Развитие навыков рефлексии.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Калягина Елена Сергеевна

Развитие навыков рефлексии.

 

Рефлексия — это «взгляд внутрь себя», внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за своим внутренним миром за собой, своими поступками. Без самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности невозможно обучаться. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

 

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

 

Благодаря  развитому умению рефлексировать дети учатся:

  • находить мотивацию для самостоятельной работы;
  • направлять внимание не только на процесс деятельности, но и на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
  • навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке;
  • ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;

осмысливать получаемые результаты.

 

Умения необходимые для формирования и развития рефлексивной деятельности, формируются через постановку правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.

Детям следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:

  • Что происходило во время занятия?
  • Что нового вы для себя узнали?
  • Что понравилось, не понравилось?
  • Что именно делали вы (ты)?
  • Что при этом вы испытывали, чувствовали?
  • Через какие трудности вам пришлось пройти?

 

Хорошим способом оценки настроения и состояния ребенка может стать игра «Моя погода» — воспитатель спрашивает: «На что похоже сейчас твое настроение?» Ребенок должен выбрать картинку - смаил, соответствующую его настроению:

• смаил – с белозубой улыбкой — прекрасное настроение;

• смаил - улыбка — хорошее настроение;

• смаил - грусть — плохое настроение;

• смаил - плачет — грустное, печальное настроение;

• смаил - злость— злое, ужасное настроение.

После выбора смайла нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такой смайл, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

 

Рефлексия — удивительное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, воспитателями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок совершенствуется, развивается, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_refleksii.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков рефлексии.

Рефлексия — это «взгляд внутрь себя», внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за своим внутренним миром за собой, своими поступками. Без самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности невозможно обучаться. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

Благодаря  развитому умению рефлексировать дети учатся:

  • находить мотивацию для самостоятельной работы;
  • направлять внимание не только на процесс деятельности, но и на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
  • навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке;
  • ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;

осмысливать получаемые результаты.

Умения необходимые для формирования и развития рефлексивной деятельности, формируются через постановку правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.

Детям следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:

  • Что происходило во время занятия?
  • Что нового вы для себя узнали?
  • Что понравилось, не понравилось?
  • Что именно делали вы (ты)?
  • Что при этом вы испытывали, чувствовали?
  • Через какие трудности вам пришлось пройти?

Хорошим способом оценки настроения и состояния ребенка может стать игра «Моя погода» — воспитатель спрашивает: «На что похоже сейчас твое настроение?» Ребенок должен выбрать картинку - смаил, соответствующую его настроению:

• смаил – с белозубой улыбкой — прекрасное настроение;

• смаил - улыбка — хорошее настроение;

• смаил - грусть — плохое настроение;

• смаил - плачет — грустное, печальное настроение;

• смаил - злость— злое, ужасное настроение.

После выбора смайла нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такой смайл, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Рефлексия — удивительное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, воспитателями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок совершенствуется, развивается, обучается видеть себя изнутри и со стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн...

Практикум для воспитателей ДОУ по развитию педагогической рефлексии

Согласно требованиям ФГОС педагоги ДОУ должны обладать необходимыми навыками профессиональной рефлексии. В данной разработке имеются упражнения и теоретический материал по развитию рефлексии у воспита...

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»

Цель: способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности. Задачи:1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии; 2. познакомить педагогов с различны...

Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ "Развитие педагогической рефлексии молодого педагога"

Развитие рефлексиыных качеств педагога должно стать важнейшей целью его профессионального роста, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности. Всвязи с этим, целью моей педагогической раб...

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»

Мероприятие поможет использовать приемы саморефлексии в педагогической деятельности...

Консультация для родителей «Формирование и развитие у родителей навыков рефлексии детско-родительских взаимоотношений в семье»

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.Стил...

Моя педагогическая находка «Открытия в открытках», или филокартия как способ развития навыков рефлексии у детей дошкольного возраста"

Данный материал я представляла на заключительном этапе конкурса "Воспитатель года-2022" в г. Ярославль. Члены жюри достаточно высоко оценили мою идею, было задано множество вопросов, высказа...


 

Комментарии

Солдатова Татьяна Леонидовна

Елена Сергеевна! Спасибо, за замечательный конспект! Вы правы, Елена Сергеевна, что рефлексия-это способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.