Главные вкладки

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности по методической теме: «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности» на 2020-2025 год.
    материал

    Лобанова Марина Анатольевна

    индивидуальный план профессиональной компетентности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ind_plan_na_2020-25.docx34.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная бюджетная дошкольная образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка - детский сад  №14  «Родничок»»

    г.  Лениногорска муниципального образования

    «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

    Индивидуальный план повышения профессиональной

    компетентности по методической теме:

    «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

    на 2020-2025 год.

    Воспитатель 1 кв. категории

    Лобанова Марина Анатольевна

    Организационно-просветительская работа с педагогами по теме:

    «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

    Цель: Познакомить воспитателей с понятиями «речевая и моторная деятельность», доказать их взаимосвязь и взаимодействие, вызвать интерес у воспитателей в этом направлении и показать ряд практических примеров. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

    Раздел плана

    Форма работы

    Сроки

    1.

    Подготовительный этап.

    Изучение литературы, подбор материала, консультаций.

    Октябрь 2020г.-Февраль 2021г.

    2.

    Основной этап.

    1.Консультации для педагогов:

    - Ознакомление воспитателей с перспективным планированием по 3-м направлениям: 1) с детьми, 2) с родителями, 3) с педагогами.

    - «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

    - «Пальчиковые игры для детей старшего возраста»

    -  «Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей»

     

    2. Мастер-класс с педагогами:

    - «Приемы подготовки руки к письму у дошкольника»

    3. Педагогические советы:

    - «Рука взаимопомощи» - презентация для воспитателей

    - «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических особенностей музыки»

    4. Семинар-практикум:

    - «Мое хобби /увлечение, которому я могу научить детей»

    - «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей»

     

    5. Практические занятия для педагогов:

    - «Мы творим»

    6. Выставка дидактических игр:

    - «Неделя развития мелкой моторики»

    Март 2021г.-Март 2025г.

    3.

    Заключительный этап.

    Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

    Апрель – Сентябрь 2025 г.

    Организационно-просветительская работа с детьми по теме:

    «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

    Цель: Формировать речевую деятельность детей через развитие мелкой моторики, формировать правильность звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей. Развивать мелкую моторику рук; развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.

    Раздел плана

    Форма работы

    Сроки

    1.

    Подготовительный этап.

    Изучение методической литературы по теме «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности».

    Составление перспективного плана по теме самообразования.

    Изготовление и пополнение дидактических игр, материалов для развития речевой и моторной деятельности.

    Октябрь 2020г.-Февраль 2021г.

    2.

    Основной этап работы с детьми.

    Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

    - Упражнение № 1 «Ладошка-замри!»

    Развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

    - Упражнение № 2 «Привет-пока!»

    Тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

    - Игра № 3 «Путешествие пальцев»

    Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

    - Игра № 4 «Клад»

    Развитие и тренировка координации движений пальцев рук,  развитие кончиков пальцев рук, соотнесение формы, цвета, развитие внимания.

    - Игра № 5 «Успевай-ка!»

    Развитие динамической координации, чередование движений рук.

    - Игра № 6 «Зайка и зеркало»

    Совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

    - Упражнение № 7 «Скворечник»

    Упражнение ладоней.

    -Упражнение № 8 «Стул»

    Развитие динамической координации, чередование движения.

    - Упражнение № 9 «Стол»

    Развитие динамической координации, чередование движения, развитие переключаемости.

    - Упражнение № 10 «Барабанщик»

    Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

    - Упражнение № 11 «Усложненный барабанщик»

    Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

    - Упражнение № 12 «Плоскогубцы»

    Активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

    Индивидуальная работа с детьми на повышение уровня мелкой моторики рук с использованием дидактических игр с предметами.

    - «Повтори узор»

    - «Волшебный мешочек»

    - «Тканевое лото»

    - «Лабиринт»

    - «Свойства предметов»

    - «Собери по образцу»

    - «Пазлы».

    НОД:

    Штриховка.

    Подготовка руки к письму.

    Виды штриховки:

    раскрашивание короткими частыми штрихами;

    раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

    центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

    штриховка длинными параллельными отрезками.

    Графические упражнения.

    Развитие ориентировки в условиях двумерного пространства листа бумаги и подготовка руки ребенка к обучению письму.

    Рисование, раскрашивание.

    Согласование действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки.

    Рисование различными материалами.

    Развитие ручной умелости, развитие и укрепление  мелких мышц руки.

    Использование различных нетрадиционных техник: монотипия, набрызг, кляксография, тампонирование, печать от руки, пальцев рук.

    Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

    Познакомить с различными материалами для лепки. Знакомство с предметами для лепки, их особенностями, понимание форы, строения предметов. Развитие мелкой моторики пальцев, внимания, умение точно  изображать особенности предмета.

    Аппликация. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

    Развитие точных движений и памяти.

    Вырезание ножницами.

    Усвоение и закрепление приемов вырезания, развитие мелкой моторики.

    Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

    Оказание тонизирующего и оздоравливающего действия.

    Пальчиковая гимнастика.

    Развитие у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

    Самомассаж «Минутки здоровья», мячики-ежики.

    Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

    Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

    Театрализованные представления.

    Развитие у детей воображения, мышления и речи, мелкой моторики, при повторе движений взрослых идет активизация моторики рук. Выработка ловкости, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности; развитие умения слушать, умения  раскрыться, вырабатывается способность к концентрации внимания, тренируется память, развивается фантазия, обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым; развитие пространственного мышления; возможность самовыражения, приобретение уверенности и общительности.

    Выставка поделок «Очумелые ручки».

    Март 2021г.-Март 2025г.

    3.

    Заключительный этап.

    Подведение итогов. Оформление выставки детских работ, поделок; оформление результатов работы по теме самообразования.

    Апрель-Сентябрь 2025г.

    Организационно-просветительская работа с родителями по теме:

    «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

    Цель: Вести совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на речевую деятельность ребенка. Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта. Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

    Раздел плана

    Форма работы

    Сроки

    1.

    Подготовительный этап.

    Изучение литературы, подбор материала, консультаций. Индивидуальная консультативная работа с родителями по теме.

    Октябрь 2020г.-Февраль 2021г.

    2

    Основной этап.

    1.Консультации для родителей:

    - «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей»

    - «Пальцы помогают говорить»

    - «Развиваем мелкую моторику»

    - «Пальчиковые игры в развитии речи детей»

    - «Движение и речь»

    - Индивидуальные консультации родителей по желанию в течение учебного года

    - Индивидуальные консультации «Развиваем пальчики», «Движение-это жизнь», «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей».

    2.Семинары-практикумы:

    - «Развивающие игры с детьми с использованием подручных средств»

    - «Игры с песком и водой».

    3. Информационные ширмы:

    - «Наши пальчики»

    - «Пальчиковые игры»

    - «Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук»

    - «Развитие различных видов восприятия»

    - «Упражнения для подвижности»

    - «Упражнения на развитие крупной моторики».

    4. Анкетирование:

    - «Выявление роли родителей в формировании речевой и моторной деятельности  детей дошкольного возраста».

    5. Конкурс:

    Конкурс на лучшую родительскую дидактическую игру на развитие моторики детей в домашних условиях. Вовлечение родителей в процесс развития моторики  и речи детей.

    6. Выставки детских работ совместно с родителями на тему:

    - «Фантазеры»

    - Фоторепортаж «С мамой все сумею»

    - «Однажды в сказке…».

    7. Родительские собрания:

    - «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

    - Мастер-класс «Умелые пальцы. Развиваем мелкую моторику и речь с помощью творчества».

    8. Совместные праздники и развлечения с родителями.

    - День открытых дверей, показ НОД с элементами пальчиковых игр, самомассажа, игра на мелкую моторику, театрализованных представлений, изготовление тематических рисунков и поделок.

    Вовлечь родителей в образовательный процесс, продолжать совместную работу в развитии крупной и мелкой моторики, речи детей.

    Март 2021 г. –Март 2025 г.

    3.

    Заключительный этап.

    Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования.

    Апрель – Сентябрь 2025 г.

    Литература.

    1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики, 2002г.;
    2. Ермакова И.А.Развиваем мелкую моторику у малышей; 2010г.;
    3. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004г.;
    4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005г.;
    5. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.;
    6. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003г.;
    7. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006г.;
    8. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – М., 2006г.;
    9. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе. М., 2007г.;
    10. Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М., 2001.г.;
    11.  Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль. 2006г.;
    12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001г.;
    13. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002г.;
    14. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М., 2003г.;
    15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003г.;
    16. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008г.;
    17. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006г.;
    18. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008г.;
    19. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009г.;
    20. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008г.;
    21. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006г.;
    22. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг.

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг....

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг.

    Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг....

    Индивидуальный план развития профессиональной компетентности по методической теме: «Лэпбук – как инновационная технология дошкольного обучения»

    Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать их начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в к...

    Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности

    Консультация Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности...