Мастер класс в рамках семинара "Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Морозова Татьяна Алексеевна

Мастер класс будет интересен воспитателям старших и подготовительных логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков Ш – Ж

(чистоговорки, скороговорки, су-джок терапия, самомассаж, пальчиковая гимнастика, логоритмические игры, игры на внимание, схемы, подготовка к чтению)

Скороговорки и чистоговорки

Жу-жу-жу- помоги ежу.

Ша-ша-ша-хороша лапша.

Ши-ши-ши-новые карандаши.

Жи-жи-жи- сказку расскажи.

Ош-ош-ош- снеговик хорош.

Жок-жок-жок-вкусный пирожок.

Ша-ша-ша - наша Маша хороша

Жа-жа-жа - увидели ежа

Шо-шо-шо - Глаша пишет хорошо

Жо-жо-жо – на улице свежо

Шу-шу-шу - Саша кушает лапшу

Жу-жу-жу – делим мы межу

Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши

Жи-жи-жи – точим мы ножи

Ше-ше-ше – шепчет Паша в шалаше

• Же-же-же – иголки на еже

Жу-жу-жу – молоко дадим….. (ежу)

Жа-жа-жа – есть иголки у …..(ежа)

Жи-жи-жи – здесь живут ….. (ежи)

Не живут ужи где живут ежи.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша – нигде не видно шалаша.

Ша-ша-ша – в кастрюле варится лапша.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Шок-шок-шок – в углу стоит мешок.

Су-джок терапия

Су–джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус.

Посмотрите – ка, ребята,

На столе лежат ежата!

Никуда не убегают,

Вас, детишки, поджидают!

Поскорее их берите, на ладонь свою садите!

С ними будете играть, свои ручки развивать!

Чтобы с ёжиком поладить, нужно ёжика погладить!

По ладошке покатать и иголки посчитать!

 «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж   (катаем су-джок между ладонями)

На клубочек ты похож   (массажные движения большого пальца)

На спине иголки  (массажные движения указательного пальца)

Очень-очень колки   (массажные движения среднего пальца)

Хоть и остом ёжик мал (массажные движения безымянного пальца)

Нам колючки показал (массажные движения мизинца)

А колючки тоже на ежа похожи. (катаем су-джок между ладоней)

«Маша и медведь»

Маша к Мише забрела.

Вот такие вот дела! Потерял медведь покой,

Игры с Машей день-деньской:

Жмурки, прятки, догонялки,

Эстафеты, скачки, салки,

Чехарда и кошки-мышки,

Разукраски в детской книжке,

Бой подушками, горелки,

Крепость, шишки, перестрелки,

Дочки-матери, загадки,

Снова салки, снова прятки...

На каждую строчку массажные движения шариком су-джок.

Использование массажного кольца при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Локальный самомассаж биологически активных зон лица.

ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи, (дети гладят лоб от центра к вискам)

ЖАМ-ЖАМ-ЖАМ – подойдем к ежам, (дети гладят крылья носа сверху вниз)

ЖЕЙ-ЖЕЙ-ЖЕЙ – не обижай ежей (дети гладят щеки от центра к вискам)

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая игра «Пальчики-колечки»

Ну-ка, пальцы, В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.

Вышли в ряд!

Пальцы в колечки будем сгибать, В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.

Будут пальцы помогать В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.

Слова и слоги называть! В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.

ША-ЖА-ША В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.

ШАРИК-ЖАБА-И ЛАПША, Делаем аналогично с пальцами левой руки.

Жа-ШИ-ЖА, В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.

ЖАР-МАШИНА-И МЕЖА, Делаем аналогично с пальцами левой руки.

ШИ-ЖИ-ШИ, В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.

УШИ-ЛЫЖИ-МАЛЫШИ, Делаем аналогично с пальцами левой руки.

ШИ-ЖИ-ШИ, В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.

НОЖИК-ШИНА-ЭТАЖИ. Делаем аналогично с пальцами левой руки.

Пальчиковая игра «День рождения Наташи»

Женя, Жанна, Маша, Даша - Загибают пальчики на одной руке.

Поздравляли все Наташу.

Женин подарок - большущая книжка, Загибаем пальчики на другой руке при назывании подарков.

Жаннин подарок - смешная мартышка,

Машин подарок - большой медвежонок,

Дашин подарок - рыжий котенок.

Как же рада наша Наташа

Подаркам Жени, Жанны, Маши и Даши!

Пальчиковая игра «Грибы»

Миша шел, шел, шел, Указательный и средний пальчики "идут" по столу.

Миша гриб нашел. Имитируем гриб - ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.

Белый гриб на толстой ножке

Миша положил в лукошко. Изображаем лукошко полусогнутыми пальчиками ладошки; имитируем как кладем гриб в лукошко.

Миша шел, шел, шел, Указательный и средний пальчики "идут" по столу.

Снова гриб нашел. Имитируем гриб - ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.

Красная шляпка в белый горошек, Делаем хмурое лицо.

Миша раздавит этот гриб ножкой. Имитирует, как "раздавит" - давим указательным пальчиком по столу.

Логоритмические игры

«Я по камешкам пошел…»

Я по камешкам пошел (дети шагают на месте),

И лягушку там нашел (дети хлопают в ладоши),

Я по полюшку пошел (дети шагают на месте),

И букашку там нашел (дети хлопают в ладоши).

 «Слоги»

Мы с картинками играем (дети выполняют ритмичные приседания),

По слогам их называем (дети отбивают ритм правой ногой),

Покажи свои ладошки (дети показывают руки то лицевой, то тыльной стороной рук),

Их похлопаю немножко (дети выполняют ритмичные хлопки).

Дети встают парами, лицом друг к другу. Один ребенок произносит слово по слогам (петушок, ножи, душ, машина, медвежата) и на каждый слог легко задевает по рукам другого. Другой ребенок в паре старается сосчитать, сколько слогов в слове. Потом дети меняются ролями.

 «Подскажи словечко»

На свете ежик … жил, он маме шубу … шил.

Ежонка было …жаль, весь день вязал он … шаль.

Был у ежонка … жар, ему подарят … шар.

Дидактические игры

Игра «Назови ласково» (с картинками) с мячом

Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж]. Ребенку кидают мяч и показывают картинку, он меняет слово так чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж].

со звуком [ж]: сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.

Слова: со звуком [ш]: перо – пёрышко, зерно, крыло, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.

Игра «Звуковой коврик»

Отправились Крош и Бараш к Нюше по цветной дорожке, а вот каким узором она была выложена помоги узнать с помощью «Звукового коврика».

Если услышишь в слове звук Ш – то положи коричневый квадратик, если звук Ж- жёлтый.

карандаши, снежок, клавиши, утюжок, шляпа, флажок, шапка, дружок, подушка, желток, шалун, , бережок, крошки, жаба.

«Угадай-ка»

Взрослый предлагает ребенку отгадать какой звук слышится в слове - Ж или Ш. Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву - Ж или Ш. Если ребенок еще не знает букв, то их можно заменить на картинки Змейки (Ш) и Жука (Ж).

Слушай внимательно и угадай!

Правильно звуки ты выделяй!

животное, школа, мороженное, машина, шар, жаба, прибежали, лыжи, швея, бабушка, нашел, желтый, положил, лежал, Шура, журавль, мышка, жирный.

Игра «Накорми зайцев»

Чем питаются зайцы? Делают они запасы на зиму? Как они зимуют?

Зайцы соскучились по сочной и полезной еде, угости их морковкой:

Если услышишь в слове звук [Ш], дай морковку зайцу (у каждого ребёнка заяц и морковки): шапка, миска, кошка, кувшин, каска, шуба, машина, маска, жёлудь, каша, мишка.

Игра «Угости белок»

Чем питаются белки? Делают они запасы на зиму? Зима была длинной, и запасы белок закончились, угостите их:

Белки любят грибы, орехи (предметные картинки белки и запасы: грибы, орехи, на обратной стороне каждого гриба и ореха наклеены предметные картинки, в которых есть звук [ш]), в запасах спрятались картинки. Когда даёшь белке угощение, правильно назови то, что изображено, следи за правильным произношение звука [ш], если назовёшь правильно, пополнишь запасы белок.

 «Улитка»

Рассмотри улитку. Какие картинки она несёт на себе. Назови картинки и определите место звука в слове.

«Словечки»

Назови слова со звуком Ж, затем Ш. Определи место звука Ж, Ш в слове.

Упражнение «Подружи звуки»

Упражнения артикуляционной гимнастики.

Упражнения:

- «массаж для язычка»

- «лопаточка»

- «качели»

- «чашечка»

- «грибок»

- «вкусное варенье»

 «Расскажи по картинке» (картинка девочка с кошкой)

- Посмотри на картинку, кого ты здесь видишь? (Девочка и кошка)

- Девочку зовут Женя. Повтори ее имя.

- Кошку зовут Машка. Повтори ее имя. 

- Женя любит петь кошке Машке песенку. Давай прочтем, какую песенку поет Женя Машке.

«Гномики»

К нам в гости пришли два друга-гномика. Одного из них зовут Шутник, а другого Снежок. Повторите имена гномиков.

- Где стоит звук [ш] в имени гномика Шутник? (В начале слова) Этот гномик любит все слова, в которых есть звук [ш]. Какие картинки заберет себе Шутник? (Штанга, машина, малыш шорты, бабушка, мышка).

- Где стоит звук [ж] в имени гномика Снежок? (В середине слова) Этот гномик любит все слова, в которых есть звук [ж]. Какие слова заберет себе Снежок? (Желуди, лужа, лыжи, ежи, мороженое, жук)

- Мы поделили картинки между друзьями. Теперь давайте поможем им найти среди картинок только те, которые отвечают на вопрос «Кто это?» (Мышонок, жук, бабушка, малыш, ежи).

- А теперь найдем картинки, которые отвечают на вопрос «Что это?» (шорты, машина, штанга, желуди, лыжи, лужа.)

Распредели картинки.

Цель работы: закрепить у детей навыки дифференциации звуков ш. Задание распредели картинки по определенному признаку.

Литература

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 325с.
  2. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38.
  3. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
  4. Смирнова Л.Н. “Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи”. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс в рамках проекта «Я талантлив!» дополнительного образования детей по хореографии танцевальный кружок «Малинки» октябрь 2015г.

У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно она популярна в молодежной и детской среде. Хореография - это мир красоты движ...

Мастер класс в рамках тренинга «Эмоционально положительное отношение к детям. Развитие эмпатии»

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа  выражения....

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

«Организация обучения и воспитания детей с овз и детей – инвалидов в рамках сетевого взаимодействия»

Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...

Мастер класс Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования»

Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализациимуниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования»...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...

Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий....