Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гуськова Светлана Вячеславовна

Презентация позволяет разобраться в одном из принципов ФГОС ДО, а именно, в особенностях построения индивидуализации в РППС ДОУ. Здесь подробно показаны варианты совершенствования среды ДОУ в разных его помещениях, в разных уголках.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Подготовил ст. воспитатель Гуськова С.В

Слайд 2

ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Индивидуализация образов ания - педагогическая концепция, позволяющая учитывать собственный вклад ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития. В основе данной концепции - понимание того, что не существует двух детей, которые могли бы учиться (обучаться), развиваться совершенно одинаково. Необходимо рассматривать индивидуализацию образования не просто как технологическую особенность современного педагогического процесса, а, прежде всего, как условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Слайд 4

Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников Г.М. Коджаспирова Педагогический словарь Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности .

Слайд 5

Реализация принципа индивидуализации в ДОУ через

Слайд 6

Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя

Слайд 7

Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды В дошкольном учреждении предполагается работа со средой, специальными зонами, позволяющими каждому ребенку проявить и реализовать свой личный интерес. Эти специально организованные места проявления личного интереса ребенка при освоении учебной программы являются условиями становления его индивидуальности. Наполняемость зон зависит также от личностных особенностей детей группы. Предусмотрены разные уровни усвоения материала. Пространство, где находятся дети в течение дня, делится на специально организованные зоны: развивающая зона; зоны уединения; игровые зоны; зона перевоплощений; учебная зона; зона развития трудовых и бытовых навыков; зона достижений (презентаций); зона “сброса”.

Слайд 8

Приёмная комната Компонент Процесс Участник «Визитная карточка группы» Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых Ребенок – личность, Член коллектива

Слайд 9

Приёмная комната Компонент Процесс Участник «Здравствуйте, я пришел» Приходя в группу ребенок самостоятельно проявляет себя на стенде. Ребенок – личность, Член коллектива

Слайд 10

Приёмная комната Компонент Процесс Участник «Уголок именинника» Информирование об имениннике в группе. Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник

Слайд 11

Приёмная комната Компонент Процесс Участник «Интерактивная фоторамка» Информирование родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе. Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник ОП

Слайд 12

Приёмная комната Компонент Процесс Участник «Мое творчество» Формирование индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы» Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

Слайд 13

Приёмная комната Компонент Процесс Участник «Портфолио группы» Формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

Слайд 14

Приёмная комната Компонент Процесс Участник «Звезда дня» Формирование копилки интересных достижений ребенка Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

Слайд 15

Приёмная комната Компонент Процесс Участник Стенгазеты Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми Ребенок – автор Воспитатель и родитель -помощники

Слайд 16

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр физического развития и здоровья детей Экран «Олимпийские надежды» Используются для презентации спортивных традициях, достижений воспитанников группы, для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни группы, для формирования желания собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива группы Ребенок – автор; Инструктор по ФК – организатор, аналитик

Слайд 17

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр физического развития и здоровья детей «Альбом подвижных игр» Совместно созданные детьми и родителей п/и заносятся в «Альбом подвижных игр» Ребенок, родитель – Участники воспитатель, инструктор по ФК – инициатор

Слайд 18

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр физического развития и здоровья детей «Индивидуальные проекты », Лепбуки Презентация индивидуальных спортивных достижений, интересов, увлечений воспитанников. Индивидуальные интерактивные папки по формированию ЗОЖ. Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

Слайд 19

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр безопасности Индивидуальные проекты по теме «Безопасность », лепбуки Индивидуальные интерактивные папки по формированию безопасного поведения на улице, в лесу, дома. Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

Слайд 20

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр уединения Семейные фотоальбомы Психологическая разгрузка воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – оформитель;

Слайд 21

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр уединения «Портфолио воспитанников» Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

Слайд 22

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр уединения «Экран настроения» Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок — аналитик воспитатель – диагностик; родитель – участник ОП

Слайд 23

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр художественно-эстетического развития «Персональные выставки» Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов) Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник

Слайд 24

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр природы и экспериментирования «Дневники по эксперименти рованию » Результаты детской познавательно –исследовательской деятельности заносятся в дневники по экспериментально деятельности» Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – соучастник

Слайд 25

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр природы и экспериментирования Индивидуальные проекты «Наши первые эксперименты» Презентация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

Слайд 26

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр человек в культуре и обществе «Панорама добрых дел» Заполнение экрана символами – обозначениями совершенных поступков и дел детей Ребенок –активный деятель; воспитатель –помощник; родитель – активный соучастник

Слайд 27

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр человек в культуре и обществе «Назначение ответственных» (вариант дежурства) Ребенок самостоятельно или в группе выбирает себе роль на день. Следит за порядком и сам старается быть образцом для других. Ребенок –активный деятель; воспитатель –помощник; родитель – активный соучастник

Слайд 28

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр человек в культуре и обществе «Островок сокровищ» Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого Ребенок –коллекционер; воспитатель –помощник; родитель – активный соучастник

Слайд 29

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр человек в культуре и обществе Мини-музеи Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта Ребенок – создатель; воспитатель –организатор; родитель – соучастник

Слайд 30

Групповая комната Компонент Процесс Участник Центр познания Дидактические игры Совместно созданные детьми и родителей д/и вносятся в центр Ребенок – автор Воспитатель и родитель -помощники

Слайд 31

Групповая комната Компонент Процесс Участник Игровой центр Макеты Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. Ребенок –дизайнер; воспитатель консультант, Родитель – помощник

Слайд 32

Групповая комната Компонент Процесс Участник Игровой центр Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры. Ребенок – участник; воспитатель –консультант; родитель –помощник

Слайд 33

Спальная комната Процесс Участник «Кладовая сокровищ» На время сна самые драгоценные вещи воспитанники могут положить в определенное место. Ребенок –активный участник; воспитатель – помощник

Слайд 34

Макро среда ДОУ Холлы ДОО Компонент Процесс Участник «Оформление рекреаций» Использование продуктов детской деятельности в эстетичном оформлении прикрепленной к группе общих помещений. Ребенок – творец; Воспитатель Организатор, помощник, творец; родитель – соучастник «Выставочные экспозиции» Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных творческих выставок Ребенок – творец; Старший воспитатель организатор; воспитатель –помощник; родитель – соучастник Витрина «Наши достижения Используется для демонстрации достижений воспитанников ДОУ в городских, региональных, всероссийских конкурсах, выставках Ребенок – гордый созерцатель; старший воспитатель – организатор

Слайд 35

Макро среда ДОУ Холлы ДОО Компонент Процесс Участник «Дизайн- территории» Созданные воспитателями и родителями малые «архитектурные и скульптурные формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. Творческая группа педагогов ДОУ – дизайнеры, скульпторы; Родитель, ребенок – соучастники «Экологическая тропа» Экологическая тропа и метеоплощадка — лаборатория под открытым небом для опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности детей. Ребенок – исследователь, аналитик; воспитатель – координатор родитель — соучастник «Спортивные площадки» Повышение двигательной активности воспитанников Ребенок – активный участник; Инструктор по ФК – организатор, аналитик

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"

В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...