкам. Вызванный ребенок берет предложенную учителем – логопедом карточку с согласным и,  прикладывая ее слева от гласного, читает полученный слог. Направление движения по лесенке учитель – логопед молча указывает стрелкой.

Учитель – логопед, а позже ребенок «прыгают» по лесенке (подставляют карточку с согласной к любой гласной). Дети хором читают полученный слог.

Мельница.

Оборудование: Картонная мельница, крылья которой закреплены в центре так, что могут вращаться. К  крыльям мельницы металлическими кольцами прикреплены карточки с гласными.

 Длина  крыльев выбирается с таким расчетом, чтобы, опустившись вниз, гласный оказался точно справа от согласного, установленного в кармашке, на двери мельницы.

Описание игры. Игровая ситуация: «Мельница старенькая , детали у нее изношенные, поэтому, когда мельница работает, раздается скрип». По сигналу учителя – логопеда ребенок вращает крылья мельницы и, когда гласный «останавливается» рядом с согласным, читает получившийся слог.

Живые слоги.

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры: Учитель – логопед вызывает к доске 6 учеников и раздает им карточки. Половина получает карточки согласных, половина – карточки гласных. Дети становятся парами: с лева ученики с карточками согласных, справа – с карточками гласных. По сигналу учителя первая пара поднимает карточки вверх. Остальные дети, читают получившийся прямой открытый слог. Затем, по очереди поднимают свои карточки остальные пары.

Узнай слог.

Оборудование: картонный домик с круглым слуховым окном, слоговые карточки.

Описание игры: Учитель- логопед прикладывает слоговую карточку к тыльной стороне домика таким образом, чтобы в окошке можно было увидеть часть согласного и часть гласного. Дети узнают слог, вызванный ребенок называет его. Учитель – логопед достает слог из-за домика, дети хором его читают.

Найди свой зонтик.

Оборудование: три картонных зонтика с рисунками, соответствующими графическим обозначением гласного, согласного твердого и согласного мягкого звуков; слоговые карточки.

Описание игры: На наборном полотне выставляются по горизонтали зонтики, на столе раскладываются слоги. Учитель – логопед сообщает игровую ситуацию «Светило солнышко. Слоги играли на лесной полянке. Вдруг надвинулась туча, пошел дождь. Помоги слогам спрятаться под зонтиками». Учитель – логопед предлагает детям прочитать слог, определить качество первого звука: гласный, твердый согласный или мягкий согласный. В зависимости от качества звука слог устанавливается под соответствующим зонтиком.

Придумай слово.

Описание игры: Учитель – логопед пишет на доске печатными буквами прямой открытый слог. Дети придумывают с этим слогом слова. Игра проводится в виде соревнования между рядами. За каждое названое слово – фишка. Побеждает ряд, который наберет большее количество фишек.

Проведи белочку в дупло.

Оборудование: рисунок дупла на бумаге, игрушечная белка.

Описание игры: К доске прикреплен рисунок дупла, вокруг него напечатаны, знакомые детям слоги, среди которых 4 слога с одинаковым согласным. Учитель –логопед сообщает игровую задачу: «Белочка может пройти в дупло, прыгая по слогам с гласным А (или с согласным З). Помогите ей пробраться в дупло. Вызванный к доске ребенок останавливает белочку перед нужным слогом, читает его, затем «перепрыгивает» к другому и таким образом проводит белочку в дупло.

Вывод: Обучение чтению мы начинаем с прямых открытых слогов, так как это простейшая единица чтения. В своей работе рекомендую использовать, дидактические игры, основанные на приемах обучению чтению, так как они способствуют внимательному вглядыванию в буквы слога, сознательному сливанию согласный с гласным, а не механическому чтению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся читать играя.

Задания по обучению грамоте.....

Учимся читать играя

Учимся читать играя...

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. ИГРЫ СО СЛОГАМИ. Интересная идея самодельного тренажера для отработки чтения слогов.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. ИГРЫ СО СЛОГАМИ. Интересная идея самодельного тренажера для отработки чтения слогов....

" Учимся читать играя"

Для того, чтобы научить ребенка читать, можно просто поиграть со своим маленьким умником в несложные игры....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИГРАЯ

Методическое пособие для родителей и педагогов...

памятка "Учимся читать играя"

Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков м...