Педагогический проект "Использование лего - технологии в развитии различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста".
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Педагогический проект "Использование лего - технологии в развитии различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aaa_ispolzovanie_lego_-_tehnologii.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО–ТЕХНОЛОГИИ
В РАЗВИТИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогический проект
Актуальность проекта: В последнее время остро стоит проблема ухудшению здоровья детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок. Специально организованная деятельность дошкольников является эффективным средством формирования здоровья и выработки правильных привычек к здоровому образу жизни дошкольников.
Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.
Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Гипотеза проекта: Если в работе по лего - конструированию подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в педагогический процесс, то у детей в ходе реализации проекта появится богатый опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы развития ребёнка.
Новизна проекта: Применение дидактических игр с использованием нестандартного оборудования. Применение нетрадиционных форм работы с родителями.
Цель проекта:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Задачи проекта:
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам лего – конструирования на современном этапе развития системы дошкольного образования.
- Пополнить дидактический материал по лего – конструированию для детей старшего возраста во взаимодействии с семьями воспитанников.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс по лего – конструированию, направленный на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители группы.
Тип проекта:
По доминирующему методу: практико-ориентируемый;
По характеру содержания: ребёнок и его семья;
По характеру участия ребёнка в проекте: участник;
По характеру контактов: осуществляется внутри возрастной группы в контакте с семьёй;
Сроки реализации: долгосрочный
Ресурсы:
Методические:
1. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. -М, ТЦ Сфера,
2. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС/ Ишмакова-М.:С.М. Маска, 2013
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO.- М. «Линка - Пресс», 2001г.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду -М, ТЦ Сфера, 2016
5.Конструирование из строительных материалов: наглядно-дидактический комплект для детей 4-5 лет. - ООО: Учитель, 2013
6. www. lego.com
7. www.lego.ucoz.ru
8. www.my-lego-models.ucoz.ru
Материально-технические: дидактические игры, презентации.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный (информационно - аналитический) включает повышение уровня профессиональной компетентности педагога:
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по лего – конструированию детей дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО.
- Изучение методической литературы: методика работы по вопросам лего – конструирования на современном этапе развития системы дошкольного образования.
2 этап – практический
- Пополнение дидактического центра новыми играми, изготовленными своими руками и руками родителей.
- Освоение современных образовательных технологий при формировании социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс по лего – конструированию, направленный на поддержку и развитие познавательной инициативности.
3 этап – заключительный
- Результаты проектной деятельности.
- Определение перспектив развития проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Современные требования к содержанию и организации работы по лего - конструированию детей старшего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Цель нашей образовательной деятельности – удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов. Это необходимо для решения задач ФГОС дошкольного образования. В Стандарте дошкольного образования п.2.6. отмечено, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Одним из таких методов является ЛЕГО-технология.
Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.
Мы, педагоги ДОУ, считаем, ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения детей дошкольного возраста. ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой.
Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.
Возрастные возможности детей дошкольного возраста.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее. Основное значение для развития детей имеют поддержка и всемерное развитие качеств, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.
Целевые ориентиры образования в старшем возрасте:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения.
Изучив авторскую программу Е.В.Фешиной «ЛЕГО-конструирование в детском саду», которая ставит цель - развивать конструкторские способности детей, при которых решаются задачи: формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление умственной деятельности; развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Методику своей работы автор строит так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность находчивость и умение работать в коллективе. Большое значение имеет организация развивающей среды, где обустроены центры развивающих игр.
Благодаря этой программе дети учатся:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь. Формами подведения итогов реализации программы являются участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ воспитанников.
Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее, на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция следующих образовательных областей: Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями. Социально-коммуникативное развитие; Лего позволяет: - создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом, развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, - формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Например, во время проекта «Путешествие в страну Лего» в рамках недели здоровья «Карусель здоровья» и правовых знаний «Право ребёнка на досуг и отдых» (приложение №1) осуществилась совместная работа ДОУ с семьями воспитанников. Родители охотно откликнулись на предложение поучаствовать в организации праздника «День рождения Лего-феи» и выставки «Играй-Городок» в нашем центре по ЛЕГО-конструированию «Любознайка». Познавательное развитие; Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Лего – мозаика «Цифры» (собери цифру по образцу, собери цифру по памяти, закончи цифру). «Волшебная лесенка» (посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз; посчитайте, сколько деталей в каждом ряду; пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз). (приложение «). Речевое развитие; С целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышения интереса и эмоционального настроя создали проблемную ситуацию, благодаря которой совместно с родителями организовали грандиозную подготовку к празднованию дня рождения Лего-феи. И тогда создали путеводитель каждой команде для осуществления праздника через квест – путешествия по стране Лего. При организации проведения мероприятия постарались соединить игры, труд и обучения, что помогло обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, такие как загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы, также помогли при творческой работе. Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории (приложение №3). Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д. Данное использование ЛЕГО — конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Используются ЛЕГО — элементы и в дидактических играх и упражнениях. Детей ЛЕГО-конструирование учит созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового. Созданные детьми ЛЕГО-постройки были использованы в сюжетно-ролевых играх, таких как «Архитектор», «Строитель». В течение всей недели здоровья «Карусель здоровья» работали центры активности, в которых создавались атрибуты для оформления празднования дня рождения, а также дидактические игры-лего, которые в дальнейшем послужили подарками для поздравления Лего-феи. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать при моделировании. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка. Благодаря своему жизненному опыту, наблюдениям, дети, создали дидактические игры: «Домино-лего», «Пазлы-лего», «Крестики-нолики-лего», «Шахматы-лего». Художественно – эстетическое развитие; При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка. Во время коллективной работы создали растяжку «С днём рождения, Лего», схемы лего – загадок, открытку «С днём рождения», фото-альбом «Моя поделка из лего». Задания можно усложнять и упрощать с учетом возрастных особенностей детей. Физическое развитие; Основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения утренней зарядки и физкультурных занятий с подвижными играми, благодаря которым у детей были положительные эмоции. Например:
Подвижные игры «Кто быстрее», «Попади-лего», «Перенеси Лего!», «Башня Супер-Лего». Пополнили физкультурный уголок «Богатырь» тренажёром «Попади-лего». Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы. Это лишь малая часть вариантов использования лего в непосредственно образовательной деятельности ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника. |
Принципы организации работы
Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно – образовательной работы. При правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребёнка. При планировании занятий учитывают возраст детей и уровень их развития.
2 этап – Практический (реализация проекта):
Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Результаты проекта
Таким образом, в процессе реализации проекта, как педагоги, так и родители создали благоприятную здоровьесберегающаую среду. Беседы, игры, занятия по теме с помощью ЛЕГО – конструирования оказали влияние на развитие детей, радикально изменив характер интеллектуальной деятельности, при которой они проявили свои лучшие качества, расширили свои знания, умения и опыт самостоятельной, совместной с взрослым, познавательной, продуктивной творческой деятельности.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.
Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволила поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
ЛЕГО способствовало осуществлению совместного обучения в рамках одной команды, распределению обязанностей в своей команде, а также проявлению повышенного внимания культуре и этике общения, проявлению творческого подхода к решению поставленных задач. Научила создавать модели реальных объектов и процессов и видеть реальный результат своей работы.
Практическая значимость нашей работы в группе ДОУ заключается в том, что ЛЕГО полезная игра и дети больше развиваются, играя в ЛЕГО.
Важно отметить, что в отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребёнка, игрушками ЛЕГО дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Продуманная цветовая гамма конструкторов способствует эстетическому воспитанию ребёнка: он видит и понимает, как должно быть - красиво, аккуратно, празднично ярко.
ЛЕГО-конструирование поощряет детей к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. ЛЕГО-конструирование даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней, причём, используя детали не одного, а двух и более наборов ЛЕГО, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек и сюжетов игры с ними.
Опираясь на большой опыт работы с дошкольниками, мы совместно с родителями пришли к выводу о том, что детей привлекает процесс конструирования из ЛЕГО. Они с удовольствием строят дома и мосты, конструируют виды транспорта, мебель, создают дидактические игры, животных и насекомых, как дома, так и в детском саду.
В результате проделанной работы, мы убедились, что работа с конструктором ЛЕГО развивает не только мелкую моторику рук детей, но и речь, воображение, мышление, творческие способности каждого ребёнка.
ЛЕГО-технология использовалась, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей в рамках НОД, и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».
Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...
План реализации проекта через различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста.
План реализации проекта через различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста включает в себя:- Формирование здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребе...
Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
«Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»
Статья «Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»...
Педагогическая технология в развитии вокально – хоровых умений детей старшего дошкольного возраста
laquo;Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Дошкольный возраст – самый благоприятный период для ...
Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и р...
Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста
Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста...