Буклет для Workshop «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развитие ребенка»
статья на тему

Левочкина Светлана Алексеевна

буклет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx124.74 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ

В. А. Петровский,  Л. М. Кларина

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

2. Принцип активности

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

6. Принцип открытости — закрытости.

Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.

Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Сибирячок»

 

 

Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развития ребенка

 

                   

Старший воспитатель: С.А. Левочкина

Канск 2018


Организация предметно-пространственной среды в соответствии с линиями развития ребенка и принципом индивидуализации дошкольного образования

Линии развития ребенка/ ОО

Содержание

Формы и методы организации РППС

Социально-коммуникативное развитие

Эмоции

- Уголок «Моё настроение»

- «Медальоны настроения»

- «Я пришел, и я пришла», «Я все съел, и я все съела»

Семья

- «Генеалогическое древо»

- Фотовыставка «Моя семья»

Взаимоотношения

- «Схемы-правила поведения в группе»

- «Панорама добрых дел»», Книга рекордов»

Самообслуживание

- «Центр труда» «Уголок дежурства»

- «Деловые хлопоты" (различные формы дежурства)

Познавательное развитие

Формирование первичных представлений о себе

-  Стенд или уголок с фотографиями детей

- Стенд «Мой день рождения» (знак зодиака, сезон, месяц, день рождения ребёнка)

- «Уголок именинника»

- Стенд «Я умею», Стенд «Я люблю»

- Стенд «Я хочу научиться»

- Стенд «Панорама добрых дел»

- «Дневник дошкольника»

- «Портфолио дошкольника»

- «Имя ребенка», «Остров сокровищ»

- «Девочки и мальчики»

- Детское коллекционирование", Чудо-носочки"

(варежки и т. п.)

Речевое развитие

Развитие речевого творчества

- Альбом детского словотворчества «Маленькие мыслители»

- Центр «Будем говорить правильно»

- «Новости дня, недели»

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

- Индивидуальные книжки- малышки

- Разнообразие жанров детской художественной литературы

- «Мини-музей детской книги»

- Центр «Здравствуй, книжка»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительное искусство

- Персональная выставка работ».

- Тщательный отбор материалов, большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных

- Индивидуальные папки для хранения детских работ

- игры -самоделки

Музыка

- Разнообразные музыкальные инструменты

- Нетрадиционные шумовые музыкальные инструменты из бросового материала

Физическое развитие

Двигательная деятельность

- Для каждой возрастной группы свой цвет физкультурной формы

- Картотека физминуток и двигательных пауз

- «Я расту»

Индивидуализированная среда служит не только условием развития ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

"Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативности и самостоятельности"

Детский сад является первым институтом социализации ребенка  и представляет мини-социум, который  становится основой для построения его отношений с социальным окружением.  Здесь ...

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития индивидуальных способностей детей средней группы"

Данная презентация рассказывает об  элементах среды в группе, которые влияют на индивидуальные способности детей....

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОССеменоваИ.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды как ус...

Развивающая предметно- пространственная среда как фактор развития ребенка

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....