Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников»
методическая разработка

Борисова Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_v_starsh_gr_melk_motor.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка»

Мастер-класс для родителей на тему:

«Развитие мелкой моторики дошкольников»

                                                                                                       

\

                                                                                                             Разработала воспитатель

                                                                               Борисова Т.А.

Дорогобуж, 2019 г. 

Тема «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Цель: педагогическое просвещение родителей по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Задачи: 1. Знакомство родителей (педагогическое просвещение) с теоретическими и практическими аспектами развития мелкой моторики дошкольников.

2. Консультирование родителей по теме.

Сообщение воспитателя:

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

   Потребность и способность двигаться заложена в Человеке генетически. Двигаясь, ребёнок развивается и познаёт окружающий мир. Кроме того, учёными доказано, что речевой и двигательный центры в головном мозге находятся рядом, и, развиваясь, стимулируют друг друга, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности общей и мелкой двигательной моторики. К тому же, простые движения пальцев снимают усталость и напряжение, а стимулирование акупунктурных точек кистей рук оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. Так, развивая мелкую моторику, мы воздействуем на все органы человека:

-большой палец руки отвечает за голову;

- указательный – за желудок;

- средний – за печень;

- безымянный – за почки;

- мизинец – за сердце.

   Тема развития мелкой моторики не перестаёт быть актуальной и по сей день. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, месить тесто, стирать бельё, вышивать, штопать, шнуровать обувь и т. д. Сейчас же чуть ли ни на каждое занятие есть по машине.

  Если в возрасте 4-х лет ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, в 5 лет – завязывание шнурков вызывает затруднение, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, есть повод задуматься!

  К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш и ручку. 

Сегодня существует множество методик развития тонкой моторики пальцев рук: пальчиковые гимнастики, различного рода массажные упражнения  при помощи грецких орехов и  шестигранных карандашей, народные игры “Ладушки”, “Сорока – белобока”, “Коза рогатая” и другие.

   Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

   Активные игры со стихотворным сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке. Часто мы используем данный вид игр на занятиях. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем. «В гости к кошке».
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. (загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка. (Показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке перебирая пальчиками
продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу! (Как кошка царапать пальчиками ладошку,
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

Пальчиковые игры с предметами

   Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

  Попробуйте выложить из них любой рисунок - солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное - развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

      Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

     Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

Пальчиковые игры на основе сказок и пальчикового театра

  Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Пальчиковые кинезиологические игры;

  Кинезиологические упражнения или по другому их называют «гимнастика мозга».
 Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
 Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе несколько кинезеологических. игр.

«Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.

  Пальчиковые игры с элементами самомассажа, В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д. Игры используются на занятиях физкультурой, утренней гимнастики, гимнастики после сна.

  Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

  В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. Часто такие игры используем на музыкальных занятиях.
 Игра “У жирафов”, «Испеки нам пироги, бабушка Маруся»

Развитие пальцев с помощью рисования

       Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д.

  В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

       Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

       Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

- можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

- катать крупу между большим и указательным пальцами;

 - придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

 - покатать между двух ладоней шестигранный карандаш.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

       Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия.

Подведение итогов

   Теперь вы знаете многое о значении развития мелкой моторики. Надеемся, что вы будете чаще дома заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой. Так как полноценное развитие ребенка будет осуществляться, только лишь при взаимодействии трех составляющих педагог – ребенок – родитель.

Спасибо всем за внимание

 

Литература

Источники из сети интернет:

  1. https://vk.com/topic-95761809_32603433
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/09/palchikovye-igry-dlya-doshkolnikov

Методическая литература:

  1. Елжанова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения/ Н.В.Елжанова.- Ростов н/ Дону, 2010  
  2. Елжанова, Н.В. Методическая копилка для педагогов ДОУ/ Н.В.Елжанова.- Ростов н/ Дону: Феникс, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по изготовлению дидактической игрушки для развития мелкой моторики рук ребёнка.

Дидактическая игрушка «Нюша»Данная игрушка, не проста игрушка, а богатый дидактический материал способствующий развитию мелкой моторики рук, развивает мышление и воображение, хватательные, соотносящие...

Мастер- класс на тему:" Использование прищепок для развития мелкой моторики рук детей"

Данный мастер- класс поможет закрепитьпредставление о понятии "мелкая моторика"., познакомит с использованием прищепок в играх по развитию мелкой соторики старших дошкольников....

Мастер-класс в рамках мотивационной площадке по теме: «Мелкая моторика рук через различные виды детской деятельности»

мастер-класс в рамках мотивационной площадке по теме "Мелкая моторика рук через различные виды деятельности"....

Мастер-класс из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»            ...

Мастер – класс для педагогов «Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников»

Цель мастер-класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной  технике  аппликации в развитии мелкой моторики  и  творчества дошкольников....