Конспект НОД с детьми старшей группы на тему «Волшебница Зима»
план-конспект занятия (старшая группа)

2. Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Волшебница Зима"16.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя школа №296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

 с детьми старшей группы на тему

«Волшебница Зима»

Разработала и провела

Воспитатель Гасанова А.И.

Санкт-Петербург

2017

Участники: дети старшей группы

Количество детей: 22 человек

Длительность: 25 минут

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

  1. Область «Познавательное развитие»
  • Расширять знания детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе.
  • Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, сезонными изменениями в природе (холодно, мороз, снег, лёд, гололёд…).
  • Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.
  • Развивать партнёрские отношения детей со сверстниками и взрослыми.
  • Развивать у детей умение вести разговор на заданную тему.

  1. Область «Речевое развитие»
  • Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме:

«Зима» (метель, вьюга, иней, чародейка, блещет, оцепенел..); обогащать словарь детей эмоционально-окрашенной лексикой.

  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.

  1. Область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Продолжать учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
  • Познакомить с новым способом рисования «граттаж»

Предварительная работа:

Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему.

Материал для занятия:

Диск с музыкой С. Прокофьева «Утро», звуками зимнего леса (вьюга, метель), репродукции с зимними пейзажами; альбомный лист с готовым фоном, палочки для выцарапывания, салфетки, «Сундучок» со снегом и льдом, замороженная кисточка, мнемотаблица к рассказу Д. Зуева «Зимний лес», «Волшебная палочка».

Ход занятия:

Звучит музыка С. Прокофьева «Утро»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать стихотворение

(А.С. Пушкин «Волшебница – Зима»)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

- Ребята, вы прослушали стихотворение и музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Каждый из вас представил зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях? (в лесу, в парке…)

Звучат звуки вьюги…

-Что это за звуки? (метель, вьюга). Метель, вьюга, снежный буран, пурга, позёмка – все эти слова разные, но обозначают одно и тоже: ветер со снегом.

Что-то повеяло холодом…

Да это промчалась Зимушка – Зима.

Хотите полететь вслед за ней? (Да, хотим).

- Для этого наденем «шапки-невидимки» и скажем волшебные слова:

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В зимний лес нас принесет.

- Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы.

Мы с вами попали в сказочный зимний лес!

(Звучит вой вьюги, ветра).

Опять повеяло холодом…

Появляется Зимушка – Зима, здоровается.

- Здравствуй Зимушка – Зима, мы пришли к тебе в гости; как красиво в твоём царстве, как же ты со всем управляешься или тебе кто-то помогает?

- У меня есть для вас волшебный дворец.

Ларец мой непростой, волшебный, чтобы его получить и открыть, надо выполнить задания:

- Зимушка-Зима:

 - Мои помощницы – снежинки загадают вам загадки, да вот беда пока они летели поднялся сильный ветер и разметал снежинки по лесу, помогите, пожалуйста, им собрать слова – загадки…

Какой мастер

На стекле нанёс

На листья, и травы,

И заросли роз?

                    (мороз)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

                    (мороз)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

                   (метель)

Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит.

                        (снег)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

                               (иней)

Молодцы! Послушайте ещё одну загадку:

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

                             (лёд)

Игра «Волшебный лёд»

- У меня есть кусочек волшебного льда, давайте припорошим его «снежком» (манная крупа) и посмотрим какое слово появится на льдинке (орг. стекло)

(слово – «Зима» заранее написано прозрачным клеем).

Зимушка – Зима: Молодцы ребята! Ларец ваш.

Мне пора, у меня много дел в моём царстве…

Воспитатель и тети: Спасибо!

Воспитатель: - Ребята, нам тоже пора домой:

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придёт

И домой нас унесёт.

Воспитатель:- Вот мы и в детском саду, что же нам подарила Зимушка-Зима?

Ребята, чтобы открыть ларец, нам надо подобрать ключик к замку ларца.

Игра «Подбери ключик»

-Молодцы! Вот и открылся ларец, что же нам подарила Зимушка-Зима?

Воспитатель достает из ларца замороженную кисточку, кусочки льда и рассматривает вместе с детьми.

Упражнение «Сравни и расскажи»

- Снег и лёд – их появление связано с наступлением зимы (мороза);ъ

Снег состоит из снежинок, а лёд это замёрзшая вода.

Снег мягкий, а лёд твёрдый.

Снег пушистый, а лёд гладкий.

Снег белый, а лёд прозрачный.

Снег тает быстрее, а лёд медленнее.

- Что нужно сделать,  чтобы растаял лёд? (погреть льдинки в ладошках, подуть, залить тёплой водой), как нам «освободить» кисточку?

- Кисточку мы «освободили», а  с ней здесь есть ещё и палочка, потому что мы сегодня с вами будем рисовать подарок для Зимушки – Зимы: зимний пейзаж в технике «граттаж»; «граттаж» - способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом (нажимая с усилением на палочку, так, чтобы проявилось изображение).

Фон уже готов, мы приготовили заранее. Ваша задача: подумать, какие деревья у вас будут в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке.

Зимушка – Зима: Да, мои владения очень велики и без помощников мне не справиться, хотите узнать кто они? (Да)

Как-то раз у меня в гостях был писатель Д. Зуев, он написал очень красивый рассказ «Зимний лес», а Мороз сделал наброски (мнемотаблица) к рассказу, послушайте отрывок из этого рассказа:

Зимушка читает отрывок из рассказа Д. Зуева «Зимний лес»

Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес. Всё тихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

На поляне особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке пышная снежная шапка.

Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блёстки. Хорош лес в зимнем уборе.

Воспитатель: Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка – Зима со своими помощниками.

Зимушка – Зима: Ребята, а вы запомнили моих помощников? (метель, вьюга)

Воспитатель: Красиво в твоём царстве, но холодно, ребятам согреться нужно, поиграй с ними.

ФИЗМИНУТКА «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес.                                                       – Ходьба на месте

Сколько здесь вокруг чудес!                                                - Разводят руки в стороны              

Справа берёзка в шубке стоит,                                        - Руку отводят вправо и смотрят                

Слева ёлка на нас глядит.                                                   - Руку отводят влево и смотрят                

Снежинки в небе кружатся,                                             - Поднимают и опускают руки.                    

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал.                                                     – Прыжки.        

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!                                                        -  Имитируют «волчью» походку.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит.                                                  – Имитируют сон.                                          

В лесу красота и покой,

А вам пора уже домой!                                                     - Разводят руки в стороны.

Зимушка – Зима: Вы хотите помогать мне украшать лес?

В начале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

В процессе работы воспитатель помогает советом детям.

В ходе рассматривания детских работ предложить детям почитать стихи о зиме ( Ф. Тютчев «Чародейкою-Зимою..»).       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе на тему «Волшебница – Зима»

Конспект занятия в средней группе на тему «Волшебница – Зима»...

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница вода»

Представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию с водой...

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебница Зима».

Учить различать по внешнему виду и правильно называть природные явления;Учить детей отвечать на поставленные вопросы;Развивать длительный и плавный выдох;Развивать внимание, память, мышление;Активизир...

Конспект нод по развитию речи в старшей группе на тему "Волшебница - зима"

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, новогоднем празднике....

Конспект ООД по познавательному развитию Старшая группа на тему «Волшебница-зима».

Конспект ООД по познавательному развитиюСтаршая группана тему «Волшебница-зима».Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.Задачи:1. Расширять знания о характерных з...